Проект познавательно-исследовательский направленности по теме «Хлеб – всему голова»

Цель проекта формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол. Задачи проекта - Образовательные • формирование представлений о выращивании хлеба • расширить знания у детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека • обратить внимание на труд людей, выращивающих и обрабатывающих зерно. - Развивающие • развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать суждения • развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь. - Воспитательные • воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное автономное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан

«Санаторий для детей Радуга города Стерлитамак»

Проект

познавательно-исследовательский направленности

в группе № 4

по теме:

«Хлеб – всему голова»

Составила и провела:

Кострыгина Алена Николаевна,

воспитатель

Стерлитамак

2020 г.

Паспорт проекта

1.Название проекта: «Хлеб – всему голова».

2.Вид проекта: познавательно-исследовательский.

3.Продолжительность проекта: краткосрочный (с 02.11 по 07.11.2020 г.).

4.Цель проекта: формировать у детей представление о хлебе, как одном из величайших богатств на земле и как пришел хлеб к нам на стол.

5.Задачи проекта: 

- Образовательные:

• формирование представлений о выращивании хлеба;

• расширить знания у детей о значении хлеба как полезного необходимого продукта для жизни человека;

• обратить внимание на труд людей, выращивающих и обрабатывающих зерно.

- Развивающие:

• развивать способность детей давать эстетические оценки и высказывать суждения;

• развивать познавательный интерес, внимание, память, связную речь. 

- Воспитательные:

• воспитывать у детей бережное отношение, уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Возраст участников проекта: дети 7-10 лет.

Состав проектной группы: дети группы №4, отдыхающие в детском санатории Радуга, воспитатель.

Задачи для воспитателя:

• составить план проекта и осуществить его реализацию в разных видах детской деятельности;

• оказывать детям помощь в выявление проблемы, в поиске ее решения.

• ознакомление детей с художественной литературой.

6. Разработка проекта:

•Довести до детей важность проекта.

• Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу.

• Подобрать материал для творческой и игровой деятельности.

7. Актуальность проекта:

Младший школьный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы.

Хлеб издревле высоко ценился и почитался людьми. На Руси он считался главным богатством. К хлебу народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, а затем испечь хлеб. Также необходимо формировать представления у младших школьников о труде хлебороба, воспитанию уважительного отношения к людям, занятым приготовлением хлеба.

Предполагаемый результат: Обогащение знаний детей о том, как хлеб попадает на стол; кто заботится о том, чтобы мы могли приобрести его; знакомство с профессиями людей, участвующих в процессе изготовления хлебобулочных изделий; воспитывается бережное отношение к хлебу; понимание взаимосвязи «человек-природа».

Планируемые результаты развития интегративных качеств младшего школьника: проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, отвечает на вопросы воспитателя, проявляет интерес к окружающим предметам разной формы, проявляет положительные эмоции при физической активности.

8.Формы реализации проекта:

беседы с детьми;

игровая деятельность;

выполнение работ занятия по познавательному развитию;

по художественно-эстетическому развитию.

Этапы работы над проектом:

1 этап. Подготовительный:

2 этап. Практический:

3 этап. Заключительный:

ПЛАН реализации проекта.

День недели

Тема

Цель

Понедельник

02.11

Комплекс утренней гимнастики «Зернышки» (приложение №1)

Занятие по развитию речи. Чтение сказки «Колосок».

(приложение № 2)

Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Поднять детям с утра настроение.

Познакомить детей с содержанием сказки «Колосок», учить оценивать героев сказки, воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков, прослушанного произведения, развивать внимание, память, речь.

Вторник

03.11

Беседа «Хлеб – всему голова»

(Приложение № 3)

Рассматривание и сравнение зерен пшеницы, ржи, овса.

Дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знание о  долгом   пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Среда

04.11

Занятие по рисованию «Колоски» (нетрадиционная техника рисования – ватными палочками)

(Приложение № 4)

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

Четверг

05.11

Занятие по лепке из соленого теста «Испекли мы каравай»

(Приложение №5)

Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами. Закрепить умение раскатывать шар и сплющивать его, аккуратно пользоваться массой для лепки. Закрепить знание основных форм хлебной продукции и ее цветовой гамме.

Пятница

06.11

Мероприятие игра-путешествие «Хлеб-наше богатство» (Приложение №6)

Закрепить знания детей о пройденном материале, развитие познавательной активности, любознательности, логического мышления младших школьников посредством вовлечения в интеллектуальную игровую деятельность.

Суббота

07.11

Презентация, выставка работ.

Подведение итогов проекта.

Итог: Цель проекта достигнута. Дети получили в игровой и занимательной форме новые для себя знания, участвовали, совместно с воспитателем в познавательно-исследовательской деятельности. По общему мнению, подобные проекты занимательны и интересны детям.

Список литература:

1. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас. Учим чувствовать, познавать и действовать, М.: «Просвещение», 2004.

2. Данюкова А. Вы любите проекты? //Обруч. -2001. -№4.-с. 11-13.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.

4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.

5. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей/ Сост. Л.А. Владимирская. - Волгоград: учитель, 2004. - 160с.

6. Тамбиев А.Х. Экологическая азбука для детей: Растения. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32с.

7. Е.Трутнева «Дождик, дождик, поливай – будет хлеба каравай».

8. К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка».

9. Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

10. И. Токмакова «Что такое хлеб».

11. Сказки: «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок».

Приложение 1

Утренняя гимнастика «Зернышки».

Цель: Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Доставить детям радость.

Поднять эмоциональный и мышечный тонус.

Зарядка:

Давайте представим, что мы зернышки

Зернышко какое? (маленькое) Покажите (показ руками)

Мы тоже маленькие (приседаем)

Зернышко посадили в землю (показ руками)

Садим в землю зернышко

Зернышко растет медленно

Выше, выше, выше (приподнимаемся), встаём.

Вот какие колоски высокие (тянем руки вверх).

Колоски тянут ручки к солнышку

Подул на колосочек ветер (машем руками),

Ветер дует нам в лицо (качаемся).

Закачался колосок

Ветер тише, тише, тише (встаем на носочки).

Колосок всё выше, выше, выше

Приезжали комбайны (показать движения).

И срезали колоски

Приехали машины

Повезли зерно на мельницу

Зерна мелют на муку

Получилось много муки

Из муки пекарь печёт пироги.

Приложение 2

Конспект занятия по развитию речи

Чтение сказки «Колосок».

Цель: познакомить детей с содержанием сказки «Колосок», учить детей оценивать героев персонажей, воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков, прослушанного произведения, развивать внимание, память, речь.

Задачи:

Образовательные.

- Учить детей составлять пересказ украинской народной сказки «Колосок» логично, последовательно, близко к тексту с опорой на иллюстрации.

- Учить отвечать на вопросы полными предложениями.

Развивающие:

- Развивать речь и обогащать словарный запас детей.

- Упражнять в согласовании глаголов и существительных.

Воспитательные:

- Воспитывать желание говорить правильно.

- Воспитывать активность на занятиях.

- Воспитывать интерес к ответам товарищей.

Ход занятия:

Приветствие.

Все в сборе взрослые и дети, мы можем начинать,

но для начала здравствуйте, нужно нам сказать

Мы друг другу улыбнёмся, головками кивнём

И с хорошим настроеньем сказку слушать мы начнём.

Сказка называется Колосок.

А что такое колосок – это соцветие с зёрнышками на стебельке – соломинке. В сказке нам встретятся слова молотить – выбивать из колоска зёрна, мельница – здание в котором из зёрен делают муку, молоть – превращать зёрна в муку.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

            Отгадать легко и быстро:

            Мягкий, пышный и душистый,

            Он и чёрный, он и белый,

            А бывает подгорелый.

            Без него плохой обед,

            Вкусней его на свете нет!    (Хлеб)

Из муки делают тесто и пекут хлеб, пирожки, булочки.

Чтение сказки «Колосок»

Упражнение колоски:

По весне поле вспахали.                  (трут ладошки друг о друга)

Зерном поле засевали.                          («сеют»)

Солнце припекает.                                (руки вверх, пальцы растопырены)

Землю согревает.                                  

Высоко поднялись колоски.                 (встали на носочки, руки вверх)

К солнцу тянуться они.

Ветер налетает, колоски качает.          (руки качать над головой)

А как дождик пойдет,

Рожь водицу пьет и пьет.

Вот какая нива, до чего красива!!

Подведение итогов (Обсуждение сказки):

Как звали мышат?

Что нашел Петушок?

Что делали мышата все время, пока Петушок трудился?

Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Почему у мышат голос становился всё тише? (Им было стыдно) Почему?

На какого героя сказки вы хотели бы быть похожи, почему?    

Давайте научим героев сказки «волшебным словам»:

Игра «Доскажи словечко»

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…. СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень, когда услышит …… ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Когда нас бранят за шалости, мы говорим ….. ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

Закончились наши задания, мы скажем гостям…… ДО СВИДАНИЯ.    

Приложение 3

Беседа «Хлеб - всему голова!».

Цель: дать представление детям, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; закрепить знание о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Задачи:

Образовательные:

- Уточнить представление о хлебе, продолжать обогащать представление детей о профессиях.

Развивающие:

- Развивать любознательность детей, мышление, мелкую моторику.

Речевые: 

- Обогащать словарь: хлеборобы, агроном, тракторист, комбайнер, грузчик, мукомол, пекарь.

Воспитательные: 

- Воспитывать бережное отношение к хлебу, умение им дорожить.

Демонстрационный материал: Иллюстрации, изображающие пахоту, сев, хлеб растет, жатва, помол зерна, приготовление теста, в печи, на прилавках.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа, рассматривание иллюстраций и беседа с ними, физкультминутка «Печём пироги»,

анализ, подведение итога.

Ход беседы:

Воспитатель. Здравствуйте ребята, сегодня мы отправимся в чудесный магазин «Колос».

Посмотрите, как много хлебобулочных изделий!  Давайте, назовём их. (Ответы детей)

-Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зёрна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, из муки месить тесто.

Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользовался почётом и уважением. Даже пословицы сложили. Всем нам знакомые слова: «Хлеб - всему голова!», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет хлеб, будет и обед», «Хлеб на столе, как и стол - престол, а хлеба ни куска, то и стол - доска».

- Раньше, дети, хлеб пекли только ржаной (чёрный). Люди говорили: «Ржаной хлебушка - калачу дедушка».

                                                 Каравай

                                               Вот лежит каравай

                                               У меня на столе.

                                               Чёрный хлеб на столе-

                                               Нет вкусней на земле.

                                                           (С.Погореловский.)

-Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы и т.д.  И такой хлебушек давали по маленькому кусочку (125г) на весь день. Тяжело было без хлеба во время войны. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.

- Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь хлеб прошёл долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А вы знаете, дети, кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)

                                                     ХЛЕБ.

                                          Хлеб ржаной, батоны, булки

                                         Не добудешь на прогулке.

                                          Люди хлеб в полях лелеют,

                                         Сил для хлеба не жалеют.

                                                                           (Я.Аким.)

-На бескрайних полях хлеборобы выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день у нас в столовой, в детском санатории пахнет душистым свежим хлебом.

-Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба.

 Агроном, тракторист, комбайнёр, шофёр, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.

-Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной,  когда снег растает, земля наберёт сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

                                   Руки человека

                        Я помню, как руки трудились упорно,

                       Чтоб в землю посеять янтарные зёрна.

                                                                 (Я.Дягутите.)

-Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца. Растут под привольным ветром всё лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжёлыми. Новые заботы у хлебороба, как бы колосья не сломались и не полегли.

-С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время, осыплется зерно, пропадёт урожай. От комбайнёров тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

                                            Вот он, хлебушек душистый

                                            С хрупкой корочкой витой.

                                            Вот он, тёплый, золотистый,

                                           Словно солнцем налитой.

                                            И в каждый дом, на каждый стол

                                            Он пожаловал, пришёл.

                                             В нём здоровье, наша сила,

                                             В нём чудесное тепло.

                                            Сколько рук его растило,

                                             Сохраняло, сберегло.

                                                         ( С.Погореловский.)

-Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (руки агронома, комбайнёра, шофёра, мельника, пекаря, продавца и т. д.)

-Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы пекли вам что-нибудь? А вы помогали им? А сейчас, дети, мы с вами испечём пироги своими руками и заодно отдохнём.

 Физкультминутка «ПЕЧЁМ ПИРОГИ»

-Засучили рукава - всыпали муку - налили воду - добавили соль - взбили яйцо- перемешали - побили тесто- раскатали- нарезали- налепили пирожков- разложили на противень- поставили печь- испекли- понюхали- взяли все по пирожку- съели.

Воспитатель: Ребята, что вы узнали сегодня?

Дети: Узнали, что нельзя разбрасывать хлеб, нужно относиться к нему бережно, потому что хлеб на стол попадает благодаря труду хлеборобов. Очень длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть на наш стол.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь вы знаете, почему хлеб – всему голова.

Приложение 4

Конспект занятия по нетрадиционному

рисованию ватными палочками

на тему «Колоски».


Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками.
Задачи:
Образовательные:

- знакомить с нетрадиционной техникой - рисование ватными палочками,
формировать чувство композиции;

- закреплять знание цветов;

- расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать.
Развивающие:
- развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге,

- развивать мелкую моторику рук,

- развивать внимание и мышление.

Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: рассматривание колосков, рассматривание иллюстраций.
Материалы и оборудование: альбомный лист, ватные палочки, гуашь жёлтого цвета, салфетки, игрушка – петушок.

Ход занятия:

- Ребята, кто-то к нам стучится? И кто же к нам пришёл в гости? (дети отвечают) (Петушок)

- Ребята, посмотрите, петушок почему-то расстроен. А расстроился он ребята, потому он нашел только один колосок. Дело в том, что у Петушка скоро день рождения и ему нужны колоски, чтобы из них сделать муку и испечь каравай.

- А может Петушок, из одного колоска сделать каравай? (Нет)

- Почему? (В одном колоске мало зернышек, а значит получиться мало муки)
- Как же помочь Петушку? (Подарить ему колоски)

- А как мы можем сделать много колосков? (вылепить, нарисовать, вырезать)
- Посмотрите на стол, и вы узнаете, чем мы будем работать и что делать (рисовать)
- Давайте мы сегодня с вами сделаем много колосков. Вот посмотрите, какие они, какая форма у зернышек, какой цвет, как они расположены, их размер?
(Рассматривание колосков, трогают ручками, и отмечают: форма зернышек овальная; цвет – желтый, светло коричневый; расположены - один за другим; размер – маленькие).

- Каждый из вас нарисует колоски и подарит их петушку. Согласны?
- Прежде чем начать давайте разомнёмся немного.

Физкультминутка «Колосок».

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели).

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются и поднимают руки).

Много-много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперед).

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели).

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот, сколько их растет (взялись за руки в кружок).

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим).

Как один я, столько хлеба соберу (развели руки в сторону).

На моей ладошке хлебное зерно (показали на ладошке зерно).

Посажу-ка в землю, пусть растет оно (присели на корточки).

- Теперь ребятки проходим за столы, давайте вспомним, как надо сидеть, когда рисуем.

- Посмотрите, какие шаблоны у вас на столах.

- Итак, берём в руки ватную палочку, слегка её мочим в водичке, лишнюю капельку отжимаем о край стаканчика, набираем гуашь.
- Находим середину стебля и ставим точку.

- От этой точки вверх по разные стороны стебелька рисуем кармашки, в которых находятся зёрнышки. Прикладываем ватную палочку к бумаге и сразу же убираем. Получается ровный, красивый отпечаток.
- Но по одному колоску будет мало, давайте нарисуем ещё по два колоска, получится у нас по три колоска – букетик.

Воспитатель рисует на мольберте и комментирует.
Дети рисуют самостоятельно по образцу.

- Вот что получилось (образец, работы детей).

- Вот теперь Петушку хватит и на каравай и на пироги.
Петушок любуется работами детей, хвалит ребят и благодарит их за помощь!
Петушок говорит: «Спасибо ребята за колоски, теперь мне пора домой, до свидания».

Приложение 5

Конспект занятия по лепке

из соленого теста

по теме: «Испекли мы каравай».

Цели: Формировать интерес к лепке. Продолжать знакомить детей с соленым тестом и его свойствами. Закрепить умение раскатывать шар, умение сплющивать шар.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять умение аккуратно пользоваться массой для лепки.

- Закрепить знание основных цветов, знание о форме.

- Обогащение активного словаря.

Развивающие:

- Развить мелкую моторику, воображение, речь.

- Вызвать у детей желание делать приятное.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность при выполнении работ.

- Воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

Материал. Соленое тесто, доска для лепки, салфетка, поднос, книга, куклы настольного театра «Колобок», музыкальное сопровождение.

Предварительная работа. Чтение сказки «Колобок», разучивание пальчиковой гимнастики.

Приемы лепки: отщипывание, скатывание, раскатывание, надавливание.

Ход занятия:

В. Давайте поздороваемся.

Д. Здравствуйте.

В. Ребята, посмотрите, здесь лежит какая-то книга.

Это не простая книга, а книга сказок. Какая она красивая, и наверное очень интересная Вы любите слушать сказки?

Д. Да.

В. А вы хотите оказаться в сказке.

Д. Да

В. Чтобы попасть в сказку нам надо произнести волшебные слова.

Наши уши слышат стук. Тук-тук-тук.

Вот ладошки шуршат,

Наши пальчики трещат.

Ты в ладошки громко бей,

А теперь ты их согрей

Повернулись, покружились, в сказке очутились.

В. Вот мы и в сказке

На столе стоят куклы настольного театра бабушка и дедушка.

В. Посмотрите, в сказке нас встречают бабушка и дедушка.

Давайте присядем и посмотрим тихо-тихо, может, узнаем в какой мы сказке, и узнаем, что будет дальше.

В. Наша сказка продолжается. Слушайте внимательно.

Дед и баба за столом

Как – то пили чай вдвоём

Говорит старик старушке.

Надоели мне ватрушки

Булки, яблочный пирог,

Испеки-ка колобок

Баба тесто замесила

Печку жарко истопила

Не прошло и двух часов

Колобок уже готов.

Бабушка из печки вынимает колобка.

В. Ребята, а какой получился у бабушки колобок?

Д. Круглый, жёлтый, симпатичный, весёлый.

В. А колобок то горячий, а давайте подуем на него чтобы он скорее остыл, но почему-то он до сих пор горячий, придётся всё же его положить на окошко остынуть.

Положили колобок

остывать к окошку

Колобок с окошка скок

Прямо на дорожку

Покатился по лужайке

покатился в лес густой.

Смотрит бабушка, а колобка и нет. Загоревала бабуля: чем теперь я буду кормить дедушку, останется же теперь он голодный.

Ребятки, давайте дружно поможем бабушке слепить пирожки и булочки. Порадуем бабушку и дедушку.

Дети садятся за стол лепить пирожки и булочки.

В. Бабушка сначала замесила тесто, мы тоже сделаем как она.

В. Чтобы наши пирожки и булочки были красивыми, давайте скажем

Крутим, крутим кругляшок, получился пирожок.

В. Мы слепили наши пирожки и булочки, теперь надо испечь, положим их на поднос, и поставим в печку. Скажем печке волшебные слова, в сказке без волшебных слов никак. А какие волшебное слово скажем.

Д. Пожалуйста, печка испеки нам наши пирожки и булочки!

В. Пока наши пирожки и булочки пекутся, мы немного поиграем.

Игра называется «Собери колоски»

Чтобы новый хлеб испечь, пышен и высок,
Надо в поле уберечь каждый колосок!

Участники игры с завязанными глазами должны за определенное время (одну минуту) собрать как можно больше «колосков». В качестве «колосков» используются муляжи изделий из хлеба, которые собираются в пластмассовую корзину небольшого размера.

Слышится стук. Тук тук-тук.

В. Кто же это к нам спешит, кто же это к нам стучит, вы не знаете?

Заносятся настольные куклы зайца и волка.

В. Они говорят, что в округе очень вкусно пахнет, они решили заглянуть к нам, может их тоже угостят, так же лиса сказала, что тут пекутся очень вкусные пирожки и пирожки и булочки. А откуда она знает, что здесь пекутся вкусные пирожки и булочки, а наверное она съела того колобка которого испекла бабуля.

Эта рыжая плутовка

Всех обманывает ловко

Ну, а бедный колобок

Был всего лишь пирожок

Пирожки пекут, чтоб кушать,

Не жалей его дружок!

В. Угостим лесных гостей пирожками и булочками.

Д. Да. (Дети угощают зверей пирожками и булочками)

В. Ну вот, и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь нам пора возвращаться из сказки. Покружились, повернулись и обратно мы вернулись.

Приложение 6

Конспект мероприятия

игра-путешествие «Хлеб – наше богатство».

Цель: развитие познавательной активности, любознательности, логического мышления младших школьников посредством вовлечения в интеллектуальную игровую деятельность.

 Задачи:

Участники: младшие школьники (команды по 6-7 человек).

Оборудование: звуковой сигнал, маршрутные листы, таблички с названиями станций, карточки с заданиями, наградные материалы.

  Ход мероприятия:

1. Вступительное слово ведущего

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии – интерактивной игре, посвященной Всемирному дню хлеба, «Хлеб – наше богатство».

Действительно, хлеб — это один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй, не обходится ни один день нашей жизни. Поэтому не удивительно, что у него есть свой праздник — Всемирный день хлеба, который отмечается 16 октября.

Сегодня в игровое путешествие «Хлеб - наше богатство» отправятся команды самых активных и любознательных участников.

2. Представление команд и жюри

Уважаемые команды, давайте познакомимся.

Первая команда ….

Вторая команда, вам слово … и др. /команды представляют свои визитки, ведущий выдает маршрутные листы/ 

Оценивать состязания команд участников на всех этапах игры-путешествия будет компетентное жюри в составе: … … …  /ведущий представляет жюри/

  3. Ознакомление с правилами игры-путешествия

Игра проводится по этапам (станциям). На каждой станции команды выполняют задания, получая баллы за правильные ответы. Баллы

проставляются в маршрутные листы.

Все команды начинают путешествие одновременно согласно своим маршрутным листам. У каждой команды свой маршрут. Переход на каждый последующий этап (станцию) осуществляется по звуковому сигналу.

На каждый этап командам отводится 4 минуты (с учетом времени перехода): чем быстрее команда перешла на следующий этап, тем больше времени останется на выполнение задания.

По прохождении всех этапов капитаны команд сдают маршрутные листы членам жюри. Подводятся итоги игры. Победителем признается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

  4. Конкурсная программа

Станция «Загадочная»

Задание: отгадать загадки.

Достижение: правильный ответ — 1 балл.

Парикмахер необычный

Гладко чуб стрижет пшеничный,

И лежат за ним вразброс

Копны золотых волос (Комбайн)

В кусочке сдобного теста

Нашлось для начинки место,

Внутри него не бывает пусто —

Есть мясо или капуста (Пирожок)

Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он.

Это — нарезной (Батон)

Он — сильней десятка коней:

Где в полях пройдет весной

Летом хлеб встает стеной (Трактор)

За железным конем

Ящик тащится с зерном,

Сквозь дырявое дно

Высыпается зерно (Сеялка)

Из меня пекут ватрушки.

И оладья, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (Мука)

Без выходных из года в год

Работает хлебозавод.

Ванилью пахнет улочка,

Когда печется… (Булочка)

В море этом колоски,

Здесь ни сельди, ни трески,

Только ветер гладит

Их густые пряди! (Поле пшеницы/ржи)

Тесто заварено прямо на печке.

Белый пшеничный хлебец, как колечко.

Ешь ты и вечером, и спозаранку

Сладкую, сытную чудо-… (Баранку)

Если буханку ножом измельчить,

Эти кусочки в печи подсушить,

Смело с собою в поход их бери,

Ведь получаешь всегда… (Сухари)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня (Тесто)

Он всегда на вкус прекрасный,

Сам собою и под маслом!

Без него любой народ

Не «сварганит» бутерброд! (Кусочек хлеба)

Станция «Порядковая»

Задание: разложить карточки, выстроив все действия по порядку.

Достижение: команда получает 7 баллов, если очередность действий
не нарушена; если есть нарушения, то команда получает столько баллов, сколько действий выстроено в правильном порядке до первого нарушения.

ПОСЕВ ЗЕРНА

УХОД ЗА ЗЁРНАМИ

ПОМОЛ ЗЕРНА В МУКУ

ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

СБОР УРОЖАЯ

ВСПАШКА ЗЕМЛИ

ЗАМЕС ТЕСТА

 Станция «Ассоциативная»

Задание: на каждую букву слова «ХЛЕБ» написать слова-ассоциации, связанные с хлебом и его производством.

Достижение: 1 слово — 1 балл.

Например:

Х — хруст, хала, хлебцы, хлебница, хлебороб

Л – лепешка, лаваш, ломоть, (ломтик)

Е – еда

Б – богатство, батон, булка, бутерброд, буханка, бублик, багет, блокада

Х

Л

Е

Б

 Станция «Шифровальная»

Задание: вытягивая по одной карточке, разгадать ребусы.

Достижение: правильный ответ — 1 балл.

Станция «Вопросительная»

Задание: ответить на вопросы.

Достижение: правильный ответ — 1 балл.

Назовите хлеб ласково (хлебушек)

Поджаристая часть хлеба (корочка)

После его съедания остается только дырка (бублик)

Самая маленькая частица хлеба (крошка)

Детская хороводная игра, получившая название в честь хлеба (каравай)

Какой хлеб пекут на пасху? (кулич)

Сказочный персонаж из теста (колобок)

Часть хлеба, которая находится внутри (мякиш)

У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка

От рождения седая мать по имени... (мука)

Как называется смесь из воды, муки, соли, яиц? (тесто)

Добавляют в тесто, чтобы оно увеличилось в размере (дрожжи)

Как называют хранилище для зерна: эскалатор, элеватор, экскаватор? (элеватор)

Чем принято есть хлеб? (руками)

Как называется старый засохший хлеб? (чёрствый)

Витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмерку (крендель)

Плоское изделие из теста, род сладкой лепёшки (корж)

Изготовление какого продукта часто не удается с первой попытки? (блины)

Длинная узкая французская булка (багет)

В перевод с немецкого: хлеб с маслом (бутерброд)

Как правильно надо есть бутерброд по мнению кота Матроскина (колбасой вниз)

 Станция «Профессиональная» (для капитанов команд)

Задание: отметить из предложенного перечня профессий те, которые, так или иначе, связаны с хлебом.

Достижение: 1 профессия — 1 балл.

портной

столяр

тракторист

пекарь,

инженер

мельник

хлебороб

сталевар

пианист

машинист

хлебопек

астроном

шофёр

учитель

агроном

артист

продавец

комбайнер

кондуктор

мукомол

Станция «Народная»

Задание: собрать пословицы/поговорки о хлебе.

Достижение: 1 пословица/поговорка — 1 балл.

БЕЗ ПЕЧКИ ХОЛОДНО ─

БЕЗ ХЛЕБА ГОЛОДНО

БЕЗ ЗОЛОТА ПРОЖИВЕШЬ,

А БЕЗ ХЛЕБА – НЕТ

ПОТ НА СПИНЕ,

ТАК И ХЛЕБ НА СТОЛЕ

И ОБЕД НЕ В ОБЕД,

КОЛИ ХЛЕБА НЕТ

БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО,

А БЕЗ СОЛИ НЕСЛАДКО

БЫЛА БЫ МУКА ДА СИТО,

И САМА Б Я БЫЛА СЫТА

ПОЕЗЖАЙ НА ДЕНЬ,

А БЕРИ ХЛЕБА НА НЕДЕЛЮ

ХЛЕБ В ЗАКРОМАХ,

СЧАСТЬЕ В ДОМАХ

ГОЛОДНОЙ КУМЕ

ВСЁ ХЛЕБ НА УМЕ

5. Подведение итогов. Награждение победителей

Во все времена к хлебу было особое бережное отношение. И такое уважение к хлебу должно быть всегда. А как же иначе, ведь он — всему голова!

Хлеб наш берегите! Хлеб наш уважайте!

Хлебом не сорите! С хлебом не играйте!

Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!

Приложение 7

Дополнительный материал по проекту.

Анкета опроса учащихся младших классов

Ребята мы работаем над проектом и будем с вами говорить о хлебе. Пожалуйста, ответьте честно на наши вопросы.

1.Какой хлеб вы любите?

Ржаной _____________________________________________

Пшеничный _________________________________________

2. С чем вы любите кушать хлеб?

а) С первыми блюдами (суп, борщ) ______________________

б) Со вторыми блюдами (пюре, макароны, рис) ____________

в) С салатами ________________________________________

г) Бутерброды________________________________________

3.Съедаете ли вы хлеб в нашей столовой за обедом?

Да_________________________________________________

Нет________________________________________________

4.Могли бы вы обойтись без хлеба за столом?

Да_________________________________________________

Нет________________________________________________

5. Что вы делаете с остатками хлеба дома?

