Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Повторительно-обобщающий урок-игра по курсу «Российская империя в XVIII веке»

Цели 1. Образовательная а закрепить и обобщить полученные при изучении темы знания, умения и навыки. б проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого и Екатерины Великой подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра Первого и Екатерины Великой. в повторить с учащимися основные достижения отечественной науки XVIII века, деятельность выдающегося ученого М. В. Ломоносова. 2. Воспитательная воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины 3 Развивающая а продолжить формировать умение и навыки работы с документами, анализировать и обобщать исторические факты и явления б закрепить умения учащихся работать со статистическими данными, сравнительными таблицами, исторической картой, историческими документами в способствовать развитию самостоятельности, умения преодолевать трудности, формированию интереса к истории Задачи • Повторить, закрепить пройденный материал • формировать интерес к прошлому нашей Родины.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Повторительно-обобщающий урок-игра по курсу

«Российская империя в XVIII веке»

Цель урока:

1. Образовательная:

а) закрепить и обобщить полученные при изучении темы знания, умения и навыки.

б) проверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра Первого и Екатерины Великой; подчеркнуть эпохальное значение реформ Петра Первого и Екатерины Великой.

в) повторить с учащимися основные достижения отечественной науки XVIII века, деятельность выдающегося ученого М. В. Ломоносова.

2. Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за героическое прошлое нашей Родины;

3) Развивающая:

а) продолжить формировать умение и навыки работы с документами, анализировать и обобщать исторические факты и явления;

б) закрепить умения учащихся работать со статистическими данными, сравнительными таблицами, исторической картой, историческими документами

в) способствовать развитию самостоятельности, умения преодолевать трудности, формированию интереса к истории;

Задачи:

Оборудование:

- красный цвет «Личность в истории»

-желтый цвет «Турнир эрудитов»

-оранжевый цвет «Интересный факт»

-зеленый цвет «Имена»

-белый цвет «Достижения культуры»

-синий цвет «Узнай личность по описанию»

4. Портреты исторических личностей.

5. Презентация к уроку вPowerPoint.

Тип урока: урок-игра.

План урока

- Сообщение целей урока

- Игровые этапы

- Презентация

Ход урока

Вступительное слово учителя

Ребята, сегодня у нас с вами повторительно - обобщающий урок по теме "Российская империя в XVIII веке"

XVIII век в нашей истории:

Это, конечно же, век дальнейшего угнетения русского крестьянства, век кровопролитной войны под предводительством Е. Пугачёва, век дворцовых переворотов, и, в то же время - это был век просвещения, век науки, век великих открытий и преобразований.

На уроке мы повторим наиболее важные события нашей российской истории, которые произошли в данный период, дадим им историческую оценку, покажем роль личности в истории. Это, без сомнения, Петровская эпоха, это время царствования Екатерины II, это время, когда шло становление и развитие русской науки и культуры.

Каждый период в истории Отечества представляет несомненный интерес. Наследие наших предков не утрачивает своего значения. Вы должны уяснить, что история - это не справочник по ушедшим эпохам, а интересный процесс познания себя и своих предков.

Листая страницы истории,
Шагнём в восемнадцатый век
События, даты, явления,
Но в центре всегда - человек.

Перед началом игры:

Правила игры: Каждый правильный ответ оценивается в 10 баллов, ошибки, недочеты в ответе - 5 баллов.

По итогам каждого этапа и в конце игры проводится рефлексия, каждый игрок получает листочек, оценивает свою работу на уроке, и помещает на веточку дерева.

Ученик, набравший большее количество баллов за урок, получает оценку «5», меньшее количество баллов - оценку «4».

« Разминка». (за правильный ответ – 5 баллов)

                                        (Найти  союзников  для    борьбы  с  Турцией.)

Отсель  грозить  мы  будем  шведу,

Здесь  будет  город  заложён.

Назло  надменному  соседу

Природой  здесь  нам  суждено

 В Европу  прорубить окно.      

                                                (Строительство  Санкт- Петербурга)

     4.  Как   назывались  учреждения, образованные  в  начале  18 века  вместо приказов?                                                                                                                                                                                           (Коллегии)

     5.  Какое  событие  Пётр   назвал  «матерью  полтавской  баталии? 

                                                                          (Победа  под д. Лесной  1708 г.)

      6.  Как  называли  главу казацкого  войска  на  Украине?                (Гетман)

7. О каком  событии  идёт  речь:

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой  барабанный, клики,  скрежет.

Гром пушек,  топот,  ржанье,  стон

И  смерть, и ад  со  всех  сторон.         ( Полтавская  битва).

      9. Как  удалось  вынудить  дворянских  сыновей  учиться  грамоте?  

                                                                                         (Не  разрешал  жениться)

      10. Что  обязаны  были  делать  все  мужчины  на  ассамблеях?

                    (Курить  или  нюхать  табак,  танцевать,                                 приводить  жён  и  подруг).

