МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 «СВЕТЛЯЧОК» р. п. ВАРНАВИНО
Конспект
подгруппового логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста
по формированию фонематических функций.
Подготовил:
учитель-логопед
Конькова И.А.
Варнавино 2017г
"В гости к Лунтику"
Цель занятия: Совершенствование фонематического слуха и восприятия.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
• Закрепить представления о правильной артикуляции звука [Л].
• Совершенствовать умение характеризовать звук по артикуляционным признакам.
• Совершенствовать умение определять количество слогов в слове.
• Формировать представления о глаголах совершенного и несовершенного вида путем сравнения (читает – прочитал, и т.д.).
Коррекционно - развивающие:
• Совершенствовать фонематический слух: узнавать звук в ряду звуков, на фоне слогов и слов.
• Совершенствовать движения мелкой и общей моторики, сопровождая движения речью.
• Совершенствовать внимание и память.
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности; чувство ответственности.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие».
«Физическое развитие».
«Познавательное развитие».
«Художественно-эстетическое развитие».
Методы и приемы: Игровой, наглядный, практический.
Оборудование: предметные картинки: стул, слон, лук, клубника, фиалка, яблоко, лампа, белка, лошадь; 3 корзинки разного размера, клубнички с кармашками.
Презентация: PowerPoin
Ход занятия:
1. Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
(Дети «дарят» друг другу улыбки).
2. Сообщение темы
Учитель- логопед: Ветерок осенний дует, вертит,
В форточку влетел конвертик!
Ну-ка, Лена, посмотри,
Что там прячется внутри? (Ребенок открывает конвертик).
Учитель- логопед: Ой, здесь письмо!
Я родился на луне,
Оказался на земле.
Здесь завел себе друзей,
Чтобы было веселей.
Про меня есть мультик,
А зовусь я….. (ответы детей)
Учитель - логопед: Ребята, послушайте, что Лунтик нам пишет: «Дорогие дети, жду я с Вами встречи. Я Вас приглашаю на свою поляну!».
- Вы хотите отправиться в гости к Лунтику? ( ответы детей).
- Замечательно. Значит, сегодня мы с вами побываем в гостях у Лунтика и поиграем со звуком, с которого начинается его имя.
- Кто же скажет, какой первый звук в слове Лунтик? (ответы детей).
3. Характеристика звука по артикуляционным признакам
Учитель- логопед: А сейчас возьмите зеркала и мы с вами посмотрим и расскажем, как нужно правильно произносить звук Л.
- Что стало с губками? Зубками? Язычком? (ответы детей: губки улыбаются, зубки сближены, язычок поднимается за верхние зубки к бугорочкам).
- Замечательно! Положите зеркала перед собой.
4. Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Кто это? (лягушка). Правильно, это лягушка. И зовут ее Лулу. Лулу очень расстроена, она пришла к нам за помощью. Ее язычок совсем разучился ловить мошек и комариков, поэтому Лулу еще не завтракала. Давайте поможем нашей гостье, и покажем ей нашу волшебную гимнастику для язычка. А для чего мы делаем такую гимнастику? (ответы детей).
-Давайте возьмем наши сказочные зеркала, и начнем гимнастику.
Молодцы ребята! Лулу говорит нам спасибо, ее язычок потренировался, и стал сильным и ловким.
5. Развитие мелкой моторики
Учитель - логопед: Путь нам предстоит не близкий, и для того, чтобы дорогой нас не намочил дождик, мы расскажем особенное стихотворение. Приготовили пальчики. (пальчиковая гимнастика).
Раз, два, три, четыре, пять (ударяем пальцами обеих рук по столу. Левая – с мизинца, правая – с большого)
Вышел дождик погулять («барабаним» пальчиками)
Шел неспешно, по привычке («шагаем» по столу пальчиками)
А куда ему спешить? («шагаем» по столу пальчиками)
Вдруг читает на табличке: (ударяем по столу: ладонь-кулак)
По газону не ходить! (ударяем по столу: ладонь-кулак)
Дождь вздохнул тихонько (бьют в ладоши)
-Ох! (один хлопок в ладоши)
И ушел (ритмичные хлопки по столу)
Газон засох. (ритмичные хлопки по столу).
6. Фонетическое упражнение
Учитель- логопед: Ну что, я вижу, к путешествию все готовы. Пора произносить волшебные слова:
Лет- лет – лет – появись самолет!
Ставим руки мы вразлет – появился самолет!
Самолет летит, самолет гудит: л – л – л – л – л…..