а) Делаем сухари____________________________________

б) Отдаем птицам или животным______________________

в) Делаем квас______________________________________

г) Выбрасываем_____________________________________

6. Надо ли беречь хлеб?

Да________________________________________________

Нет_______________________________________________

Спасибо!

История возникновения хлеба.

15 тысяч лет назад люди заметили, что из одного зерна может вырасти больше зерен и, что их можно есть. Спустя несколько столетий люди начали сажать зерна в землю и выращивать пшеницу и ячмень. Люди ели эти зерна, смочив водой. Прошло еще много-много лет, когда человек научился делать хлеб похожий на наш нынешний.

Легенда о хлебе.

Существует легенда о том, как человек стал печь хлеб.

Это было давно, во времена каменного века. Однажды на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, люди смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок пшеничной каши у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил людей печь хлеб.

Как выращивали хлеб в старину?

Но даже спустя много лет хлеб сажали и выпекали вручную. Тяжело было выращивать хлеб крестьянам. Все делали вручную. И пахали, и сажали, и молотили, и пекли.

Выращивание хлеба в наше время.

Сейчас в России хлеб выращивают почти во всех областях. Сегодня много за людей делают машины. Поля вспахивают тракторами, сеют пшеницу и рожь сеялками, убирают зрелые колосья комбайнами. Затем на механизированных мельницах зерно перемалывают в муку и везут на хлебозавод.

Как пекут хлеб на хлебозаводе.

На хлебозаводах хлеб выпекают тоже с помощью машин. Сначала замешивают тесто. Тесто делают из муки, воды, соли, масла, сахара и дрожжей. Затем машина замешивает тесто, тесто «подходит» около 2 часов, затем выпекается в большой печи. После выпечки батоны и буханки должны остыть. Только тогда их упаковывают в полиэтиленовые пакеты, на которых ставится дата изготовления. Срок годности хлеба не большой - 3 дня, поэтому хлеб сразу отправляют на хлебных машинах в магазины.

Витаминный состав и польза хлеба.

Чтобы изготовить 1 батон хлеба требуется 1200 зёрен.

Хлеб, который получается, очень полезен для человека.

Он состоит из многих витаминов.

Хлеб полезен для сердечно-сосудистой, пищеварительной и нервной системы человека.

Кто выращивает хлеб?

Мы узнали, что причастны к изготовлению хлеба люди почти всех профессий. В поле трудятся: хлебороб, механизатор, агроном, комбайнер, тракторист, на мельнице: мельник, на хлебозаводе: пекарь, тестовод, формовщик, упаковщик, помогают им - шофер, грузчик, наладчик оборудования, электрик, водопроводчик, экономист, бухгалтер, химик-лаборант, а также животноводы и растениеводы. Продают хлеб продавцы. Но всех их учит учитель, помогает сохранять здоровье врач. Чтобы им хорошо жилось, дома делает строитель. И так можно много продолжать.

Сегодня в нашей стране выращивают больше 100 млн. тонн зерна в год. Известно более 700 видов хлебобулочных изделий.

Как выращивали и берегли хлеб в Великую Отечественную войну?

Тяжело доставался хлеб в годы Великой Отечественной войны. Хлеба не хватало, сеять его было некому. Все уходили защищать Родину на фронт. Хлеб выращивали и пекли женщины и дети. Состав хлеба очень отличался от нынешнего. Он по виду был совсем не похож на тот, который мы сейчас видим на своем столе. Хлеб пекли из жмыхов овсяной муки, а ещё добавляли лебеду и мелкие опилки, хвою, кору деревьев, картофель. Был и свекольный хлеб. И все равно и такой хлеб люди очень берегли.

В блокадном Ленинграде на день выдавалось 125 граммов хлеба, и больше никакой еды не было. Взрослые старались отдать свой хлеб детям. За годы блокады в Ленинграде от голода погибло более 600 тысяч человек.

Так повелось на Руси (традиции, связанные с хлебом).

Очень много с хлебом связано традиций на Руси. Встречали гостей хлебом-солью, если люди преломили кусок хлеба, то они считались друзьями на всю жизнь, самым большим грехом считается наступить даже на крошечку хлеба.

Народная мудрость о хлебе:

Пшеница колосится - жизнь веселится.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Хлеб всему голова!

«Хлебные правила»

Хлеб на Руси всегда почитался святыней. Хлеб – благодать Божья!

Соблюдать свод хлебных правил – быть в достатке и жить без бед.

Пекли хлеб в каждой избе приговаривая «Печка-матушка, прикрой мой хлеб, испеки по-хорошему». Выпекание хлеба нужно было делать, благословясь. Муку и тесто перед выпеканием крестили.

Выбрасывать хлеб считалось тяжким, непростительным грехом.

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть. Верхней коркой вниз положить – святотатство совершить. Калачи и пироги приготовлялись мастерами лишь по особенным праздничкам. Куличи – особый хлеб. Христиане его считают телом Христа. Кулич должен быть освящен в церкви и съеден только в светлое Христово Воскресенье.

