«Лэпбук, как средство развития речи детей с ОВЗ»
Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим навыками красивой, правильной речи, всегда интересно и приятно общаться. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с друзьями, со сверстниками и общее интеллектуальное развитие.
Современный мир перенасыщен информацией, средствами общения, к книгам открыт широкий доступ, создано множество образовательных и развлекательных детских каналов. Казалось бы, в такой среде речь у детей должна развиваться без каких-либо трудностей. Однако это не так. В силу различных причин (плохая экология, алкоголизм родителей, биологические факторы, социальные условия, соматическая ослабленность ребенка, родовые травмы) у детей часто выявляются речевые расстройства.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
Содержание Лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание Лэпбука может включать материал по всем пяти областям.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, а также одна из форм итогов проекта или тематической недели.
В интерактивной тематической папке, который вы сделаете, вместе с детьми, своими руками, будут храниться материалы с разным речевым содержанием. Например, блокнотик с загадками, карты, лабиринты, кроссворды, сюжетные картинки, карточки. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу.
В нашей группе компенсирующей направленности использование Лэпбуков, как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель - логопед, педагог-психолог и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.
Лэпбук – отличный помощник в педагогической деятельности педагога. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми разного возраста. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по его индивидуальным возможностям.
Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
Следовательно, такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию связной речи, внимания, памяти, мелкой моторики детей. Таким образом, использование Лэпбука позволяет педагогам реализовать современные требования ФГОС ДО, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как: