Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сценарий художественно-музыкальной композиции по мотивам хакасской легенды «Волшебный чатхан»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ФЕДОТОВА Светлана Анатольевна

преподаватель по классу

общего фортепиано

МАУДО «ДШИ № 9»

г. Красноярска

Сценарий художественно-музыкальной композиции по мотивам хакасской легенды «Волшебный чатхан» в рамках XVзимнего Суриковского фестиваля искусств в библиотеке им. М. Булгакова.

Старинная хакасская легенда «Волшебный чатхан»

Уже стало традицией проводить дни Суриковского Фестиваля Детской школы искусств № 9 совместно с библиотекой им. Булгакова. Праздничное мероприятие проходит в форме Арт-лаборатории, в котором принимают участие сотрудники библиотеки, музыкальное и художественное отделения ДШИ № 9. Тематика лаборатории соответствует различным периодам жизни и творчества нашего великого земляка Василия Ивановича Сурикова. В этом году мы постарались выявить самобытные картины и сюжеты из жизни художника хакасского периода. Так как Хакасия, ее природа, ее замечательные люди внесли новую струю в его жизнь и творчество. Легенды этого удивительного народа до сих пор удивляют своей открытостью, простодушием и одновременно глубокой мудростью. Одну из старинных легенд − «Волшебный чатхан» − мы покажем на Суриковском Фестивале. Учащиеся художественного отделения приготовили иллюстрации к этой сказке, а учащиеся музыкального отделения озвучили их с помощью музыкальных произведений.

Историческая справка

Когда Ермак пришел с Дона отвоевать Сибирь у Татарского хана Кучума, в его войске был есаул, по фамилии Суриков. Казаки осели в Сибири. И встали на сибирских реках крепости-остроги. Триста с лишним лет назад встал на Енисее острог Красноярск, окруженный рвом, обнесенный надежной бревенчатой стеной. Кругом были туземные племена киргизов, бурятов, монголов, от которых надо было обороняться. Казачий род Суриковых испокон веков нес караульную службу. При набегах кочевников на Караульном огне зажигали огонь. По особому старинному укладу жили казаки, передовая знания, традиции и обычаи своих предков. Так сложилось, что в роду Суриковых была склонность к «грудной болезни». многие из предков Сурикова часто умирали от чахотки. Отец художника Иван Васильевич даже попросился на службу из Красноярска в село Сухой Бузим, чтобы поправить здоровье сухим воздухом. Болезнь эта передалась и Василию Ивановичу Сурикову. А в годы обучения в Петербургской Художественной Академии (1873год) сырой климат вызвал обострение, Суриков почувствовал ухудшение здоровья. Было принято решение – летом Вася поедет в Сибирь под Минусинск. Будет пить кумыс, ездить верхом, дышать целебным степным теплым воздухом и рисовать с натуры. Суриков был счастлив, что поедет домой, увидится со своими, полечится на приволье в родных степях, да еще и попишет. И ведь действительно помогло! Благодаря этой поездке, Суриков навсегда полюбил Хакасию, ее бескрайние просторы, ее добродушный и гостеприимный народ, который он ласково называл Минусинскими татарами. Много времени Василий Иванович проводил за мольбертом. Рисовал он и хакасских жителей, где бывал в гостях, и упряжки лошадей, и очень много степных пейзажей, обрамленных Саянскими отрогами. Кумыс – целебное питье, кисловатое на вкус, он пенится, шипит и пьянит. Наливают его в кружку прямо из бурдюка, конского или козьего. Суриков каждый день ездил в табун к минусинским татарам пить кумыс. За два месяца испарина исчезла, покашливание прекратилось, слабости не стало. Грудную болезнь как рукой сняло. Степь к концу июля становилась рыжей. Воздух сухой, горячий, пахнет полынью, ветер теребит выгоревшие стебли. Чуть далее степь переходит в холмы, а за ними в лесистые отроги Саян. В горах между отрогами пролегают горные реки, шумят над головой столетние сосны и кедры, уйма зверья вокруг. В эту поездку Сибирь дала новое, еще не изведанное ощущение, она увела его вглубь веков, к представлениям, что намного шире, к древним истокам. Делая зарисовки хакасских жителей, он слушал их сказки с незатейливым на первый взгляд сюжетом. Он проникался их древними обычаями и сказаниями, где оживали каменные глыбы, шуршащие травы в степи, звезды, ветер, облака.

Хакасы – народ в России, коренное население республики Хакасия. В старину хакасов называли минусинскими татарами. Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводили лошадей, крупный рогатый скот и овец, поэтому хакасы иногда называли себя «трехстадным народом». Позднее среди них распространилось земледелие. Основной посевной культурой был ячмень. Хакасы также собирали кедровый орех. Зимой рацион хакасов составляли мясные блюда, летом – молочные. Главным напитком был айран из кислого молока. В эпоху средневековья хакасы образовали этнополитическое объединение Хонгорай. В 1727 году территория Хонгорая отошла к России. В 1876 году хакасы официально были обращены в православие, однако продолжали придерживаться традиционных верований. Шаманство возглавляло общие моления. Почитался дух неба, гор и рек. Как национальная святыня, почитался Борус – пятиглавая вершина на Западных Саянах. Большим уважением пользовались хайджи – сказители, сохранившие до наших дней хакасский героический эпос. Древние сказания исполнялись горловым пением под аккомпанемент чатхана – народного музыкального инструмента, выдолбленного из цельного куска кедра с протянутыми вдоль струнами из конских волос. По преданию послушать одаренных хайджи собирались различные духи – хозяева гор, лесов и рек. Из всех сказителей Хакасии самую громкую славу имел выдающийся хайджи Семен Кадышев (1885-1977), репертуар которого насчитывал свыше тридцати героических сказаний, десятки легенд и сказок.

