Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Цели Проектирование развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в группе ДОУ с последующим ее формированием и доведением в соответствии с федеральными государственными требованиями. Задачи Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающую уважение к личности каждого ребенка, развивающую его уверенность к себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, выбирать, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобразительность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающему миру.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на создание условий для детского экспериментирования и исследовательской деятельности является залогом успеха проводимой педагогами образовательной работы.

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно узнавать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. С детьми можно проводить следующие опыты и эксперименты:

-Экспериментирование с песком, глиной (Уточнить представления о свойствах песка и глины.)

-Опыты с водой (Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) .

-Экспериментирование с воздухом (Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха).

-Наблюдение за жизнью растений, животных.(Что выделяет растение? Почему цветы осенью вянут? Могут ли животные жить в земле?)

-Экспериментирование с предметами (Мир бумаги, путешествие в мир стеклянных предметов, легкая пластмасса, как достать скрепку из воды, не замочив рук и др.)

В рамках проекта «Эколята-Дошколята» в своей группе для организации познавательно-исследовательской деятельности я создала специальную «Мини-лабораторию Юных Эколят», где ребята знакомятся и закрепляют свойства живой и неживой природы, свойства разных материалов, узнают, как ведут себя вода, воздух и песок, ставят опыты и фиксируют полученные результаты. Так же имеется картотека опытов со схемами их проведения. Все материалы находятся в свободном доступе для детей. В нашей мини лаборатории находится разнообразный материал: весы, микроскоп, лупы, мерные ложечки и сосуды и т.д. Есть необходимый методический и дидактический материал : познавательные книги, энциклопедии. Оформлены тематические альбомы; «Времена года», иллюстрации, дидактические пособия, «Дикие животные», «Домашние животные», насекомых, птиц, грибов, ягод, цветов. Для закрепления знаний детей собраны различные игры.

А весёлые сказочные герои “Эколята” - друзья и защитники Природы помогают детям подружиться с природой, понять и полюбить её. Вместе с героями – Эколятами ребенок чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность

Так же в нашей Мини лаборатории « Юных Эколят» проводим долгосрочные наблюдения-эксперименты за растениями.

На территории детского сада ежегодно вместе с детьми разбиваем
«Огород Эколят», где в процессе роста овощных культур, наблюдаем за изменениями, произошедшими в их жизни. Ребята участвуют в процессе посадки овощей, поливают огород, пропалывают траву, собирают урожай.

Детей я учу не только брать от природы, но взамен что давать от себя. Летом и осенью заготавливаем семена растений, сухие листья деревьев, а зимой с ними делаем различные поделки из природного материала, и этим семенами подкармливаем птиц.
На территории детского сада создана «экологической тропа», которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. На «экологической тропе», которая охватывает всю территорию детского сада, создание видовые точек, которые служат объектами интереснейших наблюдений. Здесь дети знакомятся с представителями местной флоры и фауны. 

Все мероприятия я провожу в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Ну и конечно же неоценимую помощь и поддержку нам оказывают родители воспитанников для организации экспериментальной деятельности.

Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности, не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.

        Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Я уверена, что систематические игры – экспериментирования, занятия с опытами во всех видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области