Проект по формированию здорового образа жизни
в процессе совместной проектной деятельности родителей и детей дошкольного возраста
Цель проекта - разработка системы приобщения участников педагогического процесса к здоровому образу жизни и осуществление ее в условиях ДОУ.
Задачи проекта:
Ресурсы
Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской деятельности в ДОУ.
В проекте выделены три этапа.
Первый - организационно-подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному; привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап – основной. Его цели: активное участие детей и родителей во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях ДОУ; снижение заболеваемости в группе; повышение качества образования в вопросах культуры здоровья.
Третий этап – итоговый. Его цель: контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по повышению культуры здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Календарно-тематическое планирование к проекту
«Будь здоров»
Первый этап (сентябрь, октябрь) | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
Систематизировать знания детей о составляющих понятия «здоровье». Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье. Способствовать формированию представлений о значении соблюдения правил гигиены; закреплять навыки гигиены. Активизировать проблему раннего приобщения дошкольников к спорту: плюсы и минусы. Привлечь внимание родителей к формированию здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи. | ДЛЯ ДЕТЕЙ Занятие познавательного цикла: «Что такое здоровье?» Беседа: «Гигиена – залог здоровья». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Консультация для родителей «Значение спорта в жизни детей». Сентябрьский выпуск информационной газеты «Здоровый росток». | Сентябрь | Повышение интереса детей к здоровью человека и своему собственному; избегать ситуаций приносящих вред здоровью. Умение применять полученные знания на практике. Активизация к совместной родителей работе по воспитанию культуры здоровья. Вовлеченность родителей в реализацию плана первого этапа проекта. | СергееваО.К. (воспитатель) Волкова Н.В. (.мед.сестра) Первакова Н.в. (руководитель физической культуры) Воспитатели ДОУ |
Создавать представление у детей об Олимпийских играх; формировать интерес к занятиям физическими упражнениями. Познакомить с понятием температуры тела, дать представление о перегреве и переохлаждении. Систематизировать полученные ранее знания. Воспитывать познавательный интерес. Привлечь к совместной родителей формированию здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи. | ДЛЯ ДЕТЕЙ Занятие познавательного цикла: «Олимпийские игры». Беседа: «Одежда и здоровье». Совместная деятельность детей коллаж «Здоровое будущее». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Октябрьский выпуск информационной газеты «Здоровый росток». | Октябрь | Повышение интереса детей к Различным видам спорта. Умение детей правильно одеваться, учитывая температуру на улице и в помещении. Активизация к совместной родителей работе по воспитанию культуры здоровья. Вовлеченность родителей в реализацию плана первого этапа проекта. | Воспитатель Первакова Н.В. Воспитатель Первакова Н.В. Воспитатель Первакова Н.В. Воспитатели ДОУ |
Второй этап (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
Дать детям знания о полезных и не очень полезных продуктах. Формировать у детей представление о том, что для роста и здоровья нужно правильно питаться. Воспитывать осознанное отношение к правилам здорового питания. Познакомить детей с культурой сбалансированного питания. Воспитывать уважение к труду поваров. Закреплять знания детей об овощах; способствовать развитию творческих способностей детей. Показать родителям значение правильного питания для полноценного психофизического развития детей. Систематизировать знания детей о полезных продуктах. Воспитывать умение применять знания на практике. Вызвать чувство гордости за участие родителей в жизни группы ДОУ. Привлечь к совместной деятельности родителей по формированию здорового образа жизни. | ДЛЯ ДЕТЕЙ Занятие познавательного цикла: «Значение питания в жизни человека». Экскурсия на пищеблок ДОУ «Вкусно и полезно». Оформление выставки «Дары природы». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Консультация «Здоровое питание - вкусное питание». Досуг с участием мам и бабушек «Здоровое питание в кругу семьи» (приуроченный ко дню матери). Выпуск информационной газеты «Здоровый росток». | Ноябрь | Дети осознают, что здоровье зависит от правильного питания. Дети понимают, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Повышение уровня знаний родителей вопросах здорового образа жизни. Родители активно участвуют во всех совместных мероприятиях. Пропагандируют здоровый образ жизни. | Воспитатель Первакова Н.В. Воспитатель Первакова Н.В. Повар. Воспитатели группы Воспитатели группы Воспитатель Первакова Н.В. Музыкальный руководитель Воспитатели ДОУ |
Рассказать детям о значимости и важности воды для организма; довести до сознания детей необходимость и важность соблюдения гигиенических процедур. Расширить знания детей о различных состояниях воды. Учить детей соблюдать элементарные правила обращения с водой. Вовлечь родителей в образовательный процесс. Приобщить родителей к совместной деятельности. Привлечь к совместной деятельности родителей по формированию здорового образа жизни. | ДЛЯ ДЕТЕЙ Занятие познавательного цикла «Капельки воды». Экспериментальная деятельность «Волшебница вода». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная деятельность детей с родителями: сочинение сказок и рассказов о воде. Трудовая деятельность совместно с родителями: заливание катка на территории ДОУ. Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток». | декабрь | Дети владеют навыками гигиенических процедур. | Воспитатель Первакова Н.В. Воспитатель Первакова Н.В. Воспитатели группы. Воспитатели ДОУ. |
Познакомить детей с происхождением слова «витамин». Дать понятие о витамине «С». Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. Познакомить детей с витамином «А». Дать представление о том, в каких продуктах он содержится и как влияет на организм. Создать условия для сотрудничества с родителями. Воспитание культуры здорового семейного отдыха. Воспитывать гуманные чувства к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней. Привлечь внимание родителей к формированию здорового образа жизни. | ДЛЯ ДЕТЕЙ Занятие познавательного цикла «Витаминная азбука». Беседа «Что нам необходимо для роста и зрения?». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КВН совместно с родителями «Витамины в нашей жизни». Ежегодная зимняя акция «Покормите птиц зимой». Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток». | январь | Дети знают о пользе витаминов, их значении. У детей сформированы знания о витамине «А», дети имеют представление о том. В каких продуктах он содержится. Родители активные участники мероприятий проводимых в ДОУ. | Воспитатель Первакова Н.В. Воспитатель Первакова Н.В. Воспитатель Первакова Н.В. Музыкальный руководитель Воспитатели ДОУ |
Познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице. Формировать ответственное отношение к вопросам личной безопасности. Закреплять правила безопасного поведения в различных ситуациях в быту. Вовлечь родителей в образовательный процесс. Создать условия для сотрудничества с родителями. Воспитание культуры здорового семейного отдыха. Привлечь внимание родителей к формированию здорового образа жизни. | ДЛЯ ДЕТЕЙ Занятие познавательного цикла «Безопасное поведение на улице». Беседа «Когда ты дома один». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Изготовление семейных папок – ширм «Мой папа». Спортивный праздник «Самый быстрый папа». Посвященный празднику «Дню защитника отечества». Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток». | февраль | Дети владеют знаниями безопасного поведения на улице. | Воспитатель ПЕРВАКОВА Н.В. Воспитатель Воспитатели группы. Воспитатель ПЕРВАКОВАНВ.Музыкальный руководитель. Воспитатели ДОУ |
Познакомить детей с некоторыми растениями, которые можно использовать для лечения заболеваний (лимон, мята, петрушка, календула, укроп) Расширить знания детей о медицинских профессиях. Закрепить правила поведения в общественных местах. Расширять знания детей о том, какие травы полезны для здоровья человека. Создать условия для сотрудничества с родителями. Воспитание культуры здорового семейного отдыха Привлечь родителей к совместной деятельности по формированию здорового образа жизни. | ДЛЯ ДЕТЕЙ Занятие познавательного цикла «Такая полезная зелень». Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Экспериментальная деятельность «Огород на окне» (посадка лука, укропа, петрушки). ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Спортивное развлечение совместно с родителями «Самая ловкая мама». Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток». | март | Дети и родители активно участвуют во всех спортивно-оздоровительных мероприятиях ДОУ. | Воспитатель Литвинова А.В. Воспитатели группы Воспитатели группы Воспитатель Литвинова А.В. Физкультурный руководитель Селевич Н.А. Воспитатели ДОУ |
Третий этап (апрель, май) | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) |
Подведение итогов проекта «Марафон здоровья». Воспитание чувства ответственности за свое здоровье и необходимости заботиться о нем. Создание условий для сотрудничества с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей. Познакомить родителей с творческими работами детей в рамках проекта «Марафон здоровья» Привлечь внимание родителей к формированию здорового образа жизни. | Праздник «Марафон здоровья». Выставка детских работ на тему здорового образа жизни. Выпуск номера информационной газеты «Здоровый росток». | апрель | Дети уверенно отвечают на вопросы, касающиеся здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков. Родители активные участники праздника. | Воспитатели группы. Физкультурный руководитель. Музыкальный руководитель. Воспитатель Литвинова А.В. |
Выявление уровня знаний, умений и навыков детей полученных в рамках проекта «Марафон здоровья». | Диагностика детей. Анкетирование родителей. | май | Диагностика детей покажет значительное увеличение показателей по всем критериям оценки. | Воспитатели группы |
Ожидаемый результат
Итогом всей нашей работы станет праздник «Марафон здоровья», на который мы пригласим подготовительную к школе группу из соседнего детского сада.
Мы уверены, что дети покажут соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения по укреплению собственного здоровья. Свободно будут ориентироваться в вопросах гигиены и закаливания, с удовольствием применят их на практике. Занятия спортом станут неотъемлемой частью жизни многих из них.
Работа в данном направлении очень интересна не только для педагога, но и для родителей. Главный результат проекта будет заключаться в том, что родители будут не только вовлечены воспитательно-образовательный процесс, но и научатся делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка.
В качестве негативных последствий можно прогнозировать:
1.потерю интереса и мотивации к осуществлению работы над проектом;
2.снижение качества работы вследствие новизны проекта;
3.потерю интереса и желаний детей;
4.отсутствие интереса и желания родителей участвовать в совместной деятельности с ДОУ;
5.снижение общего уровня восприятия учебного материала за счет углубления и расширения содержания образовательного процесса.
Список использованной литературы:
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово, 1981.
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез,2005.
Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М.:Медицина,1989.
Кожухова Н. Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание. - №3. – 2000.
Кудрявцев В.А. Физическая культура и развитие здоровья ребенка// Дошкольное воспитание. - №1. - 2004.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 1999
Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника/ под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера,2011.
Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников // дошкольое воспитание. - №3. – 1996.