Конспект НОД
в подготовительной группе
«Веселые ложки»
Воспитатель:
Миросанова С.А.
Программное содержание
Цель: закрепление знаний о предмете народного быта – деревянной ложке.
Задачи:
- продолжать развивать интерес к культуре своего народа;
- активизировать познавательную деятельность на основе исследования;
- развивать умение разыгрывать несложные представления, используя народные песни.
Материалы: на каждого ребенка две деревянные ложки, металлическая ложка, салфетка для рук, разнос и емкость с водой, столовые и чайные ложки, игрушка Домовенок Кузя, большой валенок с кармашками, уголок русской избы (печь, лавка, полка с посудой, шкатулка), аудиозапись с речью домовенка, аудиозапись песен «Ах, вы, сени, мои сени», «Антошка».
Предварительная работа
Беседы: «Посиделки возле печки», «Домовой», «Русская печь»
Заучивание малых фольклорных форм.
Просмотр мультфильма «Домовенок Кузя».
Изобразительная деятельность: «Украсим валенок»
Словарная работа: деревянная ложка, металлическая ложка, металл, дерево, столовая ложка, чайная ложка.
Ход занятия
Дети входят в группу, где оформлен уголок русской избы (печь, лавки, полка с расписной деревянной посудой). Возле печки раздается стук.
Воспитатель: - Откуда этот звук? Кто бы это мог быть? Давайте вместе посмотрим, кто же там прячется?
Воспитатель идет вместе с детьми к печке и достает валенок. Дети вспоминают что это валенок домовенка Кузи.
- А что это он сам нам не показывается? Давайте его пригласим в гости.
Дети по очереди:
- Здравствуй, Кузя! Милости просим в наш дом.
- Милости просим, гостите-жалуйте.
- Красному гостю – красное место.
- Дорогому гостю – особая честь.
- Гость на двор – хозяйке радость.
- Для дорогого гостя и ворота настежь.
- Хорошему гостю хозяин рад.
Воспитатель достает из-за печки игрушку домовенка.
Звучит аудиозапись: Здравствуйте, друзья. Пришел я к вам не с пустыми руками, а с подарком. Только его из домика моего достать надо.
Воспитатель опускает руку и пытается достать: Ой, ребята, я застряла, не могу вытащить руку. Опять шутки шутит наш домовой. Как же быть?
- А вы сначала мою загадку отгадайте. Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
Дети: Ложка!
Воспитатель достает из валенка деревянную ложку: Вот спасибо, Кузя. Будет о чем нам с ребятами поговорить. И ты, Кузя, посиди с нами, посмотри да послушай.
Воспитатель достает поднос с ложками, раздает детям по металлической и деревянной. Ставит на стол емкости с водой и кладет салфетки.
- Ребята, посмотрите на ложки. Какие они? Чем отличаются?
(ответы детей)
- Ребята, эти ложки сделаны из разного материала. А чтобы нам убедиться, проведем опыт. Возьмите ложки в разные руки. Какие они на ощупь? Что вы чувствуете, когда держите в руках?
(ответы детей)
- Если мы испытываем разные ощущения, можем сказать, что ложки сделаны из разного материала?
- А теперь возьмите ложки, которой мы едим, и ударьте ими одна о другую.
А теперь возьмите ложки, которые Кузя принес, и проверьте. Одинаковые звуки мы слышим?
(ответы детей)
- Если мы слышим разные звуки от удара, можно сказать что ложки сделаны из разного материала?
- А теперь предлагаю опустить в контейнер с водой ложки и посмотреть, что произойдет.
Дети сравнивают что одна ложка утонула, а другая плавает.
Воспитатель с детьми обобщают, что ложка, которая плавает – из дерева, потому что материал легкий, а ложка, которая утонула – из металла, потому что материал тяжелый.
- Достаньте из воды ложки, которые утонули. Какие вы достали? А теперь которые плавали на поверхности. Какие они?
Воспитатель делает вид, что Домовенок шепчет ей на ухо.
- Ребята, Кузя спрашивает нас, а можно ли играть ложками?
Дети предлагают Кузе поиграть с ними. Становятся в круг, двое берут ложки. Под музыку «Ах, вы, сени, мои сени» дети передают ложки в разных направлениях.
- Ты беги, скорее ложка,
Быстро-быстро по рукам,
У кого осталась ложка,
Тот в кругу станцует нам.
Музыкальный руководитель: А еще ложки могут быть музыкальным инструментом. Звук получается от удара ложкой друг о друга. Поэтому они относятся к ударным инструментам.
- В старину на таких ложках играли как на инструментах. Ребята, а вы хотите попробовать?
Дети встают в круг. Под фонограмму повторяют за музыкальным руководителем игру на ложках.
Кузя: Какие вы умелые, ребята, очень мне понравилось ваше выступление.
Музыкальный руководитель: Кузя, а еще ребята приготовили для тебя сюрприз.
Дети показывают инсценировку песни «Антошка».
Кузя благодарит ребят.
- У вас было так интересно. Ну а мне пора домой. До свидания!
Воспитатель кладет игрушку в валенок и уносит за печь.
- А чтобы Кузя не скучал, давайте нарисуем ему ложки.
Дети проходят за столы. Воспитатель проводит декоративное рисование хохломской росписи «Ложка точеная, ручка золоченая».
Рефлексия:
Врспитатель: - ребята, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? Какие чувства вы испытывали?