Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ “РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

Пономарёва Мария Ивановна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Незабудка» комбинированного вида»

«Только те знания прочны и ценны,

которые вы добыли сами,

побужденные собственной страстью.

Всякое знание должно быть открытием,

которое вы сделали сами»

Корней Чуковский

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка. С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем того мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.

Осуществляя поиск оптимальных форм для развития познавательной активности малышей, мы пришли к выводу, что необходимо обратить внимание на использование проектной деятельности. Она будет способствовать:

– активизации познавательной деятельности детей;

– формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;

– развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.

Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогам откроет большие возможности для активизации мыслительной деятельности и развития личности дошкольников.

Ребёнок 3-4 лет – неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и сейчас». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

Педагогическая практика показала, что использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста не только возможна, но и должна активно использоваться с учётом возрастных особенностей.

Целью работы над темой является создание условий для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развивающие:

- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- развивать коммуникативные навыки;

- развивать познавательные способности детей;

- развивать творческое воображение и мышление;

- развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к сверстникам, умение доброжелательно общаться;

- воспитывать самостоятельность и инициативность.

Этапы работы над темой

Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:

1. Диагностический

1. Изучение психолого – педагогической и методической литературы по теме самообразования:

2. Изучение опыта коллег по теме самообразования.

2. Прогностический:

- Постановка цели и задач работы.

- Разработка перспективного плана работы на учебный год.

3. Организационный.

Создание условий для проведения работы:

- картотека дидактических игр по темам проектов;

- совершенствование развивающей предметно – пространственной среды в группе в соответствии с реализуемыми проектами.

4. Практический.

Работа с детьми:

Цели, задачи проекта

Проект «Разноцветная неделя»

Цель проекта:

Закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя.

Задачи проекта:

Закреплять знания цветового спектра у детей.

Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами. 

Упражнять в умении рассказывать о цвете.

Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов. 

Учить группировать предметы по заданными признакам, учить работать по образцу.

Научить группировать предметы по цвету.

Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.

ноябрь

Проект «Елочка, елочка, вот она какая!»

Цель проекта: подготовить группу к новогоднему празднику (поставить елку) и украсить ее, привлекая к совместной деятельности родителей, экологическое восприятие Новогоднего праздника, бережное отношение к природе.

Задачи проекта:

Обучающие:

познакомить детей и родителей с историей новогодней елки;

Расширить знания родителей о традиции новогодней елки и важности знакомства с ней детей;

расширить знания детей о ели: беседы, разучивание стихов, песен, загадок.

Развивающие:

Развивать познавательную активность у детей, продолжать активизировать исследовательскую активность при поиске решения задач.

Развивать способность детей оказывать посильную помощь взрослому в подготовке к празднику.

Воспитательные:

Воспитывать у детей восприятие традиций своего народа;

Воспитывать в детях чувство ответственности по отношению к природе, любви в природе.

декабрь

Проект «Сказки с нами всегда!»

Цель:

Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.

Задачи:

закрепить знание содержания сказок

сформировать желание быть похожими на положительных героев

развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.

воспитывать интерес к сказкам.

февраль

Проект «Огород на окне»

Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

март

Проект «Неделя здоровья»

Цель проекта: повышать уровень знаний у детей и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.

Задачи проекта:

1) укреплять и охранять здоровье детей;

2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;

3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;

4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека, о пользе витаминов.

апрель

Проект «Радуга добра»

Цель проекта:

Помочь сформировать представление о том, что доброта есть проявление красоты души.

Задачи:

Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки;

Познакомить детей со словами приветствия и прощания, вежливого обращения к друг другу и со взрослыми;

Воспитывать любовь, уважение, доброту к маме, своим друзьям;

Создание атмосферы доброжелательности в группе.

май

работа с родителями

консультация «Проектная деятельность в детском саду»

октябрь

папка – передвижка «Экспериментируем, играя».

октябрь

Выставка рисунков «Мой любимый детский сад».

октябрь

Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье».

ноябрь

Консультация для родителей «Кормушка своими руками»

декабрь

Подготовка и оформление фотовыставки «Елочка-зеленая иголочка!» .

(Выставка фотографий семей воспитанников с елочками)

декабрь

Подготовка группы к встрече Нового года, украшение новогодней ели в группе самодельными игрушками.

декабрь

Консультации для родителей: «Что такое Новый год?», 

«История Новогодней елки», «Пушистая целительница».

декабрь

Консультация для родителей «Веселая мастерская»  

декабрь

Индивидуальная беседа с родителями «Режим для и его значение для здоровья ребенка»

апрель

Консультации: «Витамины», «Солнце воздух и вода наши лучшие друзья»

апрель

Консультация для родителей на тему: «О доброте».

май

Выставка детских рисунков «Добро глазами ребенка»

май

Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить

возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

В результате проектной деятельности дети научились:

1.  Договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач.

2. Умеют составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться со сверстниками.

3. Дети без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

Список используемой литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области