Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная общеразвивающая предпрофессиональная программа в области музыкального искусства "Вокал" Авторская программа

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Структура программы учебного предмета

Программа учебного предмета «Народный вокал» разработана на основе федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Вокал».

Предмет «Народный вокал» направлен на получение учащимися певческих навыков и специальных знаний о многообразных исполнительских формах бытования народной песни и принципах ее воспроизведения.

Программа по данному предмету является частью комплекса предметов предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Вокал» и находится в непосредственной связи с такими предметами как: «народное творчество», «Фольклорный ансамбль», «Сольфеджио».

Программа может послужить задачам возрождения народного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры.

Отдавая должное академическому способу на классических образцах авторского искусства, необходимо помнить, что основой формирования личности, ее эстетических потребностей является гармоничное освоение, начиная с самого юного возраста, художественных ценностей традиционной национальной культуры своего народа, народов других стран, часто опирающихся на фундаментальные элементы традиционной культуры.

Главная задача начального музыкального образования- воспитание любви к музыке, любознательности, стремление к самостоятельному изучению музыкального наследия. Освоение элементов музыкальной грамоты, развитие слуха и исполнительного аппарата, навыков самостоятельной и творческой работы с первых же занятий музыкой – это основа воспитания, как музыканта – профессионала, так и любителя.

II.Актуальность

Основой хорошего пения является правильное певческое дыхание. Упражнения на дыхание, являющееся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. является хорошим жизненным тонусом для детского организма. Сценические движения частично решают проблему гиподинамии современных детей. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогают решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у обучающихся культуру речи. Участие ребенка в коллективных проектах развивает в нем коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Реализация творческих амбиции в коллективе формирует в ребенке формирует в ребенке качества, помогающие достигать успешности не только в творчестве. Публичные выступления формируют в обучающихся психологическую стойкость, а социально – значимая деятельность воспитанников коллектива помогает формироваться их активной гражданской позиции и непременного чувства ответственности за личный и коллективные результаты.

III. Форма проведения учебных занятий

Реализация учебного плана по предмету проводится в форме индивидуальных занятий. Такая форма обеспечивает личностно- ориентированный подход в обучении, дает возможность более точно определить перспективы развития каждого ребенка, в том числе и профессиональные перспективы обучающегося.

Пение является формой самопознания, самовыражения и осуществления творческой деятельности ребенка. Индивидуальная форма занятий позволяет средствами вокального искусства раскрыть творческую индивидуальность каждого учащегося. Занятия по постановке голоса на уроках позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его вокальные возможности (тембр, диапазон, интенсивность голоса), музыкальные способности, эмоционально- психологические особенности.

IV. Цель и задачи учебного предмета

Цель: приобщение к творческой деятельности в области народного пения, развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, раскрытие творческого потенциала и способностей ребенка, а также выявление наиболее способных учащихся и их дальнейшая подготовка к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях среднего профессионального образования по профилю предмета.

Основные задачи:

Обучающие:

- обучение навыкам исполнительского мастерства

- обучение навыкам правильного певческого дыхания

- обучение навыкам певческой артикуляции

- обучение навыкам ансамблевого пения

- обучение навыкам сценического мастерства

- расширение музыкального кругозора.

Воспитательные:

- воспитание высокой исполнительской культуры

- воспитание ответственности за личные и коллективные успехи

- воспитание активной гражданской позиции

- формирование качеств личности, необходимых для достижения успешности.

Развивающие:

- развитие музыкальной памяти и слуха

- развитие правильного интонирования

- развитие чувства ритма

- развитие навыков адекватной оценки личного и коллективного результатов.

V. Учебно-тематический план. Содержание программы

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1

Введение

1

Беседа

2

Певческая установка

17

3

Певческое дыхание

17

4

Звукоизвлечение

17

5

Дикция и артикуляция

17

6

Чистота интонации

17

7

Развитие чувства ритма

17

8

Разучивание песен

40

9

Контрольные занятия

4

Прослушивание

Итого часов

148

Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1

Введение

1

Беседа

2

Певческая установка

17

3

Певческое дыхание

17

4

Чистота интонации

17

5

Звукоизвлечение

17

6

Дикция и артикуляция

17

7

Развитие чувства ритма

17

8

Разучивание песен

40

9

Контрольные занятия

4

Прослушивание

Итого часов

148

Учебно-тематический план 3 года обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1

Введение

1

Беседа

2

Певческая установка

14

3

Певческое дыхание

14

4

Звукоизвлечение

14

5

Дикция и артикуляция

14

6

Чистота интонации

14

7

Развитие чувства ритма

14

8

Канон

14

9

Двухголосное пение

15

10

Разучивание песен

40

11

Контрольные занятия

4

Прослушивание

Итого часов:

158

Учебно-тематический план 4года обучения

№ п/п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1

Введение

1

Беседа

2

Певческая установка

14

Беседа

3

Вокально-хоровая работа

14

Беседа

4

Чистое интонирование

14

Беседа

5

А capella

14

Беседа

6

Развитие чувства ритма

14

Беседа

7

Певческое дыхание

14

Беседа

8

Канон

14

Беседа

9

Двухголосное пение

14

Беседа

10

Разучивание песен

41

Беседа

11

Контрольные занятия

4

Прослушивание

Итого часов:

158

Содержание.

