Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Проект "Ловкие пальчики".

Цель разработать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности. Задачи 1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук 3. Улучшить общую двигательную активность 4. Содействовать нормализации речевой функции 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми. 7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект на тему« Ловкие пальчики».

                                                                                                                                    «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

                                                                                            В.А. Сухомлинский

Актуальность.

 Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие,  воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук  является  использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.

От того, насколько ловко ребенок  научиться  управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.

 Цель: разработать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Паспорт проекта:

Тип проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021г.)

Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

   Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ.

Реализация проекта.

I этап – подготовительный.

Изучение:

- психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

II этап – основной.

Работа выстраивалась в следующих направлениях:

III этап – заключительный.

Формы работы:

Методы:

Приёмы:

дидактические игры;

игры с водой, крупами;

Перспективный план работы с детьми

Октябрь

№ п/п

Дата

Тема

Источник

1

01.10.2020г.

Игра «Осенние листья».

стр.18 .Е.А.Янушко, Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

2

08.10.2020г.

Игра «Шаловливый котёнок».

Стр.29,Е.Анушко,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

3

15.10.2020г.

Лепка «Витамины в баночке».

Стр.27, Е.А.Янушко, Лепка с детьми раннего возраста.

4

22.10.2020г.

Игра «Найди такой же домик».

стр.19,М.Г.Борисенко,Наши пальчики играют.

5

29.10.2020г.

Лепка «Пирожки».

Стр.61,Е.А.Янушко,Лепка с детьми раннего возраста.

Ноябрь

1

.05.11.2020г.

Игра «Пересыпь крупу»

Стр.16,Е.А.Янушко, ,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

2

12.11.2020г.

Игра «Погремушка»

Стр.19,Е.А.Янушко

3

19.11.2020г.

Игра «Разноцветные прищепки

Интернет –ресурс.maam/ru картотека дидактических игр.

4

26.11.2020г.

«Пластилиновые узоры»

Стр.23,Е.А.Янушко,Разв.мелкой моторики

Декабрь

1

03.12.2020г.

Игра «Следы»

Стр.54М.Г.Борисенко, Наши пальчики играют.

2

10.12.2020г.

Игра «Наша ёлка высока».

СтрМ.Г.Борисенко Наши пальчики играют.

3

17.12.2020г.

Лепка «Наряжаем ёлку»

Стр.41Е.А.Янушко

4

24.12.2020г.

Дидактическая игра «Бусы».

Интернет-ресурс, Образовательная сеть nsporai/ru

5

31.12.2020г.

Игра «Новогодняя ёлочка».

Стр.54,М.Г.Борисенко Наши пальчики играют.

Январь

1

14.01.2021г.

Игра «Спрячем мишку в сугроб».

Стр.68,М.Г.Борисенко Наши пальчики играют.

2

21.01.2021г.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Интернет-ресурс.infok/ru Образовательный портал России.

3

28.01.2021г.

Лепка «Колобок покатился по лесной дорожке»

Лыкова И.А. Изобразитедьная деятельность в детском саду.1 младшая группа.

Февраль

1

04.02.2021г.

Игра «Бусы для куклы».

Стр.30,Е.А.Янушко,Развитие мелкой моторики.

2

11.02.2021г

Лепка «Салют».

Стр.34,Е.А.Янушко,Лепка с детьми раннего возраста.

3

18.02.2021г.

«Покормим курочку».

Стр.24,Лепка с детьми раннего возратаЕ.А.Янушко

4

26.02.2021г.

Лепка «Букет»

Стр.53,Е.А.Янушко,Лепка с детьми раннего возраста.

Март

1

04.03.2021г

Игра «Подарок маме»

Стр.89,М.Г.Борисенко,Наши пальчики играют..

2

11.03.2021г.

Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам»

Картотека

3

18.03.2021г

4

25.03.2021г.

Игра «Спрячь мышку»

Картотека

Апрель

1

01.04.2021г.

Игра «Солнышко светит»

Стр.33,Е.А.Янушко,Развитие мелкой моторики.

2

08.04.2021г.

Аппликация коллективная «Самолёты»

Интернет-ресурс,wwwmaam/ru

3

15.04.2021г.

Лепка “Ёжик»

Стр. 37,Е.А.Янушко.Лепка с детьми раннего возраста.

4

22.04.2021г.

Дидактическая игра «Найди игрушку»

Стр.15,Е.А.Янушко,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

5

29.04.2021г.

Игра «Горячая-холодная»

Стр.30,М.Борисенко,Наши пальчики играют.

Май

1

06.05.2021г.

Игра «Идём в магазин»

Стр.32,Е.А.Янушко,Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

2

13.05.2021г.

Игра «Курочка Ряба»

Стр.22.Е.Ф.Янушко,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

3

20.05.2021г.