Стихи о хлебе.

Вот он Хлебушек душистый,

 Вот он, теплый, золотистый.

 В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

 В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, 

Вырастай богатырем! (С. Погореловский)

***

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

***

Я вспоминаю хлеб блокадных лет

Который в детском доме нам давали

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали,

Хлеб был с мякиною, мокухой и ботвой,

С корой. Колючий, так, что режет десна.

На праздник, очень редко – чистый просто. (Лидия Хямелина)

***

- Берегите, дети, хлеб,
Не выбрасывайте,-
Говорил нам часто дед,
Ох, неласково.
- Даже если упадёт –
Поднимите,
Каждой крошечке – почёт 
Окажите.
Непростая хлеб еда – он 
Святой,
Это вам не ерунда – хлеб – 
Герой.
Он от смерти нас спасал
В тяжкий час,
Волю к жизни возвращал
Много раз.
Помню, как во времена
Лихой беды,
Хлеб пекли из лебеды
И воды,
Вместо соли подмешав 
В него - слезы,
Кто отведал этот хлеб, тот 
Окреп,
Встал стеною для отважных
Побед,
Одолеем мы врага с ним
Всегда!
Непростая хлеб еда -
Божий дар,
Силу солнца и земли хлеб
Вобрал. (Е. Красавина)

***

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной!

 Говорим мы: «Берегите.

 Берегите Хлеб родной…

 Не мечтали мы о чуде.

 К нам с полей живая речь:

 «Берегите хлеб, вы – люди!

 Научитесь хлеб беречь». (Н Тихонов)

Пословицы и поговорки о хлебе.

Пшеница колосится - жизнь веселится.

Землю уважай - она даст урожай.

Глубже пахать - больше хлеба иметь.

Хлеб от земли, сила от хлеба.

Пот на спине, так и хлеб на столе.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.

Хлеб бросать — труд не уважать.

Щи с мясом, а нет, так и хлеб с квасом.

Чужой хлеб слаще калача.

Чужой хлеб петухом в горле запоет.

Чужой хлеб вкусен.

Человек хлебом живет, а не промыслом.

Худ обед, коли хлеба нет.

Хлебушко — калачу дедушка.

Хлебу — мера, деньгам — счет.

Хлеб-соль платежом красна.

Хлеб-соль не бранит.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеб-соль и во сне хорошо.

Хлеб-соль ешь, а правду говори.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

Хлеб-соль дружбу водит, а ссору выводит.

Хлебом люди не шутят.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

Хлеба нет, так и друзей не бывало.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеб с солью не бранится.

Хлеб с водою, да пирог с лихвою.

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Хлеб наш насущный — хоть черный, да вкусный.

Хлеб на хлеб сеять — ни молотить, ни веять.

Хлеб на стол — и стоп престол, а хлеба ни куска — и стол доска.

Хлеб за брюхом не гоняется, а брюхо за хлебом.

Хлеб да вода — здоровая еда.

Хлеб греет, не шуба.

Хлеб вскормит, вода вспоит.

Хлеб всему голова.

Хлеб везде хорош, и у нас, и за морем.

Хлеб в человеке - воин.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб бросать - труд не уважать.

Хлеб батюшка, водица матушка.

Хлеб — кормилец.

Хлеб — дар божий, отец, кормилец.

Хлеб — батюшко, вода — матушка.

У хлеба не без крох.

У меня хлеб чистый, квас кислый, нож острый, черен пестрый, отрежу гладко, так, что глядеть сладко.

Слову — вера, хлебу — мера, деньгам — счет.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Родится роток – родится и кусок. 

Родился бы человек, а краюшка хлеба готова.

Ржаной хлеб всему голова.

Не будет хлеба, не будет и обеда.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

Временами и ломоть за целый хлеб.

Без хлеба сыт не будешь; про то, чего не было, песню не споешь.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Без хлеба нет обеда.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Без хлеба живот никогда не живет.

Без хлеба да без каши — ни во что и труды наши.

Без хлеба все приестся.

Без хлеба — смерть, без соли — смех.

Без хлеба — половина обеда.

Без соли не вкусно, без хлеба — не сытно.

Без денег проживу, а без хлеба не проживу.

Баловством хлеба не добудешь.

Загадки о хлебе.

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.

Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый ... .

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. 
(Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(Хлеб)

Круглобок и маслян он, 
В меру крут, посолен, -
Пахнет солнечным теплом, 
Пахнет знойным полем. 
(Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. 

(Хлеб)

Вот он –
Тёплый, золотистый. 
В каждый дом, 
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.

В нем – Здоровье, наша сила, 
В нем – Чудесное тепло. 
Сколько рук
Его растило, Охраняло, берегло! 

(Хлеб)

Художники о хлебе.

И. Шишкин. «Рожь» Г. Мясоедов. «Косцы»

К.Дацюк. «Хлеб на столе» К. Дацюк. «Деревенский натюрморт»





Время Знаний

Россия, 2015-2021 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.04.2021


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.