Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Применение многофункциональной ширмы для приобщения дошкольников к книжной культуре

Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в процессе игровой деятельности. Приобщение дошкольников к книжной культуре по средствам многофункциональной ширмы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Применение многофункциональной ширмы для приобщения дошкольников к книжной культуре»

Книга играет огромную роль в формировании личности человека, именно книга является источником знаний – это общепризнанный факт.

Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания, к сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг, телевизорам, компьютерам. Родители мало или совсем перестали читать детям книги (проблема).

Воспитатель в детском саду не только воплощает задачу приобщения детей к книге, но и выступает как изобретатель методов и способов привлечения детского внимания к художественной литературе.

Одним из таких методов является многофункциональная ширма как пособие по приобщению дошкольников к книжной культуре.

Многофункциональная ширма – это оригинальная разработка для детского сада, которая поможет организовать развивающую среду в соответствии с ФГОС в рамках любого вида детской деятельности.

Мы предлагаем вашему вниманию многофункциональную ширму, преобразованную как источник приобщения дошкольников к книжной культуре.

В данном случае многофункциональную ширма выступает как:

- театрализованная деятельность;

- дидактическая игровая деятельность по сюжетам сказки;

- познавательно-речевая деятельность («Книжный уголок»).

Основа ширмы изготовлена из фанеры. К основе крепятся полотнища из ткани, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.

Для детей младшего возраста ширма изготовлена из разнообразных материалов и предметов, вполне безопасных, но интересных на ощупь.

В первой секции ширмы расположен портрет Агнии Львовны, обложки её книг. Надпись «Агния Барто. На тесьме с помощью прищепок для формирования и развития движения сжимания и разжимания пальцев правой и левой руки размещены герои произведений А. Барто. Читая стихотворения, можно снять нужного персонажа и обыграть сюжет.

В конвертах самодельные книжки-малышки и шнуровки по произведениям Барто. Данные игры учат детей выполнять действия со шнуровкой, развивают мелкую моторику кистей, мышление. Всё наполнение ширмы составлено таким образом, чтобы развивать мелкую моторику у детей.

Игра «Найди героя» развивает мышление и зрительную память, умение соотносить картинку с контуром. Дождинки у тучки можно спрятать в кармашек, когда закончится дождь, заплести из них косички для развития моторики рук. Чтобы защитить зайчонка от дождя, можно снять его с липучек. В конвертах самодельные книжки-малышки и шнуровки по произведениям А. Барто. Данные игры учат детей выполнять действия со шнуровкой, развивают мелкую моторику кистей, мышление.

В последнем кармашке игра «Собери картинку» позволяет развивать зрительную память и восприятие дошкольников. Игровая задача: из трёх частей сложить разрезную картинку.

Пирамидка выполнена на липучках в той же цветовой гамме (жёлтый, синий, зелёный, красный), играя с пирамидкой, закрепляем цвета, учимся считать, осваивать пространственные отношения (над, под, на, за), размер.
Во второй и третьей секции расположены герои известных стихотворений – мишка косолапый, зайка, котёнок и др., они сделаны из плотного фетра, их можно надеть на руку, поиграть, сказать, кто как говорит, рассмотреть и показать глазки, ушки, носик, лапки… Можно проводить игры-инсценировки, игры-драматизации, подвижные игры, игры на развитие речи. Например, «Угадай, кто это».

Таким образом, ширма способствует познавательному, художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию детей раннего возраста.

В средней группе представлен большой ассортимент книг сказок, с крупными яркими иллюстрациями, книги-малютки, раскладные книги. После прочтения сказки с рассматриванием иллюстраций детям предлагаются дидактические игры на материале прочитанных сказок. Ширма наполнена многочисленными заданиями: «Определи героев сказки», «Угадай сказку», «Пазлы», «Найди фрагмент», загадки, раскраски.

В совместной деятельности привлекаем детей к участию в драматизации. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа, дети вживаются в образы, стараются передать не только их слова и действия, но и характер голоса, мимику, манеру разговора. Поэтому ширма оснащена разными видами театра: пальчиковый, театр на липучках, варежковый, театр с атрибутами и т.д.

А так же для каждого писателя можно оформить выставку книг. На видном месте представить портрет писателя. Таким образом, можно оформлять разнообразные выставки, разных писателей.

В ходе самостоятельной деятельности дети могут использовать некоторые предметы мебели в книжном уголке, переставлять ее, трансформируя в театральную ширму. Таким образом, у них появляется возможность не только послушать, самостоятельно прочитать книжки рассмотреть иллюстрации, но и инсценировать сюжеты любимых сказок, рассказов.  Поэтому предлагаются разные виды театров: драматизация с атрибутами, костюмами, пальчиковыми, варежковыми и другие.