Игра «Подари берёзке листочки»

Стр.72,М.Г.Борисенко,Наши пальчики играют.

4

22.05.2021г.

Игра «Что внутри?»

Стр.17,Е.А.Борисенко, Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

 Работа с родителями:

месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет».

Октябрь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры  для развития мелкой моторики детей раннего возраста».

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей».

Декабрь

Новогодние поделки: «Зимняя сказка».

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

Февраль

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

Март

Фотовыставка « Пока мама на кухне»

Январь-май

Вместе с родителями создаем  пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок.

Совместная деятельность с детьми.

Октябрь

Самомассаж рук Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Грибы», «Ладушки- ладушки», «Семья». Формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Ноябрь

Пальчиковые игры «Бабушкины пирожки», «Фрукты», «Овощи», Формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Самомассаж «Греем ручки».

Д/и «Прищепки» Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Декабрь

Пальчиковые игры«Помоем ручки», «Цветные карандаши», «Ёлочка».

Пальчиковая гимнастика  «Новый год» .

Самомассаж «Ручки греем» Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Январь

Пальчиковые игры «Зайка», «Кошки-мышки», «Наш малыш», «Зима».

Самомассаж

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Февраль

Изготовить дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками.

Пальчиковые игры «Самолёты», «Солдаты», «Белка»

Март.

5.Самомассаж «Стряпаем» .Развивать умения имитировать скатывание колобков.

6.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…», «Наступила весна».Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками.

Пальчиковые игры « Детки», «Встали пальчики», «Пальчики».

Апрель

Изготовить пальчиковые театры к сказкам: «Курочка ряба», «Репка».

Самомассаж кистей рук и пальчиков

Игры с пальчиковыми театрами

Пальчиковые игры:«Мой весёлый звонкий мяч»«Перчатки», «Мы считаем».

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Май

Изготовить игры-шнуровки.

Пальчиковые игры: «Гуси щиплют травку» «Цветы», «Утята».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками.

Прогнозируемый результат:

 1. Разработать комплекс  игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.

2. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).

3. Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.

4. Обогатить предметно - пространственную, развивающую среду по данной проблеме.

Используемая литература.

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65»

Проект на тему:

Тема:«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Составитель: Багаутдинова Рида Гаднамовна

Должность воспитатель

Категория первая

Каменск –Уральский 2020 г.

Формы работы:

Методы:

Приёмы:

дидактические игры;

игры с водой, крупами;

Планируемый результат:

- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности; 
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Паспорт проекта:

Тип проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Сроки проекта: долгосрочный (октябрь 2020– май 2021г.)

Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей раннего возраста.

Предметом - комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65»

Проект на тему:

Тема:«Ловкие пальчики».

Составитель:Багаутдинова Рида Гаднамовна

Должность: воспитатель

Категория: первая

Каменск –Уральский 2020 г.

          Актуальность .                                                                                 

 Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие,  воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук  является  использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, а следовательно и мышление. Так как мышление тесно связано с речью и зависит от нее.

От того, насколько ловко ребенок  научиться  управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь.

Начиная работу в группе детей раннего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики.

 Цель: разработать систему работы, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Паспорт проекта:

Тип проекта: исследовательский.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители.

Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2016 – май 2017г.)

Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

   Практическая значимость: создание в группе предметно – развивающей среды для развития мелкой моторики, методических рекомендаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, картотеки пальчиковых игр, представление опыта на уровне ДОУ.

Реализация проекта.

I этап – подготовительный.

Изучение:

- психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

II этап – основной.

Работа выстраивалась в следующих направлениях:

III этап – заключительный.

Формы работы:

Методы:

Приёмы:

дидактические игры;

игры с водой, крупами;

Перспективный план работы с детьми

Октябрь

№ п/п

Дата

Тема

Источник

1

01.10.2020г.

Игра «Осенние листья».

стр.18 .Е.А.Янушко, Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

2

08.10.2020г.

Игра «Шаловливый котёнок».

Стр.29,Е.Анушко,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

3

15.10.2020г.

Лепка «Витамины в баночке».

Стр.27, Е.А.Янушко, Лепка с детьми раннего возраста.

4

22.10.2020г.

Игра «Найди такой же домик».

стр.19,М.Г.Борисенко,Наши пальчики играют.

5

29.10.2020г.

Лепка «Пирожки».

Стр.61,Е.А.Янушко,Лепка с детьми раннего возраста.

Ноябрь

1

.05.11.2020г.

Игра «Пересыпь крупу»

Стр.16,Е.А.Янушко, ,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

2

12.11.2020г.

Игра «Погремушка»

Стр.19,Е.А.Янушко

3

19.11.2020г.

Игра «Разноцветные прищепки

Интернет –ресурс.maam/ru картотека дидактических игр.

4

26.11.2020г.

