Конспект непосредственно образовательной деятельности
в средней группе
«Путешествие в страну Математики»
Образовательные области: познавательное развитие (развитие сенсорной культуры, первые шаги в математику), художественно-эстетическое развитие (конструирование).
Возраст детей: средняя группа (4-5лет)
Образовательные задачи:
1. Формировать умение использовать схему сложения для выполнения работы в конструировании.
Закреплять умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), классифицировать их по цвету, форме, размеру; определять местонахождение объекта в ряду (первый, второй, третий).
2. Развивать творческое мышление и воображение.
3. Воспитывать у дошкольников познавательный интерес, через математику.
Методы и приемы: наглядные (презентация, показ способов действий; показ схемы, образец); словесные (вводная и итоговая (обобщающая) беседы; вопросы требующие констатации, побуждающие к мыслительной деятельности; указания; пояснение; объяснение; педагогическая оценка); игровые (создание игровой ситуации, дидактическая игра, загадывание загадки).
Оборудование и материалы: экран, проектор, магнитная доска, карта города Фигурограда, 8 квадратов В. Воскобовича, 4 набора плоскостных геометрических фигур, Д/и «Автобус» (автобус 8 шт., геометрические фигуры: треугольник желтый, зеленый квадрат, красный круг), Д/и «Замок» (объемные фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, замок).
Ход занятия:
1). Дети заходят в зал и встают в круг.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздороваемся с ними.
- Мы с вами отправимся в путешествие, в страну Математики, в город геометрических фигур – Фигуроград. Пройдемте к городу Фигурограду.
Воспитатель ведет детей к магнитной доске.
- Ой! А город, то закрыт! (на карте прикреплен замок)
-Что же нам делать?
-Верно, нужно открыть замок. Но как мы его откроем? Правильно, ключами! Давайте их рассмотрим. На что они похожи? (Фигуры). Как называется фигура с четырьмя углами? Еще есть фигура с четырьмя углами? Назовите ее. Как называется фигура с тремя углами? Какая осталась фигура? Чем она отличается от других фигур? Верно, это круг, у него нет угол. Чтобы замок открыть, нужно правильно вставить в него ключи. (Дети вставляют ключи в замок на мольберте)
- Ура! Вот мы и попали в город геометрических фигур – Фигуроград! Повторим название города все вместе. (Фигуроград)
- Рассмотрим город. Что вы видите в городе? Верно, есть две дороги. Сравните их по длине (ответы детей). Молодцы, одна - длинная, другая - короткая. А это улицы - красные и желтые.
Ребята, кроме дорог и улиц в городе должны быть дома, жители, транспорт. Но здесь ни чего нет. Поможем городу, станем строителями, и построим новые дома! Проходите к столам и присаживайтесь.
2). (Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на посадку детей: спина прямая, ноги «дружные, стоят вместе»)
- Ребята, мы будем строить дом из строительного блока. Рассмотрим его на экране.
1 слайд. Скажите, какой формы блок? (квадратный) Правильно, это квадрат, но он не обычный квадрат, а волшебный. Из каких фигур он состоит? (из треугольников). Умница, верно. Даша, квадрат, какого цвета? (зеленый). Леша, а с другой стороны? (красный). Квадрат волшебный и может превращаться в разные фигуры.
-Возьмите квадрат в руки. Попробуйте его сложить.
2 слайд. А теперь построим из зеленого квадрата – прямоугольник красный.
Положите квадрат перед собой зеленой стороной вверх. У квадрата есть линия сгиба посередине. Берем верхнюю сторону и сгибаем ее к нижней стороне. Получился прямоугольник? (Ответы детей)
- Постройте такой же прямоугольник.
3 слайд. Теперь построим из красного квадрата - треугольник зеленый.
Положите перед собой квадрат красной стороной вверх. Найдите линию сгиба посередине, нижний угол сгибаем к верхнему углу. Получился треугольник? (Ответы детей)
- Постройте такой же треугольник, по схеме.
4 слайд. В городе Фигурограде дома разного цвета, с зеленой крышей и с красной крышей.
5 слайд. Построить дом вам поможет - схема. Рассмотрим ее.
Чтобы построить дом с зеленой крышей и красным основанием нужно положить пред собой квадрат красной стороной вверх. Найти середину квадрата. Взять левый верхний угол и согнуть его к середине. У вас получится вот такая фигура. Затем взять правый верхний угол и согнуть его к середине квадрата. Получился дом с зеленой крышей.
4 слайд. Если, захотите построить дом с красной крышей, то положите перед собой квадрат зеленой стороной вверх.
