Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»
Цель: знакомство детей-с природными объектами экологической тропы.
Задачи:
1.Обобщать и углублять знания детей о током дереве как береза.
2.Дать представление детям о том какую пользу приносит людям
сирень.
3.Выявить знания детей, об отличительных особенностях дерева от
куста.
4.Обобщить знания детей о зимующих птицах, их предпочтение в
рационе питания.
5.Обобщить знания детей о происхождении пня и его назначения в
жизни живых организмов.
6.Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
7.Развивать любознательность, наблюдательность.
8.Использовать в занятии произведения художественной литературы.
Ход
Воспитатель: Ребята! Сегодня Старичок-Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Хотите отправится с ним в путешествие? Ну тогда выходите он нас уже ждет.
Лесовик:
Здравствуйте ребята! Это я седой старик.
Называюсь лесовик. Я лес сторожу
За порядком слежу.
Я присматриваю за природой вокруг. Вас, как моих помощников, я прошу сегодня вместе со мной пройтись по экологической тропе д/сада и все внимательно осмотреть. У меня есть карта-путеводитель. она поможет нам найти те объекты которые я предлагаю вам сегодня рассмотреть.
(Показать карта – путеводитель)
--Ребята, а вы, знаете, что такое тропа?
(Это путь, по которому куда-то идут люди; Это дорожка, у которой есть начало и конец; Она обязательно куда-то ведет.)
Но, мы сегодня пойдем не по простой тропе, а по экологической. Значит, путешествие наше будет с определенной целью – охранять природу и узнать о ней что-нибудь новое. Теперь давайте посмотрим на нашу карту.
Отгадайте какое дерево задумал проверить я сегодня.
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из майских дней,
Май сережки дарит ей».
(береза)
Правильно. Рассмотрим строение дерева. Что есть у березки?
(ствол ,ветки, сережки, листья, корни, береста)
-- Береза своей красотой вызывает восхищенье, полюбуйтесь ей. Берёзка – символ нашей Родины и символ красоты нашей родной природы Береза является красивым и полезным деревом
Хороша березка во все времена года. Люди издавна называют ее «красавицей русского леса» и посвящают ей песни и стихи.
А вы знаете стихотворение про березу?
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубе белой – зимой,
Вся в серёжках – весной,
Сарафан зелёный – летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит
Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы.
Весной на березе первыми появляются сережки, а потом уже распускаются листья. Сережки – это цветки, а название свое они получили, так как похожи на длинные женские серьги. В мае береза зеленеет. А осенью на березе появляются новые сережки, но это уже плоды, в которых находятся семена. Упадет семечко на землю, из него вырастет новая березка.
Чем отличается берёза от других деревьев? (белой корой)
Белую кору называют берестой
А как вы думаете зачем березе нужна береста?
(Береста – это защитный слой дерева. Она защищает берёзу от вредных воздействий. В белой коре – бересте есть отдушины: чёрные чёрточки. Они называются чечевичками, через них берёзка дышит.)
Кто скажет какую пользу приносит береза людям?
( В старину писали на бересте. Делают красивые картины, шкатулки. Различные поделки. Из коры березы получают деготь. А из дегтя делают мази, дегтярное мыло. Мы используем для своего здоровья: березовый сок, весенние почки, молодые листья и веточки, кору, березовый гриб, деготь. Даже березовый уголь нужен. Березовый веник хорошее массажное средство.)
Ребята сколько интересного рассказали вы мне о березе. А вы узнали что-то новое?
А чтобы узнать куда нам идти дальше отгадайте загадку, а ответ проверим, посмотрев в карту.
2.(кормушки)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он всегда
Птиц зерном и хлебом? (кормушка)
(проверить отгадку по карте)
Ребята, а вы, когда выходите на прогулку кормите птиц?
А какие птицы прилетают к вам на кормушку?
Не видно в лесу тропинок,
Уснувших жуков и личинок,
Летите же птицы к людям
А мы кормить вас будем.
Кто скажет, чем вы угощаете птиц на своей кормушке?
(Правильно еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.)
Может быть, за зиму мы с вами спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
В моем волшебном мешочке всегда есть угощение для птиц. Давайте покормим их.
А нам пора отправляться дальше. Давайте заглянем в карту, цветы какого кустарника изображены здесь? (сирень.)
3 (ветка сирени)
"Куст сирени под окном
расцветает майским днём.
Что ни ветка - то букет и душистей веток нет".
(В. Мусатов)
А как вы думаете, что это - куст или дерево? Почему вы так думаете?
(У куста есть ветки, как у дерева, цветы, есть плоды, а вот ствол есть у куста? - Ствола у куста нет. Поэтому сирень мы называем кустом
Это куст, с очень красивыми цветками, цветы бывают разного цвета. - Белого и сиреневого. Цветы у сирени собраны в большую кисть, а на ней расположено большое количество мелких цветочков.
А еще ребята я открою вам секрет цветами сирени можно не только любоваться, но они еще применяются в медицине.
Настоем пользуются при простуде, когда температура. Используют при лечении ран, ушибов.И листья у сирени лечебные ими лечат труднозаживающие, раны.
Аромат сирени широко используют при изготовлении духов. А древесину, как и в древности, для изготовления сувениров. Соцветия сирени – съедобны и из них даже варят варенье)
Ребята, а сейчас я хочу вам загадать еще одну загадку, а вы попробуйте ее отгадать
4. (пенек)
Был я деревом когда - то
И шумел листвой, ребята.
Потерял свою красу –
Стал я ниже всех в лесу. (Пень)
Правильно, это пень. На территории вашего детского сада тоже есть пень, и мы к нему сейчас подойдем.
Как вы думаете, а откуда появился пень?
(Посмотрите, когда – то здесь было дерево, затем его спилили. На месте дерева остался пень.)
В этом пне тоже идет жизнь.
Назовите насекомых, которых вы видели у нас на участке.
(жуки – древоточцы, жуки – короеды, бронзовки, многоножки, муравьи)
Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму. Пенек их согревает, это их дом
Ребята скажите мне, пожалуйста, а вам понравилась наше путешествие?
А что нового узнали вы сегодня?
Вот ребята и подошло к концу наше путешествие, а закончить его мне бы хотелось стихами.
«Любите родную природу-
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относится добрей».
А мне пора отправляться обратно в лес ведь у меня там очень много еще работы. А вам я думаю пора уже идти в детский сад.