Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игровое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как средство совершенствования коммуникации

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сиделева

Ольга Алексеевна

воспитатель

МАДОУ д/с 411

Игровое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как средство совершенствования коммуникации

Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка.

Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социо-игровая педагогика.

Представления об особенностях социо-игрового стиля обучения сложились в 1970-е годы в результате объединения двух направлений педагогических исследований:

Александра Петровна Ершова  — российский театральный педагог-режиссёр, кандидат педагогических наук, специалист по социо-игровой педагогике, эффективно преобразующей классно-урочную форму обучения в живой увлекательный процесс научения и взаимообогащения.

Александра Петровна Ершова — одна из создателей и разработчиков социо-игровой педагогической технологии, режиссёр.

Социо-игровой стиль обучения ищет способы общения детей со взрослыми, при которых утомительное принуждение уступает место увлечённости.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию образовательных областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы и т.д.

В социо-игровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество – категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, есть свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения).

Социо-игровую технологию можно системно использовать как в непрерывной образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Цель данной технологии:

Формирование коммуникативных навыков общения

В рамках данной технологии мы ставим перед собой следующие задачи:

помочь детям научиться эффективно общаться;

сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:  

Существует несколько правил организации деятельности с детьми в рамках социоигровых технологий:

1 и 2 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

 3 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Можно поделиться:

по цвету волос, глаз, одежды;

чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

кто на каком этаже живет;

четный- нечетный, однозначный- двузначный номер квартиры;

найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

 4 правило: «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

5 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

6 правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.

 Основа социо-игрового подхода – равноправие детей и взрослых. По мнению Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаевой и О.В. Пастюк, равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.

 Общение детей в рамках данной технологии организованно в три этапа:

на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;

на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Именно в условиях социо – игрового стиля возможно обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведении. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию
коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Активное использование социо-игровых технологий в образовательном процессе является уникальным инструментом для поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

 Разные игровые задания для детей условно можно разделить на несколько групп:

Игры-задания для рабочего настроя;

Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом;

Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

 Таким образом, активное использование социо-игровых технологий позволяет эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей: выявить приёмы для развития коммуникативных навыков у
дошкольников способствует накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей. Дети становятся более активны, проявляют интерес к окружающему.

Методическая литература:

А.С. Русаков, М.В. Ганькина, «О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности», Санкт-Петербург, 2011

А.С. Русаков, «Условия успеха», Санкт-Петербург, 2011

А.С. Русаков, М.В. Ганькина, «Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе», Санкт-Петербург, 2011

Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Книга 1, Книга 2 / Под редакцией А. С. Русакова; СПб: Образовательные проекты, Образовательный центр «Участие», Агентство образовательного сотрудничества, 2011.

Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо-игровым технологиям в
старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и
невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.

Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В.М. Букатов. Социо – игровые подходы к педагогике (Красноярский краевой институт
усовершенствования учителей.) – Красноярск, 1990.

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.: ил. — (Школа развития).

Изучение интернет-ресурсов:

http://nsportal.ru/

http://www.maam.ru/

http://www.moi-univesitet.ru.//;

www.openlesson.ru 

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области