1 год обучения

№№

Наименование темы

1.

Введение.

Прослушивание. Цель и задачи занятий. Краткое содержание каждой темы. Знакомство с расписанием.

2.

Певческая установка.

Правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног в процессе пения. Ощущение внешней и внутренней подтянутости.

3.

Певческое дыхание.

Закрепление диафрагмального дыхания. Пение упражнений, формирующих певческое дыхание. Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Равномерное распределение дыхания на одну

фразу. Проговаривание скороговорок на одном дыхании в удобном регистре как в пении, так и в не пения.

4.

Звукоизвлечение.

Открытый способ звукоизвлечения. Звонкость, чистота, полетность – основополагающие компоненты открытого звучания. Слуховой контроль за звукообразованием. Пропевание текста песен, потешек на одном звуке(разговорная интонация). Разучивание элементарных попевок, состоящих их 2-х, 3-х, 4-х нот.

5.

Дикция и артикуляция.

Развитие навыков правильной артикуляции. Четкое произношение согласных звуков. Проговаривание и пропевание скороговорок на разной высоте, в разном темпе. Работа со считалками и скороговорками, включающими согласные Б-П, Д-Т.

6.

Чистота интонации.

Работа над координацией слуха и голоса. Выявление примарной зоны и пропевание небольших по объему песен. Пение песен-попевок, считалок.

7.

Развитие чувства ритма.

Игра на ударных шумовых инструментах (ложках). Похлопывание несложного ритмического рисунка песен. Освоение с учащимися простейших метроритмов (две четверти, три четверти) при игре на шумовых ударных народных инструментах.

8.

Разучивание песен.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Подготовка учащихся к выступлению в концертных программах и конкурсах.

9.

Контрольные занятия.

Прослушивание, зачет.

2 год обучения

№№

Наименование темы

1.

Введение.

Прослушивание. Цель и задачи занятий. Краткое содержание каждой темы. Знакомство с расписанием.

2.

Певческая установка.

Правильное положение корпуса (не допускается зажатость). Ощущение свободы тела и голосового аппарата, подтянутость внутренняя и внешняя.

3.

Певческое дыхание, чистота интонации.

Закрепление навыков, полученных в первом классе. Пение упражнений «на опоре», формирующих певческое дыхание. Пропевание длинных нот на дыхании, тем самым упражняя

певческий аппарат вырабатывая правильное дыхание. Выработка чистоты интонации с помощью небольших упражнений – попевок в «высокой позиции звука». Пение закличек,веснянок, потешек.

4.

Звукоизвлечение.

Свободный полетный звук, пение в грудном регистре. Контроль над звукообразованием, не допустим в пении крик. В репертуар может входить календарный фольклор. Активизация разговорной интонации.

5.

Дикция и артикуляция.

Работа над четким произношением слова. Проговаривание и пропевание скороговорок, включающими согласные Б-П, Д-Т, Р, по принципу от простого к сложному.

6.

Развитие чувства ритма.

Игра на ударных шумовых инструментах, включение их в песенный репертуар. Освоение простейших метроритмов (две четверти, три четверти, четыре четверти).

7.

Разучивание песен.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Подготовка учащихся к выступлению в концертных программах и конкурсах.

8.

Контрольные занятия.

Прослушивание, зачет.

3 год обучения

№№

Наименование темы

1.

Введение.

Прослушивание. Цель и задачи занятий. Краткое содержание каждой темы. Знакомство с расписанием.

2.

Певческая установка.

Соблюдение правил певческой установки. Использование специальных упражнений, контролирующих осанку.

3.

Певческое дыхание.

Развитие навыков рационального дыхания при пении. Координация дыхания и звукообразования. Контроль работы диафрагмы и мышц живота. Тренинг дыхательного аппарата. Изучение правил дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка «зевок». Пение упражнений, помогающих почувствовать опору звука.

4.

Звукоизвлечение.

Тренировка навыков резонативной распевно-скороговорочной речи. Ощущение опоры диафрагмы. Закрепление примарной зоны. Пение с закрытым ртом звуков и слогов. Выработка и закрепление навыков народной манеры пения на основе упражнений, попевок в ределах

квинты.

