Карамышевский детский сад «Медвежонок», филиал
МБДОУ Барановского детского сада «Солнышко»
Змеиногорского района Алтайского края.
План по самообразованию
инструктора по физической культуре
Нечесовой Инны Алексеевны
на 2020-2021 учебный год
с. Карамышево, 2020
ТЕМА: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры
через русские народные подвижные игры».
НАПРАВЛЕНИЕ: физкультурно-оздоровительное.
УЧАСТНИКИ: дети подготовительной группы (6 - 7 лет), инструктор по физической культуре, воспитатели группы.
ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: сентябрь 2020г.
ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: май 2021 г.
ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: индивидуальная
ЦЕЛЬ: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей, воспитателей, коллег к формированию ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических традициях русского народа.
ЗАДАЧИ:
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве.
По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.
В народной игре много юмора, шуток, задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками, прибаутками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
В детском саду важно научить детей играть активно и самостоятельно. Только тогда они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критической ситуации, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. Таким образом, дошкольники приобретают те важные качества, которые помогут им в дальнейшей жизни.
Современная концепция дошкольного воспитания ориентирует педагогов на признание самоценности дошкольного детства. Исходя из этого, задача педагога - обеспечение условий для полноценного проживания этого уникального периода в жизни ребёнка. Народные игры могут стать основой формирования гармонически развитой, активной личности и способствовать развитию нравственных и физических качеств ребёнка.
Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве. Развиваем в них духовный творческий патриотизм, интерес к истокам русского народного творчества.
Русские народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание характера, ума, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный настрой, интерес к народному творчеству.
Тему считаю актуальной, т.к. русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Весёлые подвижные игры – это наше детство!
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У меня, как у педагога сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
У детей сформируются:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практическая деятельность |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Изучение методической литературы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры: - Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры». - Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». - Степаненкова Э. Я. «Сборник подвижных игр». - Интернет-ресурсы. | Сбор и анализ изученной литературы и информации. |
Работа с детьми | Ноябрь | Разучивание игр: «Хромая лиса», «Большой мяч», «Третий лишний». Заучивание считалок. | Совместная игровая деятельность на занятиях и прогулке. |
Декабрь | Разучивание игр: «Горячее место», «Огородник», «Дед Мороз». Заучивание заклички, считалок. | Совместная игровая деятельность на занятиях и прогулке. | |
Январь | Разучивание игр: «Горшки», «Редька», «Жмурки». Заучивание заклички, считалок. | Совместная игровая деятельность на занятиях и прогулке. | |
Февраль | Разучивание игр: «В ногу», «Рыбалка», «Скакалка». Заучивание заклички, считалок. | Совместная игровая деятельность на занятиях и прогулке. | |
Март | Разучивание игр: «Краски», «Салки», «Хвост и голова». Заучивание заклички, считалок. | Совместная игровая деятельность на занятиях и прогулке. | |
Апрель | Разучивание игр: «Садовник и цветы», «Старые лапти», «Петушиный бой». Заучивание заклички, считалок. | Совместная игровая деятельность на занятиях и прогулке. | |
Май | Подготовка к развлечению: «Бабушкин сундук». | Развлечение «Бабушкин сундук». | |
Работа с родителями | Октябрь – май | 1. «Русские народные подвижные игры» 2. «Влияние русских народных игр на развитие духовно-нравственных качеств личности». 3. «Русские народные подвижные игры». 4. «Русские народные игры зимой». 5. Художественное творчество детей и родителей: «Любимая русская народная подвижная игра нашей семьи». | 1. Анкета 2. Консультация. 3. Папка – передвижка. 4. Буклет. 5. Выставка работ. |
Самореализация | Сентябрь – май | 1. Составление картотеки русских народных подвижных игр и изготовление атрибутов к ним. 2. Составление картотеки русских народных считалок. 3. Мастер – класс для педагогов ДОУ «Русская народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к здоровому образу жизни». 4. Отчет по теме самообразования. | 1. Картотека русских народных подвижных игр, атрибуты. 2. Картотека «Русские народные считалки» 3. Выступление на педагогическом совете. 4. Выступление на педагогическом совете. |
ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: