Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект тренинга "Профилактика психоэмоционального выгорания педагогов. Ресурсные состояния"

Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции и ресурсными состояниями.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тренинг  с педагогами МБДОУ Детский сад «Алёнушка»

Профилактика психоэмоционального выгорания педагогов. Ресурсные состояния.

Количество участников: 10 человек,  в музыкальном зале детского сада.

Продолжительность:  1 час.

Время проведения: 9 февраля 2021, 14:00.

Форма проведения: тренинга – круг.

Инструментарий: Музыкальная USB колонка с релаксационной музыкой и музыкальным сопровождением для упражнений. Ватман с изображением дерева, вырезанные листья. Чистые листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши или фломастеры. Планшетки по количеству участников. Интерактивная доска или проектор для демонстрации слайдов.

Цели: Профилактика  и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции и ресурсными состояниями.

Задачи:

Ход тренинга

«Добрый день дорогие коллеги! Рада приветствовать вас на тренинге по профилактике психоэмоционального выгорания. Сегодня мы постараемся найти баланс между работой и отдыхом, познакомимся с понятием «Эмоциональное выгорание» и узнаем, что же такое ресурсы и ресурсные состояния.

Прежде, чем мы приступим непосредственно к тренингу, хочу у вас узнать, у всех ли есть опыт работы в психологическом тренинге? (ответ педагогов)

Замечательно. Значит, большинство знает о структуре работы на тренинге. И всё же нам необходимо обозначить границы и установить правила работы в группе.

3. Упражнение “Снежный ком”.

Как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, но сейчас забудьте все на некоторое время, что у вас есть имя.

Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть  не свое имя, а прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Я спокойная. Представляться начинаем по кругу по часовой стрелке, каждый называет своё новое имя и имена своих соседей слева, тех, кто уже называл имена

Теперь, когда мы все познакомились заново, предлагаю небольшую разминку, чтоб снять немного неловкость и небольшое напряжение.

4. Упражнение называется “Ветер дует на того, у кого…”

Инструкция: Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Ветер дует на того, у кого весёлое настроение”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.

Примерный перечень:

- Кто сегодня устал.

- У кого накопилось много дел.

Обсуждение: Давайте подведем итоги первой части нашего тренинга, которая была направленная на адаптацию, лучшее узнавание партнёра, повышение настроения. Расскажите ваши эмоции.

Информационный блок

Информация для участников: И так мы с вами подошли к основной части нашего тренинга. Что же такое эмоциональное выгорание? (включить презентацию, следующий слайд)

Эмоциональное выгорание – это защитный механизм, защита от тяжелой  реальности.

В настоящее время установлено, что синдрому профессионального выгорания наиболее подвержены педагогические работники, специалисты социальной сферы и руководители разных уровней.

Выделяют три основных стадии этого синдрома.

Первая стадия: на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких-либо двигательных действий (например: внесена нужная запись или нет в документацию) Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называется это в шутку девичьей памятью или склерозом. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая фаза может формироваться в течение трех-пяти лет.

Вторая стадия: На ней наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе дома и с друзьями) не хочется видеть тех с кем педагог общается по ряду деятельности (воспитанники их родители), в четверг ощущение что уже пятница, неделя длится нескончаемо, настроение апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, мертвый сон без сновидений, увеличение  числа простудных заболеваний). Повышенная раздражительность, человек заводится с полу оборота, хотя раньше подобного за собой не замечал. Период формирования данной стадии - в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия: Собственное личностное выгорание, полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет в обычных обстоятельствах, а в условиях глобального экономического кризиса усиливается реакция.

Давайте разберём ещё такое понятие как:

Эмоциональное истощение — основная составляющая профессионального выгорания, проявляющаяся в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему или эмоциональном перенасыщении; в агрессивных реакциях, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Все эти факторы свидетельствуют о наличии эмоционального выгорания.

Последний год, в связи с теми событиями, которые происходили в нашей стране и не только, болезни, неопределённость, новые обстоятельства и тенденции, конечно же не могли не сказаться на всех нас негативным образом. Накопилась усталость и многие истощены эмоционально и психологически. Собственно для того, что б снизить ваше психоэмоциональное напряжение и научить вас находить ресурсы для восстановления, научить вас методам саморегуляции и методам снятия психоэмоционального напряжения мы здесь сегодня собрались.

Сейчас я раздам вам бумагу и карандаши, и мы выполним одно упражнение.

Упражнение «Я на работе, я дома»

Нарисуйте два круга, не больших. Первый круг будет реальный как происходит у вас сейчас на работе, т.е. делим свой круг на проценты. Сколько процентов у вас занимает дом, а сколько работа. А второй круг как бы вы хотели, возможно, вы бы не чего и не меняли. Оставили все как есть.

Исследования показывают, что эффективным средством профилактики  симптома профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления.

Когда мы эмоционально выгораем первое, что с нами происходит – это стресс. Стресс – это все что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни.

Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе,

что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Гора с плеч»

Цель: сброс мышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею в сторону.