5.

Дикция и артикуляция.

Ясное формирование звуков, обусловленное крепкими и четкими движениями всего голосового аппарата, главным образом языка и губ. Работа над выразительностью слова. Использование в работе скороговорок, потешек.

6.

Чистота интонации.

Работа над координацией слуха и голоса. Уделение внимания выразительности слова. Пропевание небольших по объему песен. Освоение интонации поступенного движения. Интонирование нисходящих движений в объеме терции, кварты. Использование квартовых попевок: «Жаворонок-дуда», «Жаворонки- ноги тонки». Расширение диапазона до квинты.

7.

Развитие чувства ритма.

Развитие навыков игры на ударных шумовых инструментах, используя несложные ритмические упражнения.

8.

Канон.

Пение с элементами канона:

- знакомство с канонической имитацией

- пение несложных мелодий каноном.

9.

Двухголосное пение:

-распевки в двухголосном пении

-двухголосное пение несложных мелодий

10.

Разучивание песен.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах.

Подготовка учащихся к выступлению в концертных программах и конкурсах.

11.

Контрольные занятия.

Прослушивание, зачет.

4 год обучения

№№

Наименование темы

1.

Введение.

Прослушивание. Цель и задачи занятий. Краткое содержание каждой темы. Знакомство с расписанием.

3.

Певческая установка.

Закрепление навыков третьего года обучения. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения.

4.

Вокально-хоровая работа.

Совершенствование вокальных навыков (дыхания, звукоизвлечения, дикции). Ежеурочный тренинг дыхательного аппарата. Контроль работы диафрагмы и мышц живота. Работа над плавным голосоведением. Пение на одном дыхании каждой отдельной фразы. Работа над высокопозиционным звуком в упражнениях. Использование считалок для развития подвижности артикуляционного аппарата. Экономная артикуляция.

5.

Чистота интонации.

Интонирование музыкальных попевок. Закрепление диапазона в объеме квинты. Работа над собранными И и Ы через И. Пение с закрытым ртом. Прием активизирует слух, помогает сосредоточить внимание на интонации. Пропевание считалок.

6.

A capella.

Развитие навыка пения без сопровождения. Использование одноголосных песен с ограниченным диапазоном, умеренным темпом и ясным ладовым развитием.

7.

Развитие чувства ритма.

Использование ритмических упражнений. Умение исполнять ритмический рисунок песен на ударных шумовых инструментах.

8.

Канон.

Пение с элементами канона:

- знакомство с канонической имитацией

- пение несложных мелодий каноном.

9.

Двухголосное пение:

-распевки в двухголосном пении

-двухголосное пение несложных мелодий

10.

Разучивание песен.

Подготовка концертных номеров, участие в конкурсах. Выразительное и образное исполнение песен. Решение задач осмысленного.

11.

Контрольные занятия.

Прослушивание, зачет.

VI. Примерные требования к содержанию обучения

Начальный этап обучения, прошедший программу обучения следующими навыками:

Основные задачи:

- работа над выявлением дефектов звукоизвлеченияи их устранением;

- закрепление знаний, полученных в процессе обучения: правильная певческая установка корпуса, головы, освоение четкой дикции произношения, освоение навыков дыхания, выработка основных вокально-технических навыков и осмысленной певческой интонации, освоение несложных, но ярких по художественному образу песен, включение несложных хореографических движений.

- укрепление вокально-технических навыков; расширение голосового диапазона, усложнение исполнительских задач.

Основной этап обучения

Основные задачи: дальнейшее развитие вокально-певческих навыков и художественных способностей учащегося; овладение стилевыми способностями исполнения, характерными вокально-техническими приемами в народном пении; решение проблем, связанных с мутацией голоса у подростков, изучение репертуара более сложного в жанрово-стилистическом отношении, решение концертно-исполнительских задач.

С наиболее одаренными учащимися возможно изучение дополнительного репертуара для индивидуального концертного исполнения. Репертуар подбирается соответственно возрастным и психофизическим особенностям, природным данным ученика и задачам курса.

VII. Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы обучающийся должен иметь следующие знания, умения и навыки:

- знание характерных особенностей народного пения, жанров и основных стилистических направлений исполнительства;

- знание принципа работы голосового аппарата;

- знание вопросов певческой гигиены и охраны голоса;

- умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах народных коллективов;

- умение самостоятельно разучивать вокальные партии;

- умение сценического воплощения народной песни;

- навыки народного варьирования и импровизации;

- практические навыки исполнения народно-песенного репертуара;

- навыки владения традиционными вокально-техническими приемами;

- навыки публичных выступлений.

