Конспект родительского собрания в старшей группе комбинированного вида на тему «Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи в старшей группе»

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье Повышение педагогической культуры родителей. Дать родителям знания по вопросам формирования фонематического восприятия у детей с нарушениями речи в старшей группе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 282 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Конспект

родительского собрания в старшей группе комбинированного вида на тему: «Формирование фонематического восприятия
у детей с нарушениями речи в старшей группе»

Провела

учитель – логопед:

Абдрахимова Г.Т.

Тема: « Формирование фонематического восприятия
у детей с нарушениями речи в старшей группе»
Цель:

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

Повышение педагогической культуры родителей. Дать родителям знания по вопросам формирования фонематического восприятия у детей с нарушениями речи в старшей группе.
Задачи:

Форма проведения: Практикум «Логопедическая гостиная»
Оборудование и материалы:
Выставка игр и дидактических материалов, Неваляшки, предметные картинки, мяч, памятки родителям, звуковые фишки, схема слов.

Ход проведения собрания.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Я очень рада видеть вас в нашей группе. Наше собрание сегодня пройдёт в форме семинара-практикума, с участием детей. Это значит, что сегодня не будет скучных лекций, а будут интересные задания, а учить вас будут ваши дети. Тема нашего собрания «Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи в старшей группе»

Повестка.
1. Теоретическая часть собрания.
«Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи в старшей группе»
2. Показ логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей группы.
3. Знакомство с играми, используемыми на логопедических занятиях для формирования фонематических процессов и самостоятельного использования их в домашних условиях. Выполнение домашнего задания.


Основная часть собрания.


Логопед: Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи, которое характеризуется различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороны речи.
Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений: позднее начало речи, речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, речь детей с ОНР малопонятна.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.
Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети не овладевают грамотным чтением и письмом.
Следовательно, повышение эффективности коррекционной логопедической работы по формированию фонематических процессов у старших дошкольников с диагнозом ОНР III уровня является на данный момент одной из актуальных проблем для логопеда и требует активной помощи родителей.


Воспитатель: Мы предлагаем вам посмотреть логопедическое занятие, для того, чтобы у вас сложилось представление о том, как заниматься с детьми дома.
В зал заходят дети, делают круг.

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли ваши родители.

Эмоциональный настрой.

Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям). Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях.

Начнем наше занятие с самомассажа.

Есть у курицы цыплёнок,  (большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –  (сжимаем пальцы в кулак и разжимаем пальцы)

Все красивы, хороши.

- Сядет на место тот, кто назовет слово на звук Н

(Садятся на свои места)

Сообщение темы.

- Послушайте внимательно слова, которые я сейчас назову: нитки, олень, неваляшка, конь, дыня, небо, книга. Какие звуки чаще всего повторялись в словах? (Звук [н']).

- Сегодня на занятии мы будем произносить звуки [н'] и искать слова, в которых эти звуки встречаются.

- Послушайте загадку.

Не заставишь лежа спать.
Лишь уложишь - хочет встать.
Поупрямее барашка
Эта кукла- ... (неваляшка)

- Ребята, к нам в гости пришли наши звуковые неваляшки. Они узнали, что мы будем знакомиться со звуком [н']. Они захотели узнать, что это за звуки. А зовут наших гостей Нина и Аня. Как вы думаете, почему они хотят узнать именно об этих звуках? (В их именах есть звуки [н'].)

Произнесение, характеристика звуков [н'].

- Правильно молодцы. Давайте сначала познакомимся со звуком, который любит Нина и Аня.

- Посмотрите все в зеркало и произнесите звук Нь. А что делают наши губки, когда мы произносим звук Нь? (губки раскрыты). Правильно.

- А что делает наш язычок? (кончик языка упирается в нижние зубы)

- Звук Нь гласный или согласный? (есть преграда, поэтому согласный)

- Твердый или мягкий? Мягкий, потому что спинка языка поднята. Как обозначается звук Нь? (зеленой фишкой)

- Звук Нь звонкий или глухой? Проверьте. (Правильно, горлышко дрожит, колокольчик звенит, значит это звук звонкий.)

А, еще это звук, какой? (Согласный)

Звук [н'] – согласный, мягкий, звонкий, носовой. Обозначаем зеленым цветом. И живет в зеленом домике.

Игра: «Самый внимательный»

Послушай и повтори.

Логопед произносит ряд слогов, закрывая лицо экраном. Дети повторяют ряды слогов (ня-ни-ню, ни-не-нё и т.д.).

«Доскажи словечко» (по картинкам).

Онь-онь-онь - зажигай … огонь.

Ню-ню-ню - сена дам … коню.

Назовите слова, в которых есть звук Нь.

(выкладываем картинки, дети называют)

Игра «Сигнальщики»

Теперь мы с вами будем ловить звуки Нь. Как только вы услышите звук Нь, хлопаете в ладоши.

Н-нь-нь-н-нь-н-н

А теперь в слогах - на-ня-но-ни-ню-ну

А теперь в словах - Нога-снег-гном-небо-слон

Физкультминутка.

