Ребята, здравствуйте!
Мы с Вами проходили Северную войну. Это какая политика? (Внешняя)
А какая еще бывает политика? (Внутренняя)
А что характерно для внутренней политике? (Управление внутри страны, экономика внутри страны, культурное и социальное развитие внутри страны)
Почему Петр Первый меняет внешний облик бояр? С чем это было связано? (предположения детей)
Наша тема будет сегодня называться «Реформы управления Петра Первого». Сегодня мы поработаем по параграфу 5 с помощью «Листа ученика» или «Листа мастера», который Вы можете сами для себя выбрать.
Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I.
Задачи урока:
Предметные:
-создать условия для осмысления и систематизации информации по содержанию реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения; продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.
Метапредметные:
- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;
- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.
- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группах;
-оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, карте;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь аргументировано отвечать;
- искать информацию в нескольких источниках
Лист мастера Время выполнения работы - 15 минут |
Тема: Реформы управления Петра Первого Предтекстовая часть: 1)Почему Петр Первый меняет внешний облик бояр? Текстовая часть: 1) Напишите в хронологической последовательности какие органы были или возникли во время правления Петра Первого? 2) Какие функции выполняла каждый из этих органов Образец записей: Законодательный орган 1)___________________ 2)______________________ 3) ___________________
4)________________ 5)__________________ Послетекстовая часть: Используя учебник, сопоставь понятия с определением 1) Генерал - прокурор 2) Преображенский приказ 3) Коллегия А)Ведал делами о государственных преступлениях; Б)Орган, созданный для контроля деятельности гетмана Украины; В)Одна из высших государственных должностей в Российской империи, глава Правительствующего Сената, наблюдавший за законностью деятельности правительственных учреждения. Г)Высшее государственное учреждение, главное начальственное учреждение над городовыми магистратами других городов; |
Лист ученика. Время выполнения работы - 15 минут |
Тема: Реформы управления Петра Первого Предтекствоая часть: Умение определять свое отношение к событиям Петровской эпохи. Текстовая часть: умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в тексте параграфа информацию о событиях Петровских реформ и явлениях прошлого; умение группировать исторические явления и события по хронологии. Образец записей: Законодательный орган 1)___________________ 2)______________________3) ___________________
4)________________ 5)__________________ Послетекстовая часть: Умение владеть базовыми историческими знаниями. Используя учебник, сопоставь понятия с определением 1) Генерал - прокурор 2) Преображенский приказ 3) Коллегия А)Ведал делами о государственных преступлениях; Б)Орган, созданный для контроля деятельности гетмана Украины; В)Одна из высших государственных должностей в Российской империи, глава Правительствующего Сената, наблюдавший за законностью деятельности правительственных учреждения; Г)Высшее государственное учреждение, главное начальственное учреждение над городовыми магистратами других городов; |
Боярская дума
Постепенно утратила свою прежнюю роль и Боярская дума. Поначалу Михаил Фёдорович расширил состав Думы – так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение. Если прежде в состав Боярской думы входило не более двух десятков бояр, то к концу правления Алексея Михайловича их численность выросла до 100 человек. Причем в состав Думы входила теперь не только родовая знать, но и представители менее знатных родов.
Дума по – прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы - войны и мира , утверждения законов, введения новых налогов. Руководил её работой либо сам царь, либо назначенный им боярин.
Увеличение численного состава Думы сделало её слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из наиболее доверенных лиц – «ближнюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой «большую». В полном составе Боярская дума стала собираться всё реже и реже. «Ближняя» Дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.
Приказы
Увеличение территории страны и развитие экономики привели к значительному росту числа приказов. В разное время в стране существовало около 100 приказов.
Вопросами внешней политик ведал Польский приказ. Он же отвечал за освобождение военнопленных за выкуп. Дворцовым хозяйством и имуществом царя ведал Приказ Большого дворца. Казённый приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. Конюшенный приказ распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. Разрядный приказ занимался распределением дворян и бояр на царскую службу (от него зависело, на какую службу попадёт человек – при дворе , в армии или органах управления). Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин ведал Поместный приказ. Ямской приказ отвечал за почтовую связь. С ростом каменного строительства в столице и крупных городах возник Приказ каменных дел.
Важное место в государственном управлении занимал Челобитный приказ, рассматривавший прощения и жалобы царских подданных и потому стоявший как бы над всеми другими. При Алексее Михайловиче был создан также Приказ тайных дел, который контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи. В него не входили даже думные бояре. Всё это вело к превращению власти царя в абсолютную, не ограниченную другими органами управления.
Однако численных рост приказов отрицательно влиял на систему управления, запутывал и без того довольно нечёткие обязанности их служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением.
Порой разные приказы ведали решением одних и тех же или близких по характеру задач. Так, судебные вопросы решали Разбойный, Земский и другие приказы. Военными делами ведали Разрядный , Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский, Казачий приказы. Всё это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, её упрощения.
Рефлексия:
Я узнал…
Мне больше всего удалось…
Я получил от этого урока…
Было трудно…
Над этим мне надо еще поработать…
Самооценка работы на уроке
Критерии | Да (2) Частично (1) Нет (0) |
Сформулировал(а) тему урока | |
Сформулировал(а) цель урока | |
Верно заполнил(а) схему | |
Правильно сопоставил(а) термин с определением | |
Достиг(ла) цели урока |
Домашнее задание:
Написать определение, которые я раздала на листочках.
Тема: Реформы управления Петра Первого
Написать определение