      11. Кому  давался  бородовой  знак?   

   ( Кто уплатил  деньги  за  право  не  бриться)

Игроки вытягивают листочки с именами исторических личностей, и затем для соперников придумывают их описание. Задача соперников узнать по описанию историческую личность.

Александр Суворов

Екатерина Вторая

Императрица Елизавета

Емельян Пугачев

Павел Первый

Петр Великий

IV. «Турнир эрудитов» (желтый)

Был заложен этот град.

В Невской дельте, средь болот.

Здесь родился русский флот. (Петербург)

V. «Чёрный  ящик».

                                                                                                              ПАРИК.

       регулярности  не  было,  но  её  охотно  раскупали.

                                                                         ГАЗЕТА   «ВЕДОМОСТИ».

1699 года  на  пиру  по  случаю  отстроенного дворца  Лефорта.

Назовите орудие, которым  Пётр I  совершил  « покушение»  и на  что.

                                                                                           НОЖНИЦЫ, РУКаВА.

                                                                                                                    ГАЛСТУК.

5.  Этот  овощ  ввёз Пётр I, ради  его  красивого  цветка,   сегодня  мы  его 

     употребляем  в пищу.

                                                                                                            КАРТОФЕЛЬ.

                                                                                                            БИЛЕТ.

      устраивать  иллюминацию, веселиться.

            А  тем,  что  лежит  в  ящике  украшать  дома.

                                              ЕЛОВЫЕ ИЛИ  СОСНОВЫЕ  ВЕТКИ.

VI. «Достижения культуры» (Белый)

VII, «Интересный факт» (оранжевый)

VIII . «Пропущенные знаки».

Задания к классу:

Северная война началась в ___________ году и закончилась в __________ году подписанием ___________________ мира между Россией и ____________.

Первый этап войны был для русских не совсем удачным, т. к. армия потерпела поражение под ___________________. Однако Петра I неудачи не подавили и он взялся за создание ____________________ армии.

Коренным образом ход Северной войны изменила ______________ битва. Но для достижения окончательной победы необходимо добиться превосходства на __________.

В _________ году произошло знаменитое ___________ морское сражение и русский флот стал сильнейшим на ___________________________.

IX. Самостоятельная работа в тетрадях:

Выпишите только те нововведения, которые были введены Петром I:

Ассамблея, синод, приказы, кунсткамера, воеводство, местничество, адмиралтейство, книгопечатание, табель о рангах.

Что же было введено вместо приказов?

Какие коллегии вы знаете?

Задания;

1700-1721

В ходе этой войны Россия решила важную задачу: овладела выходом

к Балтийскому морю. Как назывался мирный договор,  подписанный по её итогам

1682-1725

После смерти Фёдора Алексеевича Петр вместе с братом Иваном был провозглашён царём. Фактически, делами заправляла старшая сестра Софья. Какова её судьба?

1709-1714

( Физкультминутка)

Найди соответствие между термином и определением

1. Импорт

А.Постоянная, профессионально обученная, находящаяся под единым командованием армия.

2.Экспорт

Б.Вывоз товаров из страны

3. Мануфактура

В.Длительное путешествие за границу с целью поиска союзников в войне против Турции

4.Меркантилизм

Г.Ввоз товаров в страну

5.Приписные крестьяне

Д.Повинность, связанная с набором в армию

6. Рекрутские наборы

Е.Предприятия, основанные на ручном труде и разделении труда

7. Регулярная армия

Ж.Политика поддержки отечественной торговли и промышленности

8.Великое посольство

З.Крестьяне, купленные владельцем завода для работы на мануфактуре

9. Абсолютная монархия

И. Форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха

  « Пиши  грамотно».

  ОТВЕТЫ:  МАНУФАКТУРА, МЕРКАНТИЛИЗМ, ПОСЕССИОННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ,  ИНФАНТЕРИЯ, АБОРДАЖ, ПРЕЗИДЕНТ,

Рефлексия.

Вопросы к классу

Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?

Что нового, необычного было на занятии?

Что показалась наиболее сложным?

III. Итог урока.

Учитель подводит итоги игры, объявляя победителя, отмечает наиболее отличившихся игроков, выставляет оценки.

Учащимся в конце урока раздаются карточки с вопросами «Оценка результативности урока»

Человек оставляет на Земле множество свидетельств своей деятельности. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.

Сегодня на уроке перед вами прошли наиболее яркие личности, значительные эпизоды и события отечественной истории XVIII века. А сколько их было и будет еще впереди!

Поэтому, живя и учась в XXI веке, будьте творцами, а не простыми созерцателями, будьте активными, любознательными, стремитесь к знаниям и к счастью.

Написать синквейн о любой выдающейся личности XVIII века.

Оценочный лист

Этапы

Баллы

« Разминка»

«Личность в истории»

«Турнир эрудитов»

«Чёрный  ящик».