«Пластилиновые узоры»

Стр.23,Е.А.Янушко,Разв.мелкой моторики

Декабрь

1

03.12.2020г.

Игра «Следы»

Стр.54М.Г.Борисенко, Наши пальчики играют.

2

10.12.2020г.

Игра «Наша ёлка высока».

СтрМ.Г.Борисенко Наши пальчики играют.

3

17.12.2020г.

Лепка «Наряжаем ёлку»

Стр.41Е.А.Янушко

4

24.12.2020г.

Дидактическая игра «Бусы».

Интернет-ресурс, Образовательная сеть nsporai/ru

5

31.12.2020г.

Игра «Новогодняя ёлочка».

Стр.54,М.Г.Борисенко Наши пальчики играют.

Январь

1

14.01.2021г.

Игра «Спрячем мишку в сугроб».

Стр.68,М.Г.Борисенко Наши пальчики играют.

2

21.01.2021г.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Интернет-ресурс.infok/ru Образовательный портал России.

3

28.01.2021г.

Лепка «Колобок покатился по лесной дорожке»

Лыкова И.А. Изобразитедьная деятельность в детском саду.1 младшая группа.

Февраль

1

04.02.2021г.

Игра «Бусы для куклы».

Стр.30,Е.А.Янушко,Развитие мелкой моторики.

2

11.02.2021г

Лепка «Салют».

Стр.34,Е.А.Янушко,Лепка с детьми раннего возраста.

3

18.02.2021г.

«Покормим курочку».

Стр.24,Лепка с детьми раннего возратаЕ.А.Янушко

4

26.02.2021г.

Лепка «Букет»

Стр.53,Е.А.Янушко,Лепка с детьми раннего возраста.

Март

1

04.03.2021г

Игра «Подарок маме»

Стр.89,М.Г.Борисенко,Наши пальчики играют..

2

11.03.2021г.

Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам»

Картотека

3

18.03.2021г

4

25.03.2021г.

Игра «Спрячь мышку»

Картотека

Апрель

1

01.04.2021г.

Игра «Солнышко светит»

Стр.33,Е.А.Янушко,Развитие мелкой моторики.

2

08.04.2021г.

Аппликация коллективная «Самолёты»

Интернет-ресурс,wwwmaam/ru

3

15.04.2021г.

Лепка “Ёжик»

Стр. 37,Е.А.Янушко.Лепка с детьми раннего возраста.

4

22.04.2021г.

Дидактическая игра «Найди игрушку»

Стр.15,Е.А.Янушко,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

5

29.04.2021г.

Игра «Горячая-холодная»

Стр.30,М.Борисенко,Наши пальчики играют.

Май

1

06.05.2021г.

Игра «Идём в магазин»

Стр.32,Е.А.Янушко,Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

2

13.05.2021г.

Игра «Курочка Ряба»

Стр.22.Е.Ф.Янушко,Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

3

20.05.2021г.

Игра «Подари берёзке листочки»

Стр.72,М.Г.Борисенко,Наши пальчики играют.

4

22.05.2021г.

Игра «Что внутри?»

Стр.17,Е.А.Борисенко, Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Работа с родителями:

месяц

Вид деятельности

Сентябрь

Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет».

Октябрь

Консультация для родителей «Пальчиковые игры  для развития мелкой моторики детей раннего возраста».

Ноябрь

Памятка «Пальчиковые игры для малышей».

Декабрь

Новогодние поделки: «Зимняя сказка».

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома».

Февраль

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

Март

Фотовыставка « Пока мама на кухне»

Январь-май

Вместе с родителями создаем  пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок.

Совместная деятельность с детьми.

Октябрь

Самомассаж рук Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Грибы», «Ладушки- ладушки», «Семья». Формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Ноябрь

Пальчиковые игры «Бабушкины пирожки», «Фрукты», «Овощи», Формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Самомассаж «Греем ручки».

Д/и «Прищепки» Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать ее.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Декабрь

Пальчиковые игры«Помоем ручки», «Цветные карандаши», «Ёлочка».

Пальчиковая гимнастика  «Новый год» .

Самомассаж «Ручки греем» Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Январь

Пальчиковые игры «Зайка», «Кошки-мышки», «Наш малыш», «Зима».

Самомассаж

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Февраль

Изготовить дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками.

Пальчиковые игры «Самолёты», «Солдаты», «Белка»

Март.

5.Самомассаж «Стряпаем» .Развивать умения имитировать скатывание колобков.

6.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…», «Наступила весна».Формировать умения поочередно разгибать пальчики.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками.

Пальчиковые игры « Детки», «Встали пальчики», «Пальчики».

Апрель

Изготовить пальчиковые театры к сказкам: «Курочка ряба», «Репка».

Самомассаж кистей рук и пальчиков

Игры с пальчиковыми театрами

Пальчиковые игры:«Мой весёлый звонкий мяч»«Перчатки», «Мы считаем».

