Конспект открытого занятия по народному творчеству (интегрированное, направленное на развитие речи)
«Ярмарка»
Цель:
Продолжать знакомить детей с разными жанрами устного народного творчества: песнями, сказками, загадками, пословицами и поговорками, играми.
Задачи:
Обобщать активный словарь детей за счет слов, бытующих в старину.
Закреплять знание детей о музыкальных инструментах и умение играть на них.
Развивать интерес к русскому фольклору, речь, мышление, любознательность и эстетические чувства детей.
Ход образовательной деятельности
Дети входят в зал, встают.
Воспитатель: Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, хитрые загадки, веселые и грустные песни, шутливые потехи. Все эти виды народного творчества принято называть фольклором – английским словом, которое переводится как «народная мудрость». О фольклоре и будем говорить сегодня на занятии. Но чтобы занятие было интересным, мы отправимся на ярмарку, где из покон веков веселился, водил хороводы и пел песни, катался на качелях и каруселях удалой русский народ.
Воспитатель: Займите место на карусели. (Дети занимают место на «карусели», берут в руки ленточку).
Дети (хором): Мы на ярмарке побудем,
Что мы только не увидим.
Карусель с секретом там
Все расселись по местам
Где остановка – там секрет:
Загадки, потешки, песни, смех.
Воспитатель: Наша карусель завертелась. А вот и первая остановка, а какая вы должны догадаться. Послушайте, что я вам прочту: (чтение отрывка из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
«Бежит мимо волк:
- Здравствуй, лиса! Дай мне рыбки!
- Ишь ты какой! Налови сам да ешь.
- Да я не умею!»
Воспитатель:
-Дети, что вы сейчас услышали: сказку, песенку, загадку? (Ответы детей)
-А как вы догадались, что я читала сказку? (Ответы детей)
-Правильно. Сказку. И остановка наша называется «Сказочная»
В мире много сказок –
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Игра: «Угадай из какой сказки?»
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки (золотое яйцо, щука, пироги, терем, бобовое зерно) и сказать к какой сказке они относятся и почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас скажем «до свидания» остановке «Сказочная» и отправимся дальше.
Дети занимают места на «карусели».
Дети (хором):
Мы на ярмарке побудем,
Что мы только не увидим.
Карусель с секретом там
Все расселись по местам
Где остановка – там секрет:
Загадки, потешки, песни, смех.
Воспитатель: Вот и следующая остановка.
-От чего речь человека становится более яркой и образной? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, благодаря пословицам и поговоркам
Игра: «Продолжи пословицы»
Человек без друзей — что дерево без …….
Не имей сто рублей……….
Сделал дело-………
Не потрудиться, так и хлеба…… (Ответы детей)
Игра: «Объясни пословицу»
-Медвежья услуга
-Остаться с носом (Ответы детей)
Воспитатель: Какие пословицы и поговорки вы еще знаете? (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы!
Дети занимают места на «карусели».
Дети (хором): Мы на ярмарке побудем,
Что мы только не увидим.
Карусель с секретом там
Все расселись по местам
Где остановка – там секрет:
Загадки, потешки, песни, смех.
Воспитатель: Вот и следующая остановка. А какая догадайтесь сами. Приехали, опустите ленточки.
Ты катись веселый бубен,
Быстро, быстро по рукам
У кого веселый бубен
Тот загадку скажет нам.
-Какая это остановка? (Ответы детей)
Воспитатель: -Правильно, это остановка загадочная. А вы знаете загадки, давайте вспомним некоторые из них.
Игра с бубном загадывание загадок
Дети загадывают загадки
Воспитатель: Молодцы, а теперь угадайте мои загадки!
-Сама в избе, а хвост — наружу.
Его я грею только в стужу,
А вместе с ним и всю семью,
Но круглый год семью кормлю.
(печь)
-Три братца
Пошли на речку купаться.
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли.
(ведра и коромысло)
-Близкий родственник метлы
В доме выметет углы.
Он, конечно, не бездельник.
Сор убрать поможет...
(веник)
ПЕЧЬ
-Маленький, удаленький
Громко звенит
(колокольчик)
-В лесу выросла
Из лесу вынесли,
На руках плачет,
А на полу скачет.
(балалайка)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали! Теперь пора отправляться на другую остановку!
Дети занимают места на «карусели».
Дети (хором): Мы на ярмарке побудем,
Что мы только не увидим.
Карусель с секретом там
Все расселись по местам
Где остановка – там секрет:
Загадки, потешки, песни, смех.
Воспитатель: Следующая остановка «Задорная»
Русский народ любил веселые песни и игры.
Дети поют песню «Я живу в России» с сопровождением оркестра (дети играют на народных инструментах –ложки, трещотки)
Игра «Плетень» (дети играют в игру)
Воспитатель: Ну вот и остановка «Задорная» закончилась. Закончилось и наше путешествие по русской ярмарке. Но со сказками, пословицами и поговорками, загадками, песнями и танцами мы не прощаемся. Мы с вами еще не раз встретимся с этими драгоценными дарами русского народного творчества.
Дети и воспитатель возвращаются в группу.