Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №387»
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Тема: «СТРОИТЕЛИ»
подготовила и провела
учитель-логопед
Шорина Екатерина Евгеньевна
НОД тема: Строители
подготовила и провела Шорина Екатерина Евгеньевна,
учитель-логопед МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №387"
Мотовилихинского района города Перми
Цель: формирование звукопроизношения - автоматизация [Р] в разных частях слова, при заучивании стихотворения с использованием приёма мнемотехники, профилактика дисграфии у ребёнка с ОВЗ.
Задачи:
строительных профессий - кровельщик, стекольщик, каменщик, кранов-
щик; инструментов - кирка, рубанок, мастерок.;
ход деятельности
- Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие на стройку, но прежде сделаем гимнастику: "Заборчик", "Слоник", "Грибок", "Гармошка", "Чашечка", "Барабан".
- Молодец, Артём. Вспомни, о чём мы говорили на прошлом занятии? (о профессиях).
- Послушай, какой звучок я выделю в стихотворении: С. Вышеславцева "Строим дом".
Целый день тук да тук
Раздается гРомкий стук.
СтРоим дом, дом большой
И с кРылечком, и с тРубой.
- Правильно, (звук Р), расскажи о нём (ребёнок даёт характеристику звуку: согласный, звонкий, твёрдый).
- А что делают губы, зубы и язычок, когда произносишь звук Р? (губы улыбаются, зубы приоткрыты, язычок вверху дрожит у верхних альвеолок)
- Запомни и повтори слоговые дорожки, не меняя местами слоги: кра-кро-кру, дра-дро-дру, пра-про-пру, вра-вра-вру. Молодец.
- Посмотри на картинки и выбери только те, на которых изображены профессии, не забудь выделить звук Р. (А. размещает на мольберте иллюстрации).
- Назови каждую профессию (называет каждую, выделяя звук Р).
Игра "Найди лишнюю картинку" (врач).
- Как думаешь, почему? (лечит людей).
- Все остальные профессии можно назвать одним словом - строители, повтори.
- А почему так можно сказать, что все эти люди делают? (строят).
- Место, где трудятся строители называется - стРойка, повтори.
- У меня есть ещё 4 картинки с изображением строителей, все эти профессии называются по-разному. Послушай, как я изменю одно название, а ты попробуй изменить самостоятельно остальные: Кровлю кроет кРовельЩИК, кто ставит стекло (стекольЩИК), кто кладёт камень (каменЩИК), кто работает на кране (кРановЩИК).
- У нас остались ещё картинки. Выбери из них только те, которые необходимы стРоителям. Каким одним словом можно их назвать - инстРументы.
Графический диктант:"Отвёртка"
- Нарисуй инструмент, необходимый плотнику. Назови инструмент (отвёртка).
- За паровозиком выложи слова-вагончики только с теми инстРументами, в которых есть звук Р.
- Раздели каждое слово на слоги и разложи по вагончикам.
"Раздели и назови" (разделить на слоги слова: кран, рубанок, рукавицы; назвать слоги по-порядку и их количество). Назови слово, состоящее из 1-го слога(кРан).
"Звуковой анализ слова - кран" Выложи словечко фишками: назови первый, последний звук, где находится звук Р, сколько всего звуков, сколько слогов. Почему 1 слог? (Сколько гласных звуков - столько и слогов)
Что поднимает кран для каменщиков? (киРпичи).
"Сосчитаем кирпичи" Посчитай их от 7 до 1.
Игра "Один-много". МаляР-маляРы, киРпич-киРпичи, Рубанок-Рубанки, Рукавица-Рукавицы, мастеР-мастеРки, отвёРтка-отвёРтки, кРовельщик-кРовельщики, стекольщик-стекольщики, каменщик-каменщики, тРуба-тРубы.
- Что строят строители, посмотри на иллюстрации? (здания, доРоги, мосты)
Когда стРоители построили много зданий, дороги, мосты -можно сказать, что получился гоРод? Выбери картинку с изображением гоРода.
Все ли здания в гоРоде одинаковые? Какие? (Разные)Что в разных зданиях города находиться, посмотри на иллюстрации? (больницы, школы, магазины, театР, циРк, музей, библиотека).
"Будем строить детский театр" Спряжение в настоящем времени:
"я стРоить детский театР" - правильно ли я сказала? Исправь меня, как правильно - я что делаю? (Я стРою детский театр. Он., она., мы, вы, они, ты).
- Сейчас мы выучим стишок о строителях, а чтобы было легко запомнить, будем рисовать (зарисовка в таблице стихотворения С. Вышеславцева "Строим дом" с опорой на примерный алгоритм).
- Рефлексия: Куда мы совершили путешествие? (на стРойку). Кто Работает на стРойке? (стРоители). Что делают стРоители? (стРоят). Какие новые пРофессии ты узнал? (стекольщик, кРовельщик, кРановщик, каменщик). Какой звучок выделял в слогах, словах, предложениях и стихотворении?