VIII. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды. Форма, содержание

Оценка качества реализации предмета «Народное пение» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и торговую аттестацию обучающихся.

Учет и контроль успеваемости по предмету проводится на основе классной работы учащегося, результатов академических концертов, выступлений, прослушивании, участия в концертных и праздничных мероприятиях.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Промежуточная аттестация проводится на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, его корректировку и проводится с целью определения:

- качество реализации образовательного процесса;

- качество теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

Формы аттестации- контрольный урок, зачет. В случае, если по предмету промежуточная аттестация проходит в форме академических концертов, они могут быть приравнены к зачетам или контрольным урокам.

Виды промежуточной аттестации: участие в исполнении концертных программ, прослушивания, творческие просмотры, творческие показы (как в состав ансамбля, так и сольно).

Итоговая аттестация может проводится в форме концерта, творческого показа.

IX.Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, контрольные задания, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Фонды оценочных средств признаны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.

Контрольные задания в рамках текущих аттестаций могут включать в себя индивидуальную сдачу отдельных песен и партий.

Методы контроля в промежуточных и итоговой аттестации должны быть направлены на оценку сформированных вокальных навыков, навыков сценического выступления, ансамблевого взаимодействия. Итоговая оценка, полученная в результате промежуточной и итоговой аттестации, может отражать результаты, как сольного выступления учащегося, так и в составе творческого коллектива.

Критериями оценки качества исполнения могут являться:

По итогам исполнения программы учащимся в составе коллектива на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерий оценки выступления

5 «отлично»

Выступление участника может быть названо концертным. Яркое, экспрессивное выступление, блестящая, отточенная вокальная техника, безупречные стилевые признаки, выразительность и убедительность артистического облика в целом.

4 «хорошо»

Хорошее, крепкое исполнение. С ясным художественно-музыкальным намерением, но имеется некоторое количество погрешностей, в том числе вокальных и стилевых.

3 «удовлетворительно»

Слабое выступление. Текст исполнен неточно. Удовлетворительные музыкальные и технические данные, но очевидны серьезные недостатки звуковедения, вялость или закрепощенность артикуляционного аппарата. Недостаточность художественного мышления и отсутствие должного слухового контроля.

2 «неудовлетворительно»

Очень слабое исполнение, без стремления петь выразительно. Текст исполнен, но с большим количеством разного рода ошибок.

В связи с возрастными особенностями аттестуемых в 4 классе система оценки может быть скорректирована в сторону упрощения.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения она может быть отредактирована/дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отменить выступление учащегося.

Х. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Основная форма учебной и воспитательной работы- урок, включающий в себя совместную работу педагога и учащегося над песней, а также рекомендации педагога относительно способов самостоятельной работы ученика. Урок может включать в себя различные виды работы:

Работа в классе, как правило, сочетает словесное объяснение с вокальным показом необходимых фрагментов музыкального текста, а также прослушиванием первоисточников.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, исходящих из оценки их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, а также уровня подготовки.

На индивидуальных занятиях по предмету «Народное пение» преподавателем решаются следующие задачи:

- формирование вокально-исполнительских навыков учащихся;

- воспитание звуковой культуры, выразительности, красоты и певучести звучания;

- овладение различными певческими стилями;

- работа над важнейшими средствами музыкально-художественного исполнения (точность прочтения музыкального текста, выразительность интонации, ритмическая четкость, соблюдение динамики, фразировки, диалекта, особенностей формообразования).

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных учащихся зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Особенности работы по предмету «Народное пение», предусмотренные данной программой. Заключаются в подробном изучении подлинных народных традиций. Освоение материала в первую очередь должно идти через обращение к первоисточникам (аудио прослушивание, видеопросмотр, непосредственный контакт с носителями традиции). Важны также навыки работы с нотными и текстовыми расшифровками песенного материала.

Самая главная задача для учащегося- научиться музыкально-поэтической, а также комплексной импровизации в рамках жанровых и стилистических особенностей песенного образца.

Значительное место в освоении программы занимает работа над изучением диалекта того или иного певческого стиля, поскольку диалект влияет на формирование певческой и тембральной позиции.

Музыкальный фольклор как синкретический вид искусства, предполагает одновременное овладение певческим, инструментальным, хореографическим и драматическим исполнительством. Такой подход позволит обучающимся по данной программе качественно усвоить пройденный материал, овладеть необходимыми певческими и исполнительными навыками и принимать активное участие в творческой деятельности коллектива.

