Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) № 72 г. Челябинска»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Методическим советом Заместителем директора по УР Директор школы
Протокол №__ ______________ _________Е.В.Оспенникова
от _____/_____/ 2020 г. от _____/_____/ 2020 г. _____/_____/ 2020 г.
Программа курса внеурочной деятельности
" Этикет"
(2-4 классы)
Составитель:
Челябинск - 2020
Оглавление
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
3. Тематическое планирование.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Цель курса: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Задачи курса:
Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Личностные учебные действия: | 1) Развитие учебно – познавательного интереса к формированию представления о красоте поступка; 2)Способствовать установлению позитивных взаимоотношений. 3)Формирование у обучающихся потребностей к саморазвитию, в процессе познания искусства, истории, культуры,традиций. 3) Развитие навыка самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ |
2.Содержание курса внеурочной деятельности «Этикет»
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
3.Тематическое планирование
2 класс 34 часа
№ | Общая тема | Кол-во часов |
Iчетверть | 9 | |
1 | Школьный этикет | 5 |
Дисциплина в школе | 1 | |
Дисциплина в классе | 1 | |
В библиотеке: люби книгу | 1 | |
В библиотеке: люби книгу | 1 | |
Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 1 | |
2 | Правила общения | 11 |
Сопереживание, помощь друзьям | 1 | |
Сопереживание, помощь друзьям | 1 | |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна» | 1 | |
Преданный друг | 1 | |
IIчетверть | 7 | |
О доброте и бессердечии | 1 | |
Дал слово — держи его | 1 | |
Диалоги со сверстниками и со взрослыми | 1 | |
О зависти и скромности | 1 | |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится | 1 | |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам | 1 | |
Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 1 | |
IIIчетверть | 10 | |
3 | О трудолюбии | 7 |
Учусь всё делать сам | 1 | |
Учусь всё делать сам | 1 | |
Взаимопомощь дома и в школе | 1 | |
Труд моих родных | 1 | |
Труд людей вокруг нас | 1 | |
В мире мудрых мыслей | 1 | |
Беречь результаты труда | 1 | |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
Правила личной гигиены | 1 | |
Игра «Узнай по описанию» | 1 | |
Бережное отношение к своей одежде | 1 | |
IVчетверть | 8 | |
Ремонт одежды | 1 | |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
Правила поведения в общественном транспорте | 1 | |
Правила поведения в музее, кино, театре | 1 | |
Растения в жизни человека | 1 | |
Братья наши меньшие | 1 | |
Бережное отношение к природе | 1 | |
В мире мудрых мыслей | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 34 |
3 класс 34 часа
№ | Общая тема | Кол-во часов |
Iчетверть | 9 | |
1 | Школьный этикет | 5 |
Правила поведения в школе | 1 | |
Перемена с увлечением | 1 | |
Долг воспитанных ребят — режим школьный выполнять | 1 | |
Взаимопомощь: учёба и труд | 1 | |
Школьное имущество надо беречь | 1 | |
2 | Правила общения | 11 |
Добрый день. Здравствуйте | 1 | |
По стране вежливых слов | 1 | |
Поговорим о доброте | 1 | |
Без друга в жизни туго | 1 | |
IIчетверть | 7 | |
Порадовать близких — как это просто! | 1 | |
Можно и не ссориться | 1 | |
Большое значение маленьких радостей | 1 | |
Этикет познавая, дружно, весело играем! | 1 | |
Время надо беречь | 1 | |
Слово лечит, слово ранит | 1 | |
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | 1 | |
IIIчетверть | 10 | |
3 | О трудолюбии | 8 |
Твой труд дома | 1 | |
Учись учиться | 1 | |
Ответственность | 1 | |
Труд кормит, а лень портит | 1 | |
Как организовать свой труд | 1 | |
Даже будни может труд сделать праздничными днями | 1 | |
Цена ломтика | 1 | |
Профессии людей | 1 | |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
Уход за своими вещами | 1 | |
Одежда будничная и праздничная | 1 | |
IVчетверть | 8 | |
По одёжке встречают | 1 | |
Есть обычай у ребят —гигиену соблюдать | 1 | |
5 | Внешкольный этикет | 6 |
Разговор по телефону | 1 | |
Поведение в гостях | 1 | |
Я пишу письмо | 1 | |
Правила безопасности при общении с животными | 1 | |
Поведение на природе | 1 | |
Я в роли прохожего. Путь от дома до школы | 1 | |
Итого | 34 |
4 класс 34 часа
Наименование раздела и тем занятий | Кол-во часов | |
Iчетверть | 9 | |
1 | Школьный этикет | 8 |
Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим | 1 | |
Забота о младших | 1 | |
«Познай самого себя» | 1 | |
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю | 1 | |
Как я работаю над собой | 1 | |
О терпении | 1 | |
Конец каждого дела обдумай перед началом | 1 | |
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри» | 1 | |
2 | Правила общения | 8 |
Вежливый ли я дома? Традиции общения в русской семье. «Домострой» | 1 | |
IIчетверть | 7 | |
Культура общения в современной семье | 1 | |
Правила приличия в житейских ситуациях | 1 | |
Культура спора | 1 | |
Правила этикета: знакомство | 1 | |
Язык, мимика и жесты | 1 | |
«Приветливость — золотой ключик, открывающий сердца людей» | 1 | |
Игра «Город вежливости» | 1 | |
IIIчетверть | 10 | |
3 | О трудолюбии | 7 |
Культура физического и умственного труда | 1 | |
Положительные герои в былинах и сказках | 1 | |
Книга — источник знаний | 1 | |
Золотые руки | 1 | |
Кем быть? | 1 | |
Твоя малая родина | 1 | |
Герои труда | 1 | |
4 | Культура внешнего вида | 4 |
Что такое культура внешнего вида? | 1 | |
Одежда и осанка | 1 | |
Вежливость и внешний вид | 1 | |
IVчетверть | 8 | |
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 | |
5 | Внешкольный этикет | 7 |
Осваиваем правило «так нельзя» | 1 | |
Услышать собеседника | 1 | |
Готовимся к празднику | 1 | |
Что такое хорошо и что такое плохо | 1 | |
В мире мудрых мыслей | 1 | |
Россияне о любви к Родине | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 34 |