Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с. Наумовка
муниципального района Стерлитамакский район
Республика Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
«По дорогам радуги»
в старшей группе.
Подготовила:
Лутфуллина Л.И
Образовательные области: познавательное развитие (ведущая), речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
Упражнять подбирать к существительным несколько прилагательных;
Упражнять в назывании утро, день, вечер, ночь, имеют представление о смене частей суток.
Развивающие:
Закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели;
Закреплять счёт количественных и порядковых числительных (в пределах 10, и обратно)
Закреплять умения употреблять обобщающие слова.
Расширять словарный объём детей, диалогической речи;
Развивать логическое мышление;
Развивать моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, наблюдательность, самостоятельность
Основные виды деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно-исследовательская,
Оборудование: Семь конвертов с заданиями, проектор, сюжетные картины «Весна», «Поляна с цветами», набор для дидактической игры «Что из чего сделано», мяч, блоки Дьенеша, по 4 ромашки и 5 колокольчиков на каждого ребенка, полоски бумаги «ручейки» разной длины по пять штук на каждого ребенка.
Ожидаемые результат:
Знают характерных признаки времени года, названия месяцев, дней недели; имеют представление о смене частей суток; знают количественный и порядковый счет числительных (в пределах 10 и обратно).
Ход.
Оргмомент
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас красивую картину, которую сама нарисовала, но прежде чем я ее покажу вам, отгадайте загадку:
Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно, …радуга
Вот она, смотрите! (На слайде 1 изображение радуги).
Что за чудо - чудеса в гости радуга пришла и дорожки принесла,
Все дорожки не простые, а волшебные такие!
По дорожке кто пройдет - тот играет,
Много знает, всегда красиво говорит,
В подготовительную группу перейти спешит!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите перейти в подготовительную группу? (Ответы детей) (Радуга гаснет.)
Воспитатель: Ой, что- то произошло, радуга исчезла! Как же мы теперь перейдем? Придется, наверно, остаться в старшей группе, так как я не смогу больше нарисовать такую же радугу, не помню порядок расположения цветов. Что же делать?
Воспитатель: Ребята, может вы помните расположение цветов радуги?
(Дети называют цвета радуги по порядку).
Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно назвали.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть цветные конверты. Давайте посчитаем, сколько? (Ответы детей)
Воспитатель: Интересно, что это означало бы. Кто догадался? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. В каждом конверте задания, которые необходимо выполнить, но сначала нужно выбрать конверт в определённой последовательности, чтобы радуга восстановилась правильно. Трудная задача стоит перед нами. Ребята, вы готовы пройти сложный путь по дорожкам радуги, проверить свои знания, чему мы с вами научились за год.
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Давайте, скорее, откроем 1 конверт с заданием! Какой конверт мы откроем первым?
Дети: Красный!
Воспитатель: А вот и первое задание.
Светает рано по утрам, весь снег растаял тут и там,
Ручей шумит как водопад, скворцы в скворечники летят,
Звенят под крышами капели, медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает, кто это время года знает?
Дети: Весна. Слайд 2 показывает картинку о весне.
Воспитатель: Назовите месяцы весны? Сколько их? (3). Какие? (Март, апрель, май). После суровой, продолжительной зимы пришла весна.
Давайте опишем словами, какая бывает весна?
Дидактическая игра «Какая, какой, какое»
Воспитатель: После, какого времени года наступила весна? (Ответы детей). -А какие пословицы вы знаете про весну? (Ответы детей)
1. Грач на горе – весна на дворе.
2. Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. Весною сверху печет, а снизу морозит.
4. Кто спит весною – тот плачет зимою.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь представьте, что зимой вы были большим «Снеговиком».
Физминутка «Снеговик»
Всю зиму сугроб «простоял» под большим деревом.
(дети присели в кучке с воспитателем, изображая сугроб.)
Но вот пришла весна, пригрело солнышко,
Озорные лучи защекотали снеговика
Не выдержал снеговик - рассмеялся, растаял –
Брызнули во все стороны ручейки, струйки воды побежали землю будить.
(дети разбежались по залу и сели за столы, присаживаются на стулья).
Воспитатель: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат ручейки разной длины. Посчитайте свои ручейки, сколько их? (5). А теперь разложите ручейки от самого длинного до самого короткого. Назовите самый длинный ручеёк, который по счёту? и самый короткий?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Вот и первая дорожка радуги появилась.
Воспитатель: А откуда появились ручейки весной?
Дети: Потому что стало тепло, солнце светит ярче…
Воспитатель: Ребята, а я знаю весёлую игру для наших пальчиков.