XI. Календарный учебный график

1 год обучения

№ п/п

Дата

Форма проведения занятии

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

06.09

Практическое занятие

Вводное занятие. Прослушивание

3

Беседа

2

07.09

Практическое занятие

Певческая установка. Постановка корпуса

3

3

13.09

Практическое занятие

Упражнения на дыхание «Как на горке, на пригорке»

3

4

14.09

Практическое занятие

Работа над звуковедением

3

5

20.09

Практическое занятие

Работа над дикцией. Согласные буквы

3

6

21.09

Практическое занятие

Разучивание песни

3

7

27.09

Практическое занятие

Разучивание песни

3

8

28.09

Практическое занятие

Разучивание песни

3

9

04.10

Практическое занятие

Разучивание песни

3

10

05.10

Практическое занятие

Работа над артикуляцией

3

11

11.10

Практическое занятие

Музыкально-исполнительная работа

3

12

12.10

Практическое занятие

Работа над интонацией

3

13

18.10

Практическое занятие

Логическое ударение

3

14

19.10

Практическое занятие

Развитие чувства ритма

3

15

25.10

Практическое занятие

Нотная грамота

3

16

26.10

Практическое занятие

Контрольное занятие

3

17

01.11

Практическое занятие

Сценодвижение

3

18

02.11

Практическое занятие

Смена дыхания в процессе пения

3

19

08.11

Практическое занятие

Работа над звуковедением и чистотой интонирования

3

20

09.11

Практическое занятие

Работа над особенностями произношения при пении

3

21

15.11.

Практическое занятие

Разучивание песни

3

22

16.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

23

22.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

24

23.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

25

29.11

Практическое занятие

Формирование чувства ансамбля

3

26

30.11

Практическое занятие

Формирование чувства ансамбля

3

27

06.12

Практическое занятие

Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах

3

28

07.12

Практическое занятие

Формирование сценической культуры

3

29

13.12

Практическое занятие

Работа над ровным звучанием

3

30

14.12

Практическое занятие

Работа над ровным звучанием

3

31

20.12

Практическое занятие

Дикция. Работа над скороговорками

3

32

21.12

Практическое занятие

Повторение пройденного материала

3

33

27.12

Практическое занятие

Повторение пройденного материала

3

34

28.12

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

35

10.01

Практическое занятие

Звукоизвлечение. Вокализм

3

36

11.01

Практическое занятие

Дикция и артикуляция

3

37

17.01

Практическое занятие

Разучивание песни

3

38

18.01

Практическое занятие

Разучивание песни

3

39

24.01

Практическое занятие

Разучивание песни

3

40

25.01

Практическое занятие

Разучивание песни

3

41

31.01

Практическое занятие

Работа над выразительностью

3

42

01.02

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения

3

43

07.02

Практическое занятие

Сценодвижение. Разучивание движений.

3

44

08.02

Практическое занятие

Разучивание движений

3

45

14.02

Практическое занятие

Смена дыхания в процессе пения

3

46

15.02

Практическое занятие

Сольфеджио

3

47

21.02

Практическое занятие

Исполнение продолжительных фраз на «цепном» дыхании

3

48

22.02

Практическое занятие

Звуковедение. Свободный звук без крика и напряжения

3

49

28.02

Практическое занятие

Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте)

3

50

01.03

Практическое занятие

Выработка активного унисона

3

51

07.03

Практическое занятие

Работа над особенностями произношения при пении

3

52

14.03

Практическое занятие

Работа над особенностями произношения при пении

3

53

15.03

Практическое занятие

Разучивание песни

3

54

21.03

Практическое занятие

Разучивание песни

3

55

22.03

Практическое занятие

Разучивание песни

3

56

28.03

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения

3

57

29.03

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

58

04.04

Практическое занятие

Выработка ритмической устойчивости

3

59

05.04

Практическое занятие

Формирование чувства ансамбля

3

60

11.04

Практическое занятие

Формирование сценической культуры

3

61

12.04

Практическое занятие

Работа над ровным звучанием

3

62

18.04

Практическое занятие

Работа над чистым интонированием

3

63

19.04

Практическое занятие

Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании

3

64

25.04

Практическое занятие

Равномерное распределение дыхания на одну фразу

3

65

26.04

Практическое занятие

Проговаривание скороговорок на дыхании в удобном регистре как в пении, так и в не пении

