Воспитание свободы как непреложной ценности
Свобода и познание добра и зла.
«Свобода — цель
человеческого развития»
Э. Фромм
«Свобода не в том,
чтоб не сдерживать себя,
а в том, чтоб владеть собой»
Ф.М. Достоевский
Свобода — это состояние личности, в котором она чувствует себя полноправным субъектом своей деятельности. Проблема свободы человека, свободы его воли существовала с давних времен и обсуждалась многими учеными и просвещенными людьми.
Вот несколько определений понятия «свобода»:
- свобода – возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; (Философская энциклопедия)
- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (Краткий словарь философских терминов)
- простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. (Словарь Даля)
- способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. (Большой энциклопедический словарь)
По словам протоиерея Димитрия Смирнова:
«Свободен человек, и эту свободу он может употребить и на добро, и на зло. Кипит в тебе зло – ругайся; а можешь взять и зло преодолеть: выйди в другую комнату, потерпи, не кричи, сделай красивый поступок. Не можешь каждый день так делать – через день: день ругайся, день не ругайся. И то будет хорошо.»
Человек свободен в своем выборе: как жить, какие поступки совершать, как воспитывать своего ребенка. Этот выбор мы делаем каждый день, опираясь на свой жизненный опыт и нравственные ценности.
В возрасте трех лет ребенок пытается донести до родителей, что теперь он все будет делать сам. Вот тогда-то и возникают первые разговоры о свободе в жизни человека.
Разумеется, что маленький ребенок не является сложившейся личностью. Поэтому наша задача - постараться заложить в него максимально разумного, доброго, вечного, духовного. Помочь вступить во взрослую жизнь с определенным багажом, умением отличить плохое от хорошего, доброе от злого. А затем можно обижаться только на себя: если он делает ошибки или неправильно себя ведет – значит, мы плохо его воспитывали, мы не показали ему правильного примера. Родители в погоне за развитием интеллекта упускают воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.
Многие родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит понимание моральных требований и усвоение образцов поведения на основе подражания. Зачастую ребенок больше общается с экраном телевизора или компьютера, чем с родителями. На бедного ребенка обрушивается огромный поток разрушающих мультфильмов, наполненных жестокостью и проявлением агрессии. Речь героев этих мультфильмов отличается изобилием грубых, бранных слов. Дети могут считать такую лексику правильной, живой и будут употреблять ее в своей речи. Ребенок ассоциирует себя с главными героями таких мультфильмов, восхищаясь их всемогуществом, порождая тем самым всплеск агрессии.
Таким образом, проблема формирования представлений о добре и зле у детей дошкольного возраста стала наиболее актуальной и значимой. Требования, предъявляемые ФГОСами ДО к воспитанию личности, в пункте «Целевые ориентиры старших дошкольников» следующие:
Старший дошкольник «соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.»
В нашем детском саду мы пытаемся помочь родителям и детям при помощи реализации программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Дорогой добра». Данная программа предполагает решение следующих задач:
1.формирование первоначальных нравственных представлений о семье, послушании, любви, добре и зле, милосердии, благодарности и трудолюбии и др..
2.формирование нравственных потребностей, стремлений: проявление чувства любви и уважения к родным и близким, желание заботиться о них, быть им благодарным и признательным.
3.формирование нравственных умений и привычек (анализ своего поведения в ситуации морального выбора, справедливое отношение к людям, допустившим ошибку, внимательное отношение к другим детям, бережное отношение к труду взрослых и товарищей и др.)
Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Программа «Дорогой добра» создана педагогами ДО, которые постарались использовать различные формы и методы для успешной ее реализации.
- разработан цикл конспектов занятий, праздников о добре и зле, щедрости и жадности, любви послушании, верности и предательстве и о других духовно-нравственных ценностях.
- праздник «Троица» Один из традиционных народных праздников - День Святой Троицы, с которым можно и нужно знакомить детей. Берёзки, праздничные народные костюмы, весёлые песенки, частушки и потешки стали непременными символами этого торжества.
- праздник «День любви, семьи и верности» К празднику начали подготовку заранее, дети вместе с воспитателями изготовляли ромашки, готовили номера художественной самодеятельности, родителям мастерили пригласительные билеты. Познакомили детей с историей святых Петра и Февронии Муромских — покровителей семьи, чей брак является образцом христианского супружества.
- театрализованная деятельность (например, сценка «Доброе слово»)
- участие родителей в утренниках
-праздничное чаепитие
-подготовка и участие в различных конкурсах
-родительские собрания за круглым столом
-разработка и оформление проектов и т.д.
В рамках данной программы следует отметить тесное сотрудничество с социумом:
Благочиние г. Арзамаса и Арзамасского района
-Экскурсия к храмам Арзамасского края. О предстоящей экскурсии дети знали и готовились к ней. Слушали рассказы своих бабушек, родителей, рассматривали фотографии храмов Арзамасского края. С большим желанием и восторгом 56 воспитанников ДОУ отправились знакомиться с храмами Арзамасской земли.
- Православная гимназия (проекты, спортивные праздники)
- Дом детского творчества (организация кружков, досуга) Организация работы кружков "Рукодельница", "Юные живописцы" специалистами дома детского творчества и педагогами ДОУ
- Библиотека им. И.Н. Сахарова
- Музей "Природа" им С.И Трофимова (экскурсия по музейной экспозиции "Пусть поколение знает" на базе центра ремесел Арзамасского района)
Хочется поблагодарить телевидение Арзамасского района за поддержку нашего проекта и своевременное освещение на экране его реализации.
Доведение до сознания родителей важности духовно-нравственного воспитания дает заметные результаты. Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.
Мы надеемся, мы верим, что наши дети, становясь взрослее, наполнят свой багаж хорошими поступками и мыслями, будут заботиться о старшем поколении, будут стремиться к добру и неприятию зла.