-Ребята, подумайте какого цвета дом вы хотите построить. Приступайте к строительству дома, а поможет вам схема.
7 слайд. Появляется схема постройки дома и включается песня «Гимн строителей». Самостоятельная работа детей, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
- Катя, какого цвета у тебя получилась крыша?
-Миша, какого цвета у тебя получилось основание дома?
- Какие красивые, разноцветные дома у вас получились, нужно поставить их в городе. Берите свои дома и проходите к городу. Девочки первые поставят дома над короткой дорогой, а мальчики их проверят. (Мальчики, правильно девочки поставили дома?)
- Теперь, мальчики ставят свои дома под длинную дорогу, а девочки вас проверят. (Девочки, правильно мальчики поставили дома?)
- Молодцы, теперь в городе есть красивые дома.
- Ребята, я забыла, а как называется город? Верно, Фигуроград. Здесь все состоит из геометрических фигур и жители здесь тоже - геометрические фигуры. (Воспитатель берет корзину)
- Пройдемте к столу и рассмотрим их.
- Ваня, каких цветов жители? (Красные, желтые)
- Катя, какие жители по размеру? (Большие, маленькие)
- Ребята, жители Фигурограда забыли, на какой улице они живут, давайте им поможем! Красные жители живут на красной улице. Желтые жители живут на желтой. Большие жители живут под длинной дорогой, а маленькие над короткой.
- Девочки, возьмите маленьких жителей и поселите их над короткой дорогой, помните про цвет, а мальчики вас проверят.
-Аня, на какую улицу ты поселила своего жителя? Почему?
-Вика, куда ты поселила своего жителя? Назови форму своего жителя? (Мальчики проверяют, правильно ли девочки поселили жителей)
- Теперь, мальчики возьмут больших жителей и поселят их под длинную дорогу, не забудьте про цвет, а девочки вас проверят.
- Артем, около какой дороги ты поселил своего жителя? Почему?
-Ваня, на какую улицу ты поселил своего жителя? Назови форму и цвет своего жителя.
- Девочки, правильно поселили жителей мальчики?
- Спасибо, Ребята! Очень красивый, стал город!
- А, хотите узнать, какой любимый транспорт у жителей Фигурограда? Тогда отгадайте загадку:
Отвезу, куда хотите,
Только вы билет купите!
За рулем сидит шофер,
И гудит во мне мотор,
Фары круглые, как глобус –
Называюсь я … (Автобус)
8 слайд. Давайте и мы с вами прокатимся на автобусе. Становитесь за мной друг за другом.
- Нам с вами нужно снова помочь жителям, правильно рассадить их по местам в автобусе, иначе они не поедут! Проходите к столам, присаживайтесь.
(Дети садятся за столы, воспитатель обращает внимание на посадку детей: спина прямая, ноги «дружные, стоят вместе»)
- Посмотрите на экран. В автобусе есть три места. Первое, второе и третье (показ мест в автобусе)
-Пассажиров начнем рассаживать с первого места.
- Я, буду называть каждого пассажира. Слушайте внимательно!
- Посадите на первое место – желтого, треугольного пассажира.
- Саша кого ты посадил на первое место (треугольник желтый)
- Посадите на второе место – зеленого, квадратного пассажира.
- Витя кого ты посадил на второе место (зеленый квадрат)
- Саша, подумай и скажи, какого пассажира мы посадим на третье место? Верно – красного, круглого пассажира.
9 слайд. Проверим, правильно ли вы рассадили пассажиров? Посмотрите внимательно на экран и сравните, у вас должно получиться также.
(Показ образца) Молодцы!
- Теперь поставим автобусы на дорогу в городе. Мальчики ставят автобусы – на длинную дорогу, а девочки – ставят автобусы на короткую дорогу.
-Маша, на какую дорогу ты поставила автобус?
-Коля, на какую дорогу ты поставил свой автобус?
3). - Ребята посмотрите, какой замечательный город Фигуроград получился! Спасибо, Вам!
- Понравилось, вам путешествие в страну Математики, в город геометрических фигур Фигуроград? Что понравилось? (ответы детей)
- Как мы попали в город? (открыли замок)
- Что мы сделали для города? (построили дома, нашли улицы, на которых живут жители, рассадили их в автобусы.)
10 слайд. Посмотрите, на экран - жители города Фигурограда, очень рады и дарят вам своих друзей. (Воспитатель раздает детям геометрические фигуры) В группе, вы их оживите, дорисуете им лица, и они тоже станут радостными. Спасибо! До свидания!