Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во 2-й младшей группе «На помощь Снеговику - почтовику».
Цель:Познакомить со свойствами снега (Уточнить некоторые свойства снега)
Задачи :Формировать первоначальные исследовательские умения, развивать наблюдательность. Подвести к пониманию основных свойств снега: в тепле он становится липким, из него можно лепить, он тает и превращается в воду.
Познакомить с изображением снежинки. Формировать умение строить повествовательные высказывания, отвечать на проблемные вопросы, учить объяснять, сравнивать, находить сходство и отличие между двумя объектами.
Воспитывать умение выслушать товарища, дождаться своей очереди высказаться.
Материалы и оборудование: снеговик, емкости для снега, ложки для игр со снегом, картинки, кусочки темной ткани, бросовый материал для лепки снеговика, аудиозаписи музыкальных игр, снег, соленое тесто, пластилин, изображение фотографии снежинки в увеличенном виде.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание»,
«Чтение художественной литературы».
Виды детской деятельности: Коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.
Детская цель: помочь узнать снеговику, что случилось с его друзьями.
Собираю всех в кружок в приемной, в это время в групповой мл.воспитатель кладет на пол снеговика, на бок.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Пойдемте в группу!?..
Дети входят в групповую комнату, где лежит на полу снеговик.
- Вы ничего необычного не заметили? (лежит снеговик)
Вам интересно, что с ним случилось? Почему он здесь лежит….?
Может тогда спросим его?!...
Я снеговик –почтовик, помогаю доставлять письма от ребят Деду Морозу. Нас было очень много и мы очень торопились несли письма дедушке, чтобы он успел приготовить всем детям подарки…Ведь скоро самый главный зимний праздник. (Какой?) А потом мы попали в беду.
Вдруг что-то произошло и я остался один, все мои друзья – снеговики куда-то исчезли…. Только вы можете мне помочь… Узнать, что случилось с моими друзьями…
- Ребята, что нам рассказал снеговик? (что с ними что-то случилось…)
- Как вы думаете, что с ними могло произойти? (…….)
- Ребята, а снеговики из чего сделаны?
Снеговик: А я вот один стишок знаю, может он вам чем-нибудь поможет? Поможет узнать, что случилось со снеговиками?
Снежинки А. Мельников
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку —
Пушистую льдинку
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка…
На теплой ладони
Осталась слезинка. (во время чтения стихотворения показываю изображение фото снежинки)
О чем это стихотворение? Как это понять, осталась только слезинка? Что такое слезинка? А сначала что было в руке? (……..)
А давайте проверим сами…
Вношу тазики со снегом.
«Опыты со снегом».
Опыт №1. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (белый)
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь положите себе в тарелочку под снег цветную картинку. Давайте посмотрим, видно картинку под снегом? (Нет, значит снег непрозрачный).
А из чего состоит снег? Из камней? Песчинок? (из снежинок). Давайте попробуем их рассмотреть на темной ткани.. На что они похожи? А вот какие снежинки, если взять большую лупу или микроскоп и посмотреть на них…
Смотрите! (показываю картинку)
Если снежинок много-много, это что? (горсть снега, комок…)
Опыт №3.
Взять горсть снега и высыпать её. Какой снег? Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий).
Опыт №4. «Воздействие температуры». Где мы рассматриваем снег? ( в группе). А здесь так же как на улице? (нет) Почему? (ответы). Снег как- то изменился, пока был в группе? Что с ним случилось, пока мы играли? Какой он становится? Такой же сыпучий, как вначале? Какой стал снег? (липкий) А если его взять голыми руками, что с ним случится? (Он растает) Давайте проверим. Во что он превращается? (Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под действием мороза?)
Музыкальная игра «Согревалочка».
Значит, что мы с вами определили? Как понять, снежные льдинки плачут? Что это значит? Что происходит со снегом? (это образное литературное выражение, т.е. снег тает)
Интересно, есть в стихотворении объяснение истории со снеговиками? Как вы теперь думаете, что с ними могло случиться….
О чем нас просил снеговик?
Как теперь помочь снеговикам? Что они хотели сделать? (доставить письма детей Деду Морозу) Ведь он остался один и не успеет принести Деду Морозу все письма ребят… Что мы можем сделать?
Слепить новых снеговиков. (Из снега, теста, пластилина, нарисовать, сделать аппликацию…)
А сначала потренируемся…
Музыкальная игра «Лепим мы снеговика»
Снег пушистый нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе
Лепим, лепим ком большой – фонариками рисуем большой круг, приседая
И ещё раз нагребаем – по очереди движения обеими руками к себе
Лепим, лепим ком другой – фонариками рисуем поменьше круг
Лепим ручки – ручками лепим пирожок
Лепим ножки – ручками лепим пирожок
Чтобы бегал по дорожке – бег на месте
Лепим глазки – указательными пальцами показываем по очереди глаза
Лепим бровки – показываем брови
И длиннющий нос морковкой – выстаиваем ладошки друг к другу
Практическая работа по изготовлению снеговиков