«Петух»

Шел по берегу петух,                                   (высокий шаг, «крылья»)

Подскользнулся,                                           («мельница»)

В речку - бух!                                              (наклоны)

Будет знать петух,                                      

Что впредь                                                 (грозят указательным пальцем правой руки)

Надо под ноги смотреть!                             (то же левой рукой)

Игра «Подарим картинки Нине».

У Нины сегодня именины. Давайте подарим им красивые картинки - подарки. Дарить будем только те, где есть звук Нь. Звук Нь прячется в словах, нам надо найти место звука в слове.

Выделение звуков [н], [нь] из состава слова. (небо, синица, олень)

Амир назови слово так, чтобы мы услышали звук Нь.

- А теперь найдем место звука в слове. Посмотрите на картинки и скажите, где

спрятался звук Нь в вашем слове (в начале, в середине или в конце слова).

- Покажите на карточках место звука в слове. А я пройду посмотрю, как вы выполняете задание.

- Вы правильно выполнили задание. Нина очень довольна. Продолжаем играть со звуками.

А как вы думаете, с какими звуками дружат звук [н']? (с гласными звуками)

Поиграем с Аней.

(Повторение с детьми гласных звуков и схемы гласных звуков по Ткаченко)

- Сколько гласных звуков вы знаете?

- Какие гласные звуки вы знаете? Сколько их?

Игра с мячом: «Какой гласный звук спрятался в слове»

Произношение чистоговорки.

Няня нянчит Надю с Ниной.

Логопед: Садитесь на свои места.

Приготовьте звуковые фишки и карточки.

Я произношу слоги, а вы выкладываете из звуковых фишек эти слоги и повторяете, что у вас получилось. - Как выкладываем фишки? (слева направо от красной линии)

На доске будет выкладывать Лиза. Слушайте внимательно и запоминайте, что я сказала. НИ.

Тимур, повтори. Самина, повтори еще раз. Сколько я сказала звуков? Два. Какой первый? (звук Н)

Какой положим квадратик? (Зеленый. Согласные мягкие звуки обозначаем зеленой фишкой).

Какой второй звук? (звук И)

Какой квадратик положим (Красный. Гласные звуки обозначаем красными фишками). Положите нужные квадратики.

Азалия, назови первый звук. Савелий, назови второй, Аня, назови звуки вместе, что получилось.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Звук «Нь» какой? (согласный, звонкий, мягкий) С какими гласными дружит звук «Нь» (А, О, Ы, У, Э)

- Какие еще согласные звуки вы помните?

Логопед: Уважаемые родители, вам понравилось, как работали дети?  Молодцы, мне тоже очень понравилось! Все справились с заданием. А сейчас Неваляшки очень хотят с вами поиграть в подвижные игры и приглашают детей в спортивный зал. Неваляшки уводят детей в спортивный зал.

Логопед:

Речевое развитие детей с тяжёлыми нарушениями речи необходимо проводить в тесном сотрудничестве с их родителями. Любая работа педагога не исключает выполнения домашних заданий. Хочется отметить, что детский сад – это не школа, и строгой системы домашних заданий тут быть не может. Но выполняя задания, которые вам задал логопед, для самостоятельной работы дома, вы получаете лишь одни плюсы: - закрепляете у ребёнка пройденный им до этого материал, - не нужно ничего искать, всё сделано уже за вас, - вам есть чем занять ребёнка, кроме телевизора или компьютера, - больше общаетесь с ребёнком и на практике видите, что может ваш малыш, а в чём ему нужно подтянуться и т.д. Задания могут быть различными: как для одного конкретного ребёнка (индивидуальное по формированию навыков звукопроизношения), так и для всей группы (задания по закреплению лексико – грамматических категорий, звукового анализа и синтеза, чтения). Все выполняемые домашние задания нужно делать тщательно. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над пройденным материалом, поставленными звуками будет очень трудно добиться положительного результата. Так же это помогает дисциплинировать детей, организует и подготавливает к восприятию школьной программы. Нельзя забывать, что ребёнку нужна ваша помощь, а не полное выполнение заданий за него.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.
Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?

4. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях.

Заключительная часть собрания
Рефлексия.

Воспитатель: Скажите, что полезного для себя вы узнали на нашем собрании?
«Умейте любить, но не безоглядно,
умейте ласкать, но не заласкивайте.»

Радуйтесь вашему ребенку. Принимайте его таким, какой он есть.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.
Ободряйте, хвалите ребенка при малейшей удаче. Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он бы мог рассказывать.
Покажите ребенку «Мир вокруг»:
- не оставьте без внимания необычные явления природы вьюга, иней, гололед, поземка,
- помогите полюбить родную природу деревья, птиц, полюбуйтесь снегирями, синицами, позаботьтесь о них.
Разговаривая с ребенком, будьте с ним «здесь и сейчас». Говорите медленно, будьте терпеливы и доброжелательны.
Ежедневно занимайтесь с ребенком дома.





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.12.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.