3

66

02.05

Практическое занятие

Звонкость, чистота, полетность основополагающие компоненты открытого звучания

3

67

03.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

68

10.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

69

16.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

70

17.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

71

23.05

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

72

24.05

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

Календарный учебный график

2 год обучения

№ п/п

Дата

Форма проведения занятии

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

06.09

Практическое занятие

Введение. Цель и задачи занятий

3

Беседа

2

06.09

Практическое занятие

Певческая установка. Отстранение зажатости

3

3

13.09

Практическое занятие

Певческая установка. Ощущение свободы тела и голосового аппарата

3

4

14.09

Практическое занятие

Подтянутость внутренняя и внешняя

3

5

20.09

Практическое занятие

Дыхание. Закрепление навыков, полученных в 1 классе

3

6

21.09

Практическое занятие

Выработка чистоты интонации

3

7

27.09

Практическое занятие

Разучивание песни

3

8

28.09

Практическое занятие

Разучивание песни

3

9

04.10

Практическое занятие

Разучивание песни

3

10

05.10

Практическое занятие

Разучивание песни

3

11

11.10

Практическое занятие

Пропевание длинных нот на дыханий

3

12

12.10

Практическое занятие

Свободный полетный звук, пение в грудном регистре

3

13

18.10

Практическое занятие

Контроль над звукообразованием, не допускать крик.

3

14

19.10

Практическое занятие

Активация разговорной интонации

3

15

25.10

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

16

26.10

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

17

01.11

Практическое занятие

Работа над четким произношением слов

3

18

02.11

Практическое занятие

Скороговорки. От простых к сложному

3

19

08.11

Практическое занятие

Чувство ритма. Игра на ударных шумовых инструментах

3

20

09.11

Практическое занятие

Нотная грамота

3

21

15.11

Практическое занятие

Сольфеджио

3

22

16.11

Практическое занятие

Мягкая атака звука

3

23

22.11

Практическое занятие

Развитие дикционных навыков

3

24

23.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

25

29.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

26

30.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

27

06.12

Практическое занятие

Разучивание песни

3

28

07.12

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения

3

29

13.12

Практическое занятие

Выделение смысловых ударений

3

30

14.12

Практическое занятие

Навыки пения сидя и стоя

3

31

20.12

Практическое занятие

Округление гласных

3

32

21.12

Практическое занятие

Выработка активного унисона

3

33

27.12

Практическое занятие

Ритмическая устойчивость в быстрых темпах

3

34

28.12

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

35

10.01

Практическое занятие

Устойчивое интонирование одноголосового пения при сложном аккомпанементе

3

36

11.01

Практическое занятие

Различные виды динамики

3

37

17.01

Практическое занятие

Замедление в конце произведения

3

38

18.01

Практическое занятие

Разучивание песни

3

39

24.01

Практическое занятие

Разучивание песни

3

40

25.01

Практическое занятие

Разучивание песни

3

41

31.01

Практическое занятие

Разучивание песни

3

42

01.02

Практическое занятие

Работа над унисоном

3

43

07.02

Практическое занятие

Ровность звука

3

44

08.02

Практическое занятие

Упражнения на полетность звука

3

45

14.02

Практическое занятие

Формирование сценической культуры. Пение под фонограмму.