ВОЛШЕБНЫЙ ЧАТХАН

Хакасская легенда

Жил один старик по имени Чат-хан. Был он пастухом – с утра до вечера пас в зеленых долинах стада. Трудная работа была у пастуха – целый день под палящим солнцем, то под проливным дождем. Не успеешь ночью отдохнуть, а на заре опять на пастбище идти. Долго думал Чат-хан, как облегчить тяжелую пастушескую жизнь. И вот однажды придумал: взял кусок звонкого кедра, выдолбил из него длинный ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть.

Вечером к Чат-хану пришли пастухи – послушать музыку. И так чудесно он играл на струнах, что птицы складывали в полете крылья, звери останавливали свой бег, а люди слушали, затаив дыхание, и сердца у них замирали от счастья. Теперь пастухи легко справлялись со своей работой. Только стадо разбредется по долине, как Чат-хан доставал свой музыкальный ящик, трогал волосяные струны, и стадо сова собиралось вокруг, чтобы послушать волшебную музыку.

Слава о чудесном инструменте разлетелась по всей Хакасской земле. Узнали о нем и разбойники – одноглазые великаны.

Однажды ночью они убили старика, а музыкальный ящик унесли с собой на большую гору. На вершине большой горы стоял дом одноглазых великанов. Рядом с домом была пещера – здесь великаны прятали украденную добычу. Раньше они нападали на стада, угоняли коров и овец. Теперь им в этом не было никакой надобности. Как только у великанов кончалась еда, они доставали музыкальный ящик, извлекали из ящика звуки, и животные, очарованные чудесной музыкой, сами приходили к разбойникам. Весело зажили одноглазые великаны – целыми днями пируют да песни орут. Не думали они, не гадали, что в ближайшем селении подрастает храбрый мальчик – внук того самого старика Чат-хана. Мальчик рос не по дням, а по часам. Он уже был хорошим охотником – его стрелы всегда достигали цели. Однажды, охотясь за дичью, он поднялся на вершину горы и увидел возле пещеры большой дом без окон. Из-за открытой двери он увидел как великаны готовили еду.

В доме все затихло, вдруг оттуда полилась чудесная музыка. Долетела она до пастбищ, и заржали лошади, замычали коровы, заблеяли овцы. Словно заколдованные, потянулись они на вершину горы. Разбойникам оставалось лишь отобрать из них самых упитанных и загнать в пещеру. Спрятавшись за валун, мальчик наблюдал, как одноглазые великаны резали животных и уносили мясо в дом. «Так вот куда наш скот девается! – с огорчением подумал мальчик. – А в селении говорят, что это волки крадут овец.

Хотя одноглазые чем-то похожи на волков». И вправду: вместо лиц у великанов была огромная пасть с двумя клыками. Во время еды они лязгали клыками, как волки.

Мальчик давно не видел столько еды. Он протянул из-за валуна стрелу и наколол на наконечник самый вкусный кусок – баранью печень. Поначалу разбойники ничего не заметили, но когда уселись пировать, заспорили кто это съел самый вкусный кусок?

Спорили они, спорили и решили перебрать куски. Перебрали – нет нигде печени. И тут самый старший сказал: «Все ясно. Это значит, что вырос внук Чат-хана. Он стащил печень. Надо его убить!». Выбежали одноглазые великаны из дома, побежали вниз к селению.

Мальчик переждал немного и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму, дно которой обрывалось в глубокое ущелье. Сверху он прикрыл ее ветками и присыпал землей. Затем достал музыкальный ящик деда и заиграл.

Услышали одноглазые великаны чудесные звуки и поспешили обратно. Только кинулись к двери, как тут же провалились в глубокое ущелье и разбились.

Мальчик снова взял в руки волшебный ящик и снова заиграл на нем. Открылась пещера, а оттуда валом повалили спасенные овцы и коровы.

С тех пор в народе волшебный ящик стали называть чат-ханом – в честь старика Чат-хана, а мальчика прозвали певцом – хайджи.

Литература:

1.Баташов, М.С. «Сказки народов севера». – Красноярск: ИД «Класс Плюс», 2018.

2.Кончаловская, Н.П. «Бесценный дар». – Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978.

3.Красноженова, М.В. «Сказки Красноярского края». – Красноярск: ООО «Красноярский Издательский Дом», 2002.

4.Смирнова, Г.А. «Сказки народов Сибири». – Красноярск: Витал, 1992.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области