Пальчиковая игра «Дождик»
Вышел дождик на прогулку, он бежит по переулку,
Барабанит по окошку, напугал большую кошку
(загибают по 1 пальцу на каждую строчку)
Вымыл зонтики прохожих, крышу дома вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал.
Дождик кончился - устал (трясут кистями рук - как бы стряхивая воду).
Воспитатель: Ребята, а каким цветом следующая дорожка радуги? (Ответы детей).
Воспитатель: Чтобы появилась следующая дорожка, вам необходимо правильно выполнить задание.
Дидактическая игра «Что из чего сделано».
В этом чудесном мешочке лежат различные предметы, которые сделаны из различных материалов. Ваша цель: выбрать и принести по одному предмету и положить к соответствующую коробочку, в первую предметы, которые сделаны из дерева, на второй – из металла, и на третий - из стекла, в четвертую – из пластмасса (дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы ребята справились, и вот появилась оранжевая дорожка радуги.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на столе лежат цветные конверты - желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Какой следующий конверт выберем! Воспитатель путает детей. Дети выбирают правильный цвет - желтый 3 конверт. (Картинка поляна с цветами)
Воспитатель: Посмотрите на картинку, что на ней изображено?
Правильно, на картинке изображены ромашки и колокольчики. Присаживайтесь за столы, вам необходимо собрать букет из 4 ромашек и 5 колокольчиков.
-А равное ли количество колокольчиков и ромашек, посчитайте? (Ответы детей).
-На сколько меньше ромашек, чем колокольчиков? (Ответы детей).
-А что нужно сделать, чтобы было одинаковое количество и ромашек и колокольчиков? (Убрать одну ромашку или добавить и колокольчик).
Обозначьте количество, соответствующей цифрой.
Воспитатель: Правильно выполнили, и появилась ещё одна дорожка радуги.
Воспитатель: Вот у нас осталось уже только 4 цветных конверта, какой цвет выбираем? (Ответы детей)
-Какое же задание нам приготовлено?
Воспитатель: А здесь приготовлена игра, я предлагаю отдохнуть и немного поиграть.
Дети становятся в круг.
Дидактические игры «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно.
Воспитатель: Хорошо справились. Появилась следующая зеленая дорожка радуги.
Воспитатель: Итак, нам осталось выполнить лишь 3 задания. Открываем мы с вами уже, какой конверт? (Ответы детей)
Вот перед нами голубой 5 конверт. Какое же задание там для нас приготовлено?
Воспитатель: Следующее задание «Задание на сообразительность». Вот и хитрые вопросы!
- Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)
- Солнце светит днём. А луна….(ночью)
- Когда ваши мамы и папы приходят с работы? (Вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим…(ночью)
- Какой сегодня день недели? (понедельник)
- Какой день недели был вчера? (воскресенье)
- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)
- Сколько хвостов у двух котов? (два)
- А сколько ушей у трёх мышей? (шесть)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Устали вы наверно. Давайте отдохнем с вами.
Физмитнутка
Дружно встали на разминку
И назад сгибаем спинку
Раз два, раз два, три
Да не упади, смотри
Наклоняемся вперед
Кто до пола достает?
Эту сложную работу
Тоже делаем по счету.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Воспитатель: Отдохнули, продолжаем дальше.
Воспитатель: А теперь какой конверт нужно взять? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, голубой цвет. Посмотрите на экран, что там изображено (слайд с болотом)
Вот болотце на пути
Тут ребятам не пройти!
Надо мост построить там,
Чтоб пройти всем дружно нам.
Игра «Построй дорожку»
Детям предлагается алгоритм в соответствии, с которым надо разложить плоскостные блоки Дьенеша.
Воспитатель: Молодцы! Двигаемся дальше! Какой конверт теперь откроем? (Ответы детей) Открываем!
Воспитатель: А здесь у нас задачки в стихах.
Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»
Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? Пять.
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? Четыре.
Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? Семь.
Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек? Три.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились.
Воспитатель: Вот и нарисуем последнюю дорожку радуги. Выполнили все задания из 7 конвертов, и цвета радуги правильно сложили. Теперь, мы можем со своими знаниями смело перейти в подготовительную группу!
Воспитатель: Спасибо ребята, что вы мне помогли собрать радугу.
Воспитатель: А я за ваши знания хочу всех похвалить и вручить медали.
Но, чтобы получить медаль нужно сказать, что больше вам понравилось и что интересного было на занятии (Ответы детей). Вручение медалей.