Кроме этого, представлены разные жанры художественной литературы (авторские сказки, сказки разных народов, рассказы, стихотворения, быль, поэмы), малые фольклорные жанры (загадки, ребусы, пословицы, поговорки, скороговорки), а также книги энциклопедической направленности, книги для самостоятельного чтения и т. д.  Наличие книг-самоделок, которые дети изготовляют в совместной деятельности с родителями.

В нашем книжном уголке имеются книги на школьную тематику. Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, присутствуют азбуки разного рода, буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам». 

Наличие дидактических игр «Из какой сказки герои», «Угадай автора сказки», «Подбери картинку», «Кроссворд», «Пазлы», «Разложи картинки последовательно по сюжету сказки» и другие, набор сюжетных картинок для составления рассказов, картотеки речевых игр «Добавь слово», «Назови героя сказки», «Продолжи рассказ» и другие.

Оборудовано место «Аптечка для книг», здесь представлен набор предметов для самостоятельного ремонта книг детьми. В помощь ребенку прилагается подробная схема – алгоритм необходимых действий. Таким образом, формируются навыки трудовых действий и бережного отношения к книгам.

При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Анализируя особенности работы с детьми с ЗПР, мы считаем, что для них необходима такая организация пространства, которая позволяет им выбирать интересные для себя занятия в самостоятельной и совместной деятельности, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать коррекционный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Поэтому мы в своей работе активно используем сенсорную ширму, у которой в соответствии с решаемыми задачами оформляются съемные панели.

Дидактические игры:

- на закрепление и расширение сенсорных эталонов: «Разноцветная радуга» - дети называют цвета и оттенки, «Что изменилось» - меняются местами цветовые ленты, дети находят изменения, «Спрячь предмет» - дети прикрепляют к цветовой ленте предметы такого же цвета, моделируют варианты на панели.

- на активизацию познавательных действий – проб: «Времена года», «Когда это бывает?», «Назови приметы осени» - дети подбирают цвета, элементы, моделируют на панели признаки, соответствующие временам года, «Кто, где живет» - дети распределяют животных в соответствии со средой обитания, «Найти свой дом», «Чего не хватает », «Что лишнее? » - дети распределяют растения, животных, птиц, насекомых, транспорт в соответствии со средой обитания.

- развитие мелкой моторики рук: «Завяжи бантики» - пластиковая панель с отверстиями, в которые вставляются шнурки и дети, шнуруют   предмет, рисунок. Шнурки могут быть различных цветов, «Собери картинку» - панель с пуговицами. Собрать предмет пристёгиванием деталей.

- коррекция речи и дыхания: «Сильный - слабый ветерок» - детям предлагается подуть на предметы по очереди, «Назови одним словом», «Что изменилось», «Один -  много» - четко произнести название предметов.

Театрализованная деятельность строится тоже на специальных методах, по развитию  эмоционально - личностной и регуляторной сферы: «Добрый - злой, хороший - плохой» - дети подбирают героев, животных, поступки в соответствии с цветом, моделируют на панели, «Придумай сказку по цвету» - дети придумывают сказку в соответствии с заданным цветом: используя эмоциональное состояние, героев, поступки, предметы.

Многофункциональная ширма разработана нами:

- по принципу трансформируемости: возможность использования в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей. Дети могут самостоятельно использовать некоторые предметы мебели в уголке, переставлять ее, тем самым изменяя уголок по своему желанию;

- по принципу вариативности – периодическая сменяемость содержания уголка, появление новых предметов, постоянное пополнение уголка (альбомами, новыми книгами разных жанров, разных авторов произведений и т.д.);

- по принципу безопасности – соответствует росту детей, легкая и устойчивая;

- по принципу насыщенности - использование и смена разного дидактического материала, предоставления разных заданий, наборов сюжетных картинок, тематических альбомов, в соответствии с возрастом и интересами детей. Можно прикреплять с помощью декоративных прищепок разных героев сказок, детских работ и пр. материал;

- по принципу доступности – свободный доступ детей к предложенным материалам, исправность и сохранность пособий и книг. У детей есть возможность без помощи взрослого пользоваться имеющимися материалами и самостоятельно поддерживать порядок.

Вывод:

Представленные виды деятельности не случайно объединены в многофункциональной ширме «книжной культуры». Ведь, именно, театрализованная деятельность, дидактическая игровая деятельность, познавательно-речевая деятельность («Книжный уголок») являются одними из важных и основных направлениях в детском развитии. Одним словом в дошкольном образовании без них нельзя! Потому что главное не прочитать книгу, а уметь применить прочитанное (знания) в жизни (т.е. получить навык и опыт).

Для получения навыков и опыта нужен театр и дидактическая игра, а книга нужна для получения знаний! Таким образом, наша педагогическая идея нашла себя в создании многофункциональной ширмы по приобщению детей книжной культуре и благополучно реализовалась во взаимодействии с дошкольниками.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области