«Интересный факт»

«Пропущенные знаки»

«Имена»

«Достижения культуры»

«Узнай личность по описанию»

Аннотация

к уроку – соревнованию: «Российская империя в XVIII веке» 7 класс.

Автор: Шпакова Галина Михайловна

Место работы: Гапоновский филиал МБОУ – Доброводской СОШ

Должность: учитель истории и обществознания в 5 - 9 классах.

Петровское время – один из самых интересных периодов в истории нашей страны, наполненный бурными событиями, в оценке которых много противоречий. Ребята 7 класса с увлечение изучают данный исторический период: готовят сообщения, анализируют первоисточники, сравнивают характеристики личности первого российского императора, данные его современниками. И мне показалось естественным на такой же приподнятой волне детских впечатлений подготовить для ребят урок – соревнование.

Для данного подросткового возраста такая форма проведения итогового занятия по теме: «Россия при Петре I» показалась мне самой приемлемой.

 КОНКУРС   « Кто  сказал  и  когда».

1. « Небываемое  бывает»!

               / Пётр I  май  1703 г. после  победы  над  шведами в  устье  Невы/.

2.Самодержавною  рукой,

   Он  смело  сеял  просвещенье.

   Не  презирал  страны   родной,

   Он  знал  её  предназначенье!

                                      / А. С. Пушкин  о  Петре I/.

3.« Нет  в  истории  сражения, которое  унесло  бы  столько  жизней!»

                                 / Ключевский  о  строительстве  САНКТ – ПЕТЕРБУРГА/.

4. Напрасно  он  взывал : « Шведы! Шведы!»

                                    / Карл 12,  во  время  Полтавской  битве/.

5.  «Вот  пришёл  час,  который  решит  судьбу  Отечества!»

                                 / Пётр I,  перед  Полтавской  битвой/.

6.« На  троне  вечный  был  работник».

                                 / Пушкин,  о Петре I/.

7. В  письме  он  напишет:  «В одной правой  руке  принуждён  держать  шпагу  и  перо».

                        / Пётр I, в  письме  к   жене  Екатерине I /.

 КОНКУРС  «Эрудит» (* задания  повышенной  трудности).

      девочек – розовые ленточки.

Откуда  пошёл  этот  обычай?

           /При Петре  I  были  учреждены ордена  для  новорождённых 

           детей   царской  фамилии  Святого Андрея Первозванного  и Святой

          Анны  ленты   имели  соответственно  голубой  и розовый  цвет/

      приближённых  Петра I  не  подписал его,  мотивировав  свой  отказ  тем,  что 

     «рождён  служить  государю, а не  кровь  его  судить!».

Назовите  имя  приближённого Петра  I.

                                                   / Фельдмаршал   Борис  Петрович  Шереметев/

     4.   После  подавления  стрелецкого  бунта  Петр I  навестил  свою  сестру Софью   в

           Новодевичьем  монастыре, чтобы поговорить  о случившимся, однако   царевна  ни

           о  чём  не  захотела  говорить  с ним.

            Что  сказал,  покидая  монастырь, царь  со  слезами  на  глазах?

              / « Сколь  умна,  столь  и зла,  а  могла  бы  быть  мне  правою  рукой/

      посол  фон  Принц.

Что  , если  верить  молве,  пришлось  сделать  послу,  чтобы  вручить

 русскому  царю  верительную  грамоту?

                                                      / Взобраться  на  корабельную  мачту/

 Основные события и даты:

Тематические понятия

(учитель зачитывает определения тематических понятий изученного курса, учащиеся слушают и определяют понятия; обращается внимание на правильность написания и произношения).

Карты (работа с исторической картой).

Блиц-опрос .

Учащимся предлагается вспомнить людей с именами которых связаны события нашей страны XVII века.

Вопросы:

…………К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.

…………Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.

…………Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.

…………Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.

……..Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.

………….Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.

………….Этот царь получил прозвище “Тишайший”.

…….. – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.

………….Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.

………….Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.

…………Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.

……… Обязательные платежи жителей страны в казну государства

…….. Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.

Ответы:

Борис Годунов – К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей.

Дмитрий Иванович – Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века.

Григорий Отрепьев – Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву, и занял российский престол.

Лжедмитрий II – Он получил прозвище “тушинский вор”, так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы.

Скоморохи – Так называли бродячих артистов, которые ходили по городам и сёлам и давали представления.

Пожарский Дмитрий Михайлович – Мужественный полководец, князь, один из руководителей Второго ополчения, созванного в Нижнем Новгороде.

Романов Алексей Михайлович – Этот царь получил прозвище “Тишайший”.

“Орёл” – Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море.

Патриарх Никон – Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление.

Богдан Хмельницкий – Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя.

Разин Степан Тимофеевич – Этот свободолюбивый человек, опытный воин, возглавил крестьянскую войну 1667-1671 гг.

Налоги – Обязательные платежи жителей страны в казну государства.

Иван Сусанин – Русский крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области