Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Практика применения кейс-технологии на уроках в начальной школе."

Обмен опытом с коллегами.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Практика применения кейс-технологии на уроках начальной школы.

С точки зрения системно-деятельностного подхода в образовании, ученик должен сам быть субъектом своей деятельности, должен сам уметь ставить цели, решать задачи и оценивать результаты своей работы. Формирование оценочного действия говорит о фактическом участии ребёнка в учебном процессе. Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Поэтому наличие у младшего школьника положительных мотивов для успешной учёбы, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. Мотивация является «запускным механизмом» способным вызывать целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядочение для достижения целей. Поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация постепенно угасает, и это отрицательно сказывается на всем процессе обучения учащихся. Создание условия успеха в обучении – для учителя есть главное действие повышения развития мотивации к учению у своих воспитанников. Применение кейс-технологий на уроках позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать другую точку зрения, и аргументировано высказать свое мнение. Главное, что использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволит повысить мотивацию к учению у младших школьников.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы урока, проблемы, вопросы, задания;

- подробное описание спорных ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно-методическое обеспечение: наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам.

Примерная схема обучения по кейс-технологии.

Учитель

Ученики

1.

Разработка кейса

Получение кейса

2.

Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы

Изучение литературы

3.

Разработка плана урока

Самостоятельная работа

4.

Руководство групповой работой

Организация предварительного обсуждения содержания кейса

5.

Организация группового обсуждения

Изучение дополнительной информации для овладения материалом учебной темы и выполнения задания

6.

Оценка работ учащихся

Представление и отстаивание своего варианта решения задания

Выслушивание точек зрения других участников

Исходя из вышеизложенного материала, рассмотрим примерную характеристику методики работы по кейс-технологиям в каждом этапе.

1 этап. Подготовка учителем и учащимися.

На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что:

-учебный материал большого объема запоминается с трудом;

-учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие;

-выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2 этап. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом.

Учащиеся работают с учебно-методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

3 этап. Проверка усвоения изученного материала.

Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.)

4 этап. Работа в микро-группах.

Этот этап занимает центральное место в кейс-технологии, так как это самый эффективный метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу. Перед началом работы в группах учащимся предложили принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:

- принцип сотрудничества (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии);

- принцип коллективизм (работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся); - принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей);

- принцип ответственности (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).

Также для эффективной работы малыми группами дети должны соблюдать следующие правила:

- общность проблемы для всех;

- общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);

- выделение лидера (формального или неформального).

Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, что естественно мотивирует учащихся к учебной деятельности.

5 этап. Дискуссия.

Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации (проблемы), ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

Кейс-метод развивает:

- аналитические умения (умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать её);

- практические умения (использование на практике знаний, методов, приёмов в работе с информацией);

- творческие умения (творческий подход в решении проблемы);

- коммуникативные умения (умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, убеждать оппонентов, умение кооперироваться в группы и др.);

- социальные умения (оценка поведения людей, умение примерять ситуацию на себя, определять причины её возникновения и др.)

Пример применения кейса на уроке развития устной речи

Цель применения кейс-технологии на уроке – не передача учащимся знаний в готовом виде, а самостоятельное их добывание в ходе дискуссии. Дискуссия провоцируется описанием конкретного события, ситуации, произошедших в реальной жизни. В ходе дискуссии и разрешения проблемы дети приобретают необходимый багаж знаний, которым в дальнейшем они смогут воспользоваться. Рассмотрим реализацию данной технологии на примере следующего кейса, используемого на уроке развития устной речи:

Кейс «История с лосенком»

Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»

Дидактическая линия: «Человек и природа».

Тема: «Охрана природы».

Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.

Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.

Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.

Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.

Фон ситуации:

А. Севастьянов «Не рви цепочку».

… Никогда не бывает лес радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору. Сашка старался не трещать сучьями. Впереди раздавался непонятный звук… В просвете между деревьями прошла лосиха. Встала около лосенка…

Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит.Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…

Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».

Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…

Рыжего большеухого лосенка и Сашку отец увидел возле огорода…

- Ты где его взял?

Сашка рассказал.

- Давай, быстрее назад! Разве можно! - И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес, на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.

- Давай оставим его себе,- робко предложил Сашка. – Пускай живет.

- Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.

Эти разговоры Сашка помнил. Помнил, как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:

«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».

«Не получилось бы так же с лосенком», - боялся Сашка.

Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.

Так и сделали…

- А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.

- Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…

Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.


 Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.


 Вопросы:


 Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.

Поиск вариантов разрешения ситуации.

Наконец, в завершение учащиеся должны найти только один вариант решения предложенной проблемы.Затем делаются выводы, подводится итог.

На этапе «Выводы. Обобщение» можно организовать работу в группах.

Сформулируйте правила поведения в лесу.

Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»

Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.

Среди критериев оценки выделяют следующие:

Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.

      Кейс технологии  противопоставлены таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на вопросы педагога, пересказ текста и т.п.  Кейсы отличаются  от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).

       В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации (каких-то вводных данных)описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы

       Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

При использовании кейс–технологий в начальной школе у детей происходит

  ·       Развитие навыков анализа и критического мышления

 ·        Соединение теории и практики

 ·        Представление примеров принимаемых решений

 ·        Демонстрация различных позиций и точек зрения

 ·        Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

 Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

  ·        анализировать информацию,

 ·        сортировать ее для решения заданной задачи,

 ·        выявлять ключевые проблемы,

 ·        генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

 ·       выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

  Кроме того, дети:

 ·        Получают коммуникативные навыки

 ·        Развивают презентационные умения

 ·  Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения

 ·        Приобретают экспертные умения и навыки

 ·    Учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы

 ·        Изменяют мотивацию к обучению

       При активном ситуационном обучении участникам анализа предъявляются факты (события), связанные с некоторой ситуацией по ее состоянию на определенный момент времени . Задачей учащихся  является принятие рационального решения, действуя в рамках коллективного обсуждения возможных решений, т.е. игрового взаимодействия.

  К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:

  ·        метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)

 ·        метод инцидента;

 ·        метод ситуационно-ролевых игр;

 ·        метод разбора деловой корреспонденции;

 ·        игровое проектирование;

 ·        метод дискуссии.

        Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

В любой деятельности есть достоинства и недостатки. О достоинствах кейс-технологии сказано немало. Но стоит отметить, что выявлены и недостатки.

Рассмотрим таблицу:

Преимущества

Недостатки

Использование метода кейсов в программе тренинга или самостоятельно может дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, которые группе необходимо решить

Способность выявлять, анализировать и просчитывать каждый шаг, ведущий к решению, является одним из самых больших преимуществ метода кейса и в то же время – одним из его ограничений. При столкновении в реальности с проблемой, подобно той, которую человек решал на тренинге, у него может оказаться в распоряжении меньше времени, может не хватить знаний и не будут такие безопасные условия, чтобы справиться с ней.

Метод кейсов дает уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке тренинга, а не в реальной жизни с ее угрозами и риском. Он позволяет учиться без тревоги о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения

Временные рамки решения кейса не позволяют выработать какие-либо практические рекомендации.

Коммуникативная природа упражнений с помощью кейса предоставляет возможность быстрой, но достаточно полной оценки важности обсуждаемых проблем и предлагаемых решений

Потребность в реализме – постоянное условие любого упражнения в ситуационном анализе, и метод кейсов не является исключением из этого правила. Упражнение должно быть таким, чтобы участники могли идентифицировать себя с предлагаемыми ролями т справиться с ними. Оно должно вырабатывать требуемую модель поведения в условиях таких же установок и ограничений, которые могут возникнуть в реальной ситуации

Несмотря на недостатки, кейс-технология позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументированно высказать свою. С помощью этой технологии обучающие получают возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал и испытать успех, что способствует эффективному развитию мотивации к учению. Использование этого метода необходимо ещё и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебный процесс. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов на практике и в преподавании методических курсов по педагогике.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области