ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
Пономарёва Мария Ивановна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»
«Только те знания прочны и ценны,
которые вы добыли сами,
побужденные собственной страстью.
Всякое знание должно быть открытием,
которое вы сделали сами»
Корней Чуковский
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.
Осуществляя поиск оптимальных форм для развития познавательной активности малышей, мы пришли к выводу, что необходимо обратить внимание на использование проектной деятельности. Она будет способствовать:
– активизации познавательной деятельности детей;
– формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
– развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогам откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.
Ребёнок 3-4 лет – неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и сейчас». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.
Педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста не только возможна, но и должна активно использоваться с учётом возрастных особенностей.
Целью работы над темой является создание условий для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Развивающие:
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать познавательные способности детей;
- развивать творческое воображение и мышление;
- развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение доброжелательно общаться;
- воспитывать самостоятельность и инициативность.
Этапы работы над темой
Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:
1. Диагностический
1. Изучение психолого – педагогической и методической литературы по теме самообразования:
2. Изучение опыта коллег по теме самообразования.
2. Прогностический:
- Постановка цели и задач работы.
- Разработка перспективного плана работы на учебный год.
3. Организационный.
Создание условий для проведения работы:
- картотека дидактических игр по темам проектов;
- совершенствование развивающей предметно – пространственной среды в группе в соответствии с реализуемыми проектами.
4. Практический.
Работа с детьми: | Цели, задачи проекта | ||
Проект «Разноцветная неделя» | Цель проекта: Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя. Задачи проекта: Закреплять знания цветового спектра у детей. Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами. Упражнять в умении рассказывать о цвете. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов. Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу. Научить группировать предметы по цвету. Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы. | ноябрь | |
Проект «Елочка, елочка, вот она какая!» | Цель проекта: подготовить группу к новогоднему празднику (поставить елку) и украсить ее, привлекая к совместной деятельности родителей, экологическое восприятие Новогоднего праздника, бережное отношение к природе. Задачи проекта: Обучающие: познакомить детей и родителей с историей новогодней елки; Расширить знания родителей о традиции новогодней елки и важности знакомства с ней детей; расширить знания детей о ели: беседы, разучивание стихов, песен, загадок. Развивающие: Развивать познавательную активность у детей, продолжать активизировать исследовательскую активность при поиске решения задач. Развивать способность детей оказывать посильную помощь взрослому в подготовке к празднику. Воспитательные: Воспитывать у детей восприятие традиций своего народа; Воспитывать в детях чувство ответственности по отношению к природе, любви в природе. | декабрь | |
Проект «Сказки с нами всегда!» | Цель: Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности. Задачи: закрепить знание содержания сказок сформировать желание быть похожими на положительных героев развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой. воспитывать интерес к сказкам. | февраль | |
Проект «Огород на окне» | Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. | март | |
Проект «Неделя здоровья» | Цель проекта: повышать уровень знаний у детей и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы. Задачи проекта: 1) укреплять и охранять здоровье детей; 2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены; 3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни; 4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека, о пользе витаминов. | апрель | |
Проект «Радуга добра» | Цель проекта: Помочь сформировать представление о том, что доброта есть проявление красоты души. Задачи: Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки; Познакомить детей со словами приветствия и прощания, вежливого обращения к друг другу и со взрослыми; Воспитывать любовь, уважение, доброту к маме, своим друзьям; Создание атмосферы доброжелательности в группе. | май | |
работа с родителями | |||
консультация «Проектная деятельность в детском саду» | октябрь | ||
папка – передвижка «Экспериментируем, играя». | октябрь | ||
Выставка рисунков «Мой любимый детский сад». | октябрь | ||
Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье». | ноябрь | ||
Консультация для родителей «Кормушка своими руками» | декабрь | ||
Подготовка и оформление фотовыставки «Елочка-зеленая иголочка!» . (Выставка фотографий семей воспитанников с елочками) | декабрь | ||
Подготовка группы к встрече Нового года, украшение новогодней ели в группе самодельными игрушками. | декабрь | ||
Консультации для родителей: «Что такое Новый год?», «История Новогодней елки», «Пушистая целительница». | декабрь | ||
Консультация для родителей «Веселая мастерская» | декабрь | ||
Индивидуальная беседа с родителями «Режим для и его значение для здоровья ребенка» | апрель | ||
Консультации: «Витамины», «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья» | апрель | ||
Консультация для родителей на тему: «О доброте». | май | ||
Выставка детских рисунков «Добро глазами ребенка» | май |
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить
возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
В результате проектной деятельности дети научились:
1. Договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач.
2. Умеют составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться со сверстниками.
3. Дети без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.
Список используемой литературы