Мы летим высоко,
Мы летим низко,
Мы летим далеко, (тихо)
Мы летим близко. (громко)
( Дети вместе с учителем-логопедом произносят текст)
7. Выделение звука из ряда звуков, слогов, слов:
Учитель- логопед: А пока мы летим, предлагаю вам поиграть: я буду произносить звуки, слоги и слова, - вы внимательно слушаете, и как только услышите звук л, сразу хлопайте в ладоши. А если звук л не услышим, то в ладоши не хлопаем.
Учитель- логопед: л, г, м, л, н, л, з , в, л, м, н, л;
му, лу, ту, ка, ла, во, ло, ул,;
кошка, стол, пила, башня, ягода, клубника, бабочка, жук, ложки, вишня, ландыш.(дети выполняют задание). МОЛОДЦЫ!
Учитель- логопед:
Ребята, самолет - то наш уже приземлился. А вот и полянка, на которой живет Лунтик и его друзья.
Учитель- логопед:
- Ну что, идем искать Лунтика. Посмотрите-ка,- бабочки! Они будут показывать нам дорогу. Пойдемте за ними!
8. Слоговой анализ слова:
Учитель- логопед: Вот и кузнечик Кузя.
- Что это он делает? (ответы детей)
- Скажите, сколько у Кузи корзинок? (ответы детей)
- Они все одинаковые? (ответы детей)
- Чем же они отличаются ? (ответы детей)
-Кажется, я догадалась, зачем Кузе столько корзин. В самую большую корзину Кузя собирает самую спелую и самую крупную клубнику; в маленькую …. ( ответы детей: мелкую клубнику) и в среднюю …
- Поможем Кузе клубнику собрать? У нас вот и корзинки есть. Только клубничка здесь растет особенная: под каждой ягодкой картинка прячется. Ягодку срывайте и смотрите, если в названии картинки один слог кладем ягодку в маленькую корзинку, если два слога – в среднюю, и если три слога - в большую.
(Дети выполняют задание).
Учитель- логопед: -А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание.
- Какая у нас клубничка оказалась в первой корзинке?
-Что у нас получилось в средней корзинке
- И какую клубничку вы положили в самую большую корзинку
- Ребята, вы отлично справились с заданием!
Смотрите-ка, - бабочки! Значит нам пора идти дальше.
Учитель- логопед: Ой, что это за пчелка такая большая? (ответы детей)
- Ребята, какое настроение у Пчелёнка? (ответы детей)
- Как вы думаете, что нужно сделать , чтобы настроение у него стало веселое? (ответы детей)
9. Физминутка:
Учитель- логопед: Я предлагаю немножко подвигаться и размяться.
(Дети встают напротив учителя-логопеда).
Ла-ла-ла (три хлопка),
Мила пол мела (наклон туловища вперед, махи руками в стороны).
Лу-лу-лу (три хлопка),
Слава взял пилу (движения, имитирующие пилку дров).
Ол-ол-ол (три хлопка)
Мы починим стол (ударяем кулаком одной руки об ладонь другой)
Ул-ул-ул (три хлопка),
Михаил уснул (присесть, руки под щеку).
Учитель- логопед: Вы так дружно двигались, посмотрите и настроение Пчелёнка изменилось. Нам пора идти дальше.
По извилистой тропинке
Поскорее мы пойдем.
Может быть за поворотом
С вами Лунтика найдем.
Мы так долго, долго шли,
И кого же мы нашли?
(На экране изображение Лунтика с бабочками)
(Ответы детей)
10. Формирование представлений о глаголах совершенного и несовершенного вида
Учитель- логопед: Лунтик очень рад , что мы ему наконец-то с ним встретились и хочет раскрыть нам секретик про звук Л.
- Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей: читает книгу).
- Верно, он занимается делом: читает. Скажите, в слове «читает» есть звук Л? (ответы детей).
-А сейчас посмотрите на следующую картинку: Что делает мальчик? (ответы детей).
- Правильно, он уже закончил занятие. А в слове «прочитал» есть звук Л? (ответы детей).
- Значит, как только в слове «прочитал» появился звук Л, занятие закончилось. -- ---Оказывается звук Л настоящий волшебник, он может изменять не только слова, но и действия. Проверим. (АНАЛОГИЧНО РАССМАТРИВАЮТСЯ ВСЕ КАРТИНКИ).
(На экране появляется изображение Лунтика с друзьями).
Вот и побывали мы у Лунтика в гостях. Но пришла пора прощаться, в детский сад нам надо возвращаться.
11. Итог
Учитель - логопед:
- Где мы сегодня побывали?
- Какой звук нам помогал?
-Лунтик тоже был очень рад, что мы побывали у него в гостях.