3

46

15.02

Практическое занятие

Разучивание песни

3

47

21.02

Практическое занятие

Разучивание песни

3

48

22.02

Практическое занятие

Разучивание песни

3

49

28.02

Практическое занятие

Разучивание песни

3

50

01.03

Практическое занятие

Работа с фонограммой

3

51

07.03

Практическое занятие

Работа с микрофоном

3

52

14.03

Практическое занятие

Строй. Ансамблевые песни

3

53

15.03

Практическое занятие

Интонирование мелодий с аккомпанементом и без него

3

54

21.03

Практическое занятие

Формирование сценической культуры

3

55

22.03

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

56

28.03

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

57

29.03

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

58

04.04

Практическое занятие

Разучивание песни

3

59

05.04

Практическое занятие

Разучивание песни

3

60

11.04

Практическое занятие

Разучивание песни

3

61

12.04

Практическое занятие

Разучивание песни

3

62

18.04

Практическое занятие

Работа над сложными фрагментами в песне

3

63

19.04

Практическое занятие

Правильное звуковедение

3

64

25.04

Практическое занятие

Работа над звуковедением

3

65

26.04

Практическое занятие

Чистое интонирование

3

66

02.05

Практическое занятие

Эмоциональность на сцене

3

67

03.05

Практическое занятие

Осмысление смысла песни

3

68

10.05

Практическое занятие

Артистизм на сцене

3

69

16.05

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

70

17.05

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

71

23.05

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

72

24.05

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

Календарный учебный график

3 год обучения

№ п/п

Дата

Форма проведения занятии

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

06.09

Практическое занятие

Введение

3

Беседа

2

07.09

Практическое занятие

Певческая установка. Использование специальных упражнений, контролирующих осанку

3

3

13.09

Практическое занятие

Работа над звуковедением и чистотой интонирования

3

4

14.09

Практическое занятие

Округление гласных

3

5

20.09

Практическое занятие

Разучивание песни

3

6

21.09

Практическое занятие

Разучивание песни

3

7

27.09

Практическое занятие

Разучивание песни

3

8

28.09

Практическое занятие

Разучивание песни

3

9

04.10

Практическое занятие

Развитие навыков дыхания

3

10

05.10

Практическое занятие

Контроль работы диафрагмы и мышц живота

3

11

11.10

Практическое занятие

Контроль работы диафрагмы и мышц живота

3

12

12.10

Практическое занятие

Упражнения на опору звука

3

13

18.10

Практическое занятие

Артикуляция

3

14

19.10

Практическое занятие

Артикуляция

3

15

25.10

Практическое занятие

Формирование чувства ансамбля

3

16

26.10

Практическое занятие

Контрольное занятие

3

17

01.11

Практическое занятие

Пение с закрытым ртом звуков

3

18

02.11

Практическое занятие

Навыки народной манеры пения

3

19

08.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

20

09.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

21

15.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

22

16.11

Практическое занятие

Разучивание песни

3

23

22.11

Практическое занятие

Работа над опорой звука

3

24

23.11

Практическое занятие

Артикуляция и дикция. Работа над выразительностью слова

3

25

29.11

Практическое занятие

Развитие артистических способностей детей

3

26

30.11

Практическое занятие

Умение согласовывать пение с ритмическими движениями

3

27

06.12

Практическое занятие

Интонирование исходящих движений в объеме терции, кварты

3

28

07.12

Практическое занятие

Расширение диапазона до кванты

3

29

13.12

Практическое занятие

Развитие чувства ритма

3

30

14.12

Практическое занятие

Устойчивое интонирование в маторе и миноре

3

31

20.12

Практическое занятие

Ритмическая устойчивость в быстрых и медленных темпах

3

32

21.12

Практическое занятие

Навыки точного воспроизведения ритмического и мелодического рисунка

3

33

27.12

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

34

28.12

Практическое занятие

Контрольное замятие

3

35

10.01

Практическое занятие

Знакомство с каноном. Пение с элементами канона

3

36

11.01

Практическое занятие

Пение несложных мелодии каноном

3

37

17.01

Практическое занятие

Разучивание пение

3

38

18.01

Практическое занятие

Разучивание пение

3

39

24.01

Практическое занятие

Разучивание пение

3

40

25.01

Практическое занятие

Разучивание песни

3

41

31.01

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения

3

42

01.02

Практическое занятие

Двухголосие. Упражнения на терцию

3

43

07.02

Практическое занятие

Распевки в двухголосном пении

3

44

08.02

Практическое занятие

Двухголосное пение несложных мелодий

3

45

14.02

Практическое занятие

Сценодвижение

3

46

15.02

Практическое занятие

Сценодвижение

3

47

21.02

Практическое занятие

Работа над ровным звучанием

3

48

22.02

Практическое занятие

Округление гласных

3

49

28.02

Практическое занятие

Работа над сценической культурой

3

50

01.03

Практическое занятие

Разучивание песни

3

51

07.03

Практическое занятие

Разучивание песни

3

52

14.03

Практическое занятие

Разучивание песни

3

53

15.03

Практическое занятие

Разучивание песни

3

54

21.03

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения.

3

55

22.03

Практическое занятие

Акцентирование внимания на определенном слове.

3

56

23.03

Практическое занятие

Текстовой анализ.

3

57

24.03

Практическое занятие

Контрольные занятия

3

58

04.04

Практическое занятие

Передача характера песни

3

59

05.04

Практическое занятие

Нотная грамота

3

60

11.04

Практическое занятие

Сольфеджио

3

61

12.04

Практическое занятие

Цепное дыхание

3

62

18.04

Практическое занятие

Развитие подвижности артикуляционного аппарата

3

63

19.04

Практическое занятие

Активация губ, языка

3

64

25.04

Практическое занятие

Выработка навыка активного и четного произношения согласных.

3

65

26.04

Практическое занятие

Совершенствование ансамбля и строя в разных произведениях

3

66

02.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

67

03.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

68

10.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

69

16.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

70

17.05

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения

3

71

23.05

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

72

24.05

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

Календарный учебный график

4 год обучения

№ п/п

Дата

Форма проведения занятии

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

06.09

Практическое занятие

Введение

3

Беседа

2

07.09

Практическое занятие

Закрепление навыков 3 года обучения

3

3

13.09

Практическое занятие

Закрепление навыков 3 года обучения

3

4

14.09

Практическое занятие

Мимика лица при пении

3

5

20.09

Практическое занятие

Положение рук и ног в процессе пения

3

6

21.09

Практическое занятие

Совершенствование вокальных навыков (дыхания, звукоизвлечения, дикции)