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками

Май

Изготовить игры-шнуровки.

Пальчиковые игры: «Гуси щиплют травку» «Цветы», «Утята».

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Игры с пуговицами, липучками, молниями, прищепками.

Прогнозируемый результат:

 1. Разработать комплекс  игровых материалов по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды детской деятельности.

2. Систематизировать материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения).

3. Формировать навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями.

4. Обогатить предметно - пространственную, развивающую среду по данной проблеме.

Используемая литература.

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65»

Программа по самообразованию

Тема:«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Составитель: Багаутдинова Рида Гаднамовна

Должность: воспитатель

Категория :первая

Каменск-Уральский 2020г

Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.

Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.

Развитие движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Это неоднократно подчеркивалось педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Сухомлинский В.А. сказал, что «Ум ребенка находится на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли». Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н. М. Аксарина, А. С. Галанов, Э. Г. Пилюгина, Н. П. Павлова и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка.

В XX веке такие исследователи, как Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, А. Р. Лурия, М. Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д. Б. Эльконин).

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В последние годы я, как педагог, все чаще сталкиваюсь с проблемой «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью. У большинства детей группы пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми занятий лепкой и рисованием, не успевают за ребятами на занятиях.

А ведь как уже было сказано, уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание с самого раннего возраста.

Наряду с пониманием актуальности проблемы анализ педагогической практики позволил выявить существующее противоречие:

между стремлением педагога обеспечить полноценное развитие детей группы и отсутствием системы работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.

В ходе моей работы четко обозначилась проблема: необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через разные виды деятельности.

Исходя из выявленных противоречий и проблем для системной работы была разработана индивидуальная программа самообразования и саморазвития воспитателя «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» и проект для детей раннего возраста «Ловкие пальчики».

Цель исследования: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1.Проанализировать содержание системы работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего и дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

2.Разработать и апробировать систему работы в дошкольной образовательной организации, обеспечивающую динамику развития мелкой моторики рук детей на протяжении раннего возраста.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.

Предмет исследования: система работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что качественное изменение уровня развития мелкой моторики рук детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации возможно благодаря осуществлению системы работы, включающей:

– мониторинг развития мелкой моторики рук детей на протяжении раннего возраста;

– специально разработанное содержание, формы и методы, направленные на развитие мелкой моторики детей, обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольной образовательной организации;

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Продукт деятельности/Прогнозируемый результат

1.Подготовительный (теоретический)

Самоанализ и самооценка профессиональных знаний

Изучение литературы и подбор программно- методического обеспечения

Анализ условий, имеющихся в группе

Повышение квалификации, посещение профессиональных сообществ города.

Проведение анализа компетентности родителей по данной теме

Июнь, июль 2020

Июль, август 2020

Июль, август 2020

В течение 2021

Октябрь 2020

Выявлен уровень профессиональных знаний по данной теме.

Расширены профессиональные знания. Подобрано и систематизировано программно-методическое обеспечение.

Выявлены проблемы и недостатки в РППС

Повысилась профессиональная компетентность.

Выявлены проблемы и запросы от родителей по оздоровлению детей.

2.Проектировочный

Подбор и разработка методического обеспечения

Разработка перспективного планирования работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста в разных видах деятельности.

Разработка диагностического инструментария

Разработка перспективного плана пополнения РППС

Разработка проекта «Ловкие пальчики»

Сентябрь 2020

Октябрь

2020

Сентябрь 2020

Сентябрь 2020

Сентябрь 2020

Разработка конспектов, картотек.

Перспективный план работы с родителями готов к применению в работе.

Диагностический инструментарий готов к применению в работе

Перспективный план пополнения ППРС готов для выполнения.

Проект готов для внедрения в работу

3.Внедренческий

(реализация собственной педагогической деятельности, направленной на детей)

Проведение первичного мониторинга

Внедрение проекта «Ловкие пальчики» в работу с детьми раннего возраста

Октябрь 2020

Октябрь – май

2020

Выявление актуального уровня развития мелкой моторики.

Повысился уровень развития мелкой моторики, стали более точными и координированными движения кистей и пальцев.

Повысилась компетентность родителей в данном вопросе.

4.Аналитический

Проведение мониторинга

Анкетирование родителей с целью выявления удовлетворенности работой воспитателя по развитию мелкой моторики.

Проведение стажёрской площадки для городского сообщества педагогов.

Май 2020

Апрель 2020

В течение 2021-2022 уч.года

Прослеживается динамика развития мелкой моторики.

Выявлены проблемы и недостатки в работе.

Выявлены положительные моменты, а также степень неудовлетворенности родителей работой воспитателя по данной теме.

Распространение педагогического опыта в сфере дошкольного образования. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Используемая литература

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области