Аннотация
к рабочей программе учителя – логопеда Гродской И.К.
Рабочая программа является нормативным документом и определяет содержание и организацию коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ с детьми со зрительной патологией и с речными нарушениями (с фонематическим недоразвитием речи (далее – ФНР), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее - ФФНР), а также общим недоразвитием речи разных уровней (далее – ОНР) в возрасте от 4 до 7лет.
Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основании Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37» в соответствии с требованиями основных нормативных документов.
За основу взяты:
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. «Просвещение», 2010 г.
Парциальные коррекционные программы:
- С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребёнка говорить и читать» М. 2006г.
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Учебно-методический комплект. М. 2003г.
- О.С. Гомзяк «Говорим правильно»(5-6лет, 6-7 лет)
- Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» С.-Пб. 1998г.
- Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в старшей (средней) логопедической группе» С.-Пб. 2004.
- использованы современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой. О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В. и Коноваленко С.В. и др.
Рабочая программа учитывает специфику работы логопеда в дошкольном учреждении для детей с амблиопией и косоглазием, так как по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед в саду для детей с амблиопией и косоглазием встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах, поэтому задача коррекции речи в детском саду для детей со зрительной патологией является дополнительной В нашем саду одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФНР, ФФНР, осложнёнными дизартрическим компонентом, ОНР разных уровней). Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания МБДОУ.
Целью данной программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и зрительного развития детей, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
В целевом разделе Программы обозначены цель и задачи, принципы и подходы к формированию рабочей программы, рассмотрены специфические особенности психического развития детей с амблиопией и косоглазием, характеристика особенностей речи этих детей. Программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, лексико- грамматических категорий, развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет, что обуславливает формирование их коммуникативных способностей и общего психического развития. Это в свою очередь становится основой для дальнейшего успешного овладения детьми с амблиопией и косоглазием с различными речевыми нарушениями чтением и письмом при обучении в школе, а так же их социализации.
В содержательном разделе Программы представлено: общее содержание логопедической работы с детьми с глазной патологией (задачи, методы и средства, технологии), комплексно-тематическое планирование, специфика психолого- педагогическое сопровождение детей, взаимодействие с педагогами, взаимодействие с семьями воспитанников.
В Организационном разделе Программы представлено, в каких условиях она реализуется и осуществляется: материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, распорядок дня, особенности социокультурной среды, организация предметно - пространственной развивающей образовательной среды, а также психолого- педагогические условия реализации программы.
Рабочая программа предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми с глазными проблемами при максимальном использовании игровых методов и приёмов в рамках каждого занятия. Основными формами являются: подгрупповая и индивидуальная непосредственная образовательная деятельность, продолжительность которых определена в соответствие с СанПиН. Объём учебного материала в Программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Оснащение для предметно-развивающей среды в виде оборудования, игр, пособий, иллюстративного и литературного материала для детей 4-7 летнего возраста подобрано в соответствии с адоптированной основной образовательной программой.
В Приложениях к Программе представлены практические материалы для осуществления дифференцированного и интегрированного обучения и
воспитания дошкольников с различными проявлениями речевой патологии:
Рабочая программа разработана на долгосрочный период и будет подвергаться изменению по мере необходимости