3

7

27.09

Практическое занятие

Работа над дыханием

3

8

28.09

Практическое занятие

Контроль работы диафрагмы и мышц живота

3

9

04.10

Практическое занятие

Разучивание песни

3

10

05.10

Практическое занятие

Разучивание песни

3

11

11.10

Практическое занятие

Разучивание песни

3

12

12.10

Практическое занятие

Разучивание песни

3

13

18.10

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения

3

14

19.10

Практическое занятие

Работа над плавным голосоведением

3

15

25.10

Практическое занятие

Пение на одном дыхании каждой отдельной фразы

3

16

26.10

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

17

01.11

Практическое занятие

Работа над артикуляцией

3

18

02.11

Практическое занятие

Чистое интонирование

3

19

08.11

Практическое занятие

Пение с закрытым ртом

3

20

09.11

Практическое занятие

А capella. Развитие навыка пения без сопровождения

3

21

15.11

Практическое занятие

А capella

3

22

16.11

Практическое занятие

Исполнение мелодий со сложными ритмическими рисунками

3

23

22.11

Практическое занятие

Канон

3

24

23.11

Практическое занятие

Канон

3

25

29.11

Практическое занятие

Многоголосие

3

26

30.11

Практическое занятие

Многоголосие

3

27

06.12

Практическое занятие

Многоголосие

3

28

07.12

Практическое занятие

Разучивание песни

3

29

13.12

Практическое занятие

Разучивание песни

3

30

14.12

Практическое занятие

Разучивание песни

3

31

20.12

Практическое занятие

Разучивание песни

3

32

21.12

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения

3

33

27.12

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

34

28.12

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

35

10.01

Практическое занятие

Выработка чистой интонации при двух, трехголосном пении

3

36

11.01

Практическое занятие

Владение навыками пения без сопровождения

3

37

17.01

Практическое занятие

Различные виды динамики

3

38

18.01

Практическое занятие

Сопоставление двух темпов (медленной и быстрой)

3

39

24.01

Практическое занятие

Виды фермат

3

40

25.01

Практическое занятие

Замедление и укрепление в середине, в конце произведения

3

41

31.01

Практическое занятие

Чистое интонирование многоголосного произведения

3

42

01.02

Практическое занятие

Разучивание песни

3

43

07.02

Практическое занятие

Разучивание песни

3

44

08.02

Практическое занятие

Разучивание песни

3

45

14.02

Практическое занятие

Разучивание песни

3

46

15.02

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения

3

47

21.02

Практическое занятие

Работа над многоголосием

3

48

22.02

Практическое занятие

Работа над многоголосием

3

49

28.02

Практическое занятие

Исполнения сложных ритмических рисунков

3

50

01.03

Практическое занятие

Расширение диапазона голоса

3

51

07.03

Практическое занятие

Выравнивание звучности голоса

3

52

14.03

Практическое занятие

Сглаживание переходных нот

3

53

15.03

Практическое занятие

Укрепление певческого дыхания

3

54

21.03

Практическое занятие

Чистота интонации

3

55

22.03

Практическое занятие

Работа на сцене

3

56

28.03

Практическое занятие

Работа на сцене

3

57

29.03

Практическое занятие

Канон

3

58

04.04

Практическое занятие

Разучивание песни

3

59

05.04

Практическое занятие

Разучивание песни

3

60

11.04

Практическое занятие

Разучивание песни

3

61

12.04

Практическое занятие

Разучивание песни

3

62

18.04

Практическое занятие

Работа над выразительностью исполнения

3

63

19.04

Практическое занятие

Мимика, жест

3

64

25.04

Практическое занятие

Эмоциональность

3

65

26.04

Практическое занятие

Артистизм

3

66

02.05

Практическое занятие

Дирижерский жест. Требования

3

67

03.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

68

10.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

69

16.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

70

17.05

Практическое занятие

Разучивание песни

3

71

23.05

Практическое занятие

Повторение пройденного

3

72

24.05

Практическое занятие

Контрольное занятие

Прослушивание

XII. Список методической и нотной литературы

XIII. Примерный репертуар

Казахские, русские народные песни

1 класс:

Келши, бопешым

Когершын

Мама

Тулпарым

Подари улыбку миру

Балапаным

Колыбельная

Как пошли наши подружки

2 класс:

Домбыра

Я живу в России

Аке арманы

Аке-ана

Земля моя

Ушамыз гарышка

Наурыз

Пошла млада за водой

3 класс:

С чего начинается Родина

Дорогому учителю

Аяулы ана

Ауылым аным

Атамекен

В горнице

Валенки

4 класс:

Канекей тылым, сойлешы

Тагы той

Я хочу, чтобы не было войны

Родина моя

Казак вальсы

Желсыз тунде жарык ай

Россия моя

Земляничка-ягодка

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области