Упражнение «Напряжение»

Упражнение Рисунок «Образ выгоревшего педагога»

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем создавать образ выгоревшего педагога. Для этого прошу взять каждому из вас лист бумаги и цветной фломастер (карандаш). Как только вы услышите, что заиграла музыка, начитаете рисовать своего соседа слева (измученного и выгоревшего педагога), когда музыка остановится, передаем свой рисунок по часовой стрелке по кругу и продолжаем рисовать то, что задумали. Упражнение выполняется до тех пор пока каждый не получит свой рисунок обратно.

Теперь по очереди покажите свои рисунки, авторы молчат и слушают, а другие обсуждают. Вопрос: Что вы видите на рисунке, какие символы используются, чтобы выразить эмоциональное страдание?

Дискуссия «Ресурс – только лишь «внешние кирпичики»?

Инструкция: Давайте попробуем выяснить, что же такое это таинственное понятие «ресурс». Как думаете, как это понятие может быть связано с человеком, с его личностью.

Пояснение. (слайд презентации)

Ресурс – это состояние, возможность, которой можно воспользоваться в случае необходимости, запас источник чего-либо (силы, энергии, любви и тд.), средство, к которому обращаются в случае необходимости. Наличие определенных ресурсов расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни.

Ресурсы делятся на социальные и личные, иначе говоря – внешние и внутренние. Внешние ресурсы – это материальные ценности, социальные статусы (роли) и социальные связи, которые обеспечивают поддержку социума, помогают человеку снаружи. Внутренние ресурсы – это психический личностный потенциал, характер и навыки человека, которые помогают изнутри.

Чем больше уже внутренних ресурсов, тем больше его сопротивляемость среде, сильнее его субъектность, воля, самосознание и самоэффективность, стрессоустойчивость при сохранении целостности личности. Важно понять, что самые сильные внутренние ресурсы не заменяют внешние, однако они позволяют какое-то время существовать без внешних ресурсов, восстанавливать их с нуля, наращивать в любой ситуации и обеспечивать сверх-адаптацию, сопротивляясь среде в одиночку.

Нельзя однажды накопить ресурсы и навсегда приобрести силу. Ресурсы требуют постоянного взаимодействия со средой, постоянного развития и обновления. Отдавая внешние ресурсы и не приобретая взамен других, человек ослабляет свои внешние позиции, что не может не отражаться на его автономии, каким бы сильным он когда-то ни был.

Относясь к окружающему миру враждебно или без интереса, человек очень быстро истощает себя. Любовь, страсть, восторг, любопытство, вдохновение, восхищение, изумление, интерес, симпатия, влечение, тяга, поиск, стремление, желание, жажда – все это способы подключиться к новым источникам энергии.

Упражнение «Дерево помощи»

Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса: обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессом.

Материал: Большой ватман с нарисованным деревом с пятью ветками- «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки – карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш.

«Мы уже много говорили о том, что приводит к стрессу, как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающийся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессом.

Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить. На доске вы видите пять таких сфер. На ваших листочках напишите, что же вам помогает  бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере чтобы снять стресс?

Кто готов, теперь давайте их наклеим, как листья, на свою ветку.

Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось всего листьев? Как вы думаете что это значит? Подойдите к дереву почитайте, что написано на его листьях. Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил?

Это дерево теперь останется у меня в кабинете. Вы можете в любой момент подходить  к нему и искать для себя новые способы борьбы с эмоциональным выгоранием.

Упражнение «Пять поступков, которыми я горжусь в своей жизни»

Во  многих  из  нас  воспитали  убеждение  в  том,  что  хвалить  себя  мысленно  или  вслух - «нескромно».  Иногда  нам  намного  проще  находить  у  себя  недостатки,  чем  достоинства. Собственно говоря,  самокритичность полезна, но она рискует превратиться в привычку,  а такая  привычка  крайне  вредна.  Если  человек  постоянно  себя  принижает,  сможет  ли  он чувствовать себя уверенно в общении с людьми? Предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

«Напишите пять поступков в своей жизни, которыми вы гордитесь, написали, а выбрать один самый главный для вас и сказать его в микрофон.

_ Я не хочу хвастаться, но я горжусь…..!

 Легко  ли  вы  справились  с  этим  заданием?»

Упражнение «Посудомоечная  машина»

Цель: Снятия напряжения»

Встаем в 2 ряда друг напротив друга, и каждый должен пройти по этому коридору с закрытыми глазами. Участники гладят  легкими движениями проходящего. Так должен пройти каждый участник.

Упражнение «Коровка Му»

Звучит музыка, песенка «Корова МУ» Все в кругу повторяют движения за трениром.

Рекомендации

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

 3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

 4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Заключение

А теперь давайте вспомним. Что было сегодня. Поделитесь с группой своими ощущениями. Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали о себе? Какой полезный опыт получили на этом занятии?

Большое вам спасибо за плодотворную работу! Жду вас на своих тренингах!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области