Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации познавательной сферы дошкольников.
«Знание только тогда знание,
когда оно обретено усилиями
своей мысли, а не памятью»
Л.Н.Толстой
В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие проектно-исследовательская деятельность. В работах, посвященных этому вопросу, исследовательскую деятельность рассматривают как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, возникающий в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения (Н. А. Поддьяков, Н.А. Короткова).
Исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, представляя собой простое, бесцельное экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. К старшему дошкольному возрасту она вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими познавательными мотивами.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Цель и задачи проектно-исследовательской деятельности.
Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.
Задачи:
Классификация проектов:
Особенности организации проектно-исследовательской деятельности
в дошкольном возрасте.
Младший, средний дошкольный возраст.
Младшему дошкольному возрасту свойственно стремление к поиску информации для пополнения представлений о мире. Однако полученная информация конкретна, лишена обобщенности, а потому бесконечно повторяются вопросы, направленные на познание конкретных предметов и явлений, чаще связанных с непосредственным их восприятием.
Дети среднего дошкольного возраста больше интересуются внешними признаками объектов, их наименованием, размерами и т.п., интерес этих детей направлен преимущественно на определение предметом и обозначение его словом («Что это?», «Кто это?», «Как называется?»). Вопросы также связаны с попыткой систематизации явлений, предметов и их классификацией. В то же время в этом возрасте появляются вопросы, требующие выяснения связей между предметами и явлениями, их сходства и различий, выявления зависимостей. И хотя таких вопросов значительно меньше, и носят они простейшую форму, их возникновение говорит о стремлении ребенка осмыслить причинно-следственные связи.
Задачи исследовательской деятельности:
Старший дошкольный возраст.
Старший дошкольник проявляет любознательность к более широкому кругу явлений объективной действительности. Вопросы возникают в связи с восприятием конкретных предметов и явлений, но и обусловлены прежним опытом, способностью сопоставить его с новым, найти сходство или различие, раскрыть связи или зависимости между предметами и явлениями, стремлением к самостоятельности в решении возникших задач, желанием проникнуть за пределы непосредственно воспринимаемого, способностью к более опосредованным формам познания, что выражается в более сложных по форме вопросах. Повышается устойчивость познавательного интереса, о чем говорит появление вопросов, рассредоточенных во времени, когда ребенок вновь и вновь возвращается к интересующему объекту или явлению.
Задачи исследовательской деятельности:
Для педагога организация проектно-исследовательской деятельности является важным вопросом, требующим детальной проработки. При планировании проекта необходимо определиться в следующих вопросах:
Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дополнить идеи дошкольников, помочь им подобрать разнообразные материалы для реализации этих идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.
Таким образом, метод проектно-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.