КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Полякова Н.В. – учитель физкультуры
Дрожжина С.С. – учитель начальных классов
УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Реформы в системе образования привели к возникновению сложной ситуации, в которой ребенок оказался по сути заложников идей и амбиций чиновников-новаторов, наращивающих темп и интенсивность обучения без учета сложившегося катастрофического положения со здоровьем школьников. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков количество здоровых школьников составляет всего лишь около 10 %. Среди детей, поступающих в школу, около 20 % процентов имеют дефицит массы тела, 50 % детей имеют хронические заболевания. Первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось число детей низкого роста, с несоответствием уровня физического развития, растет число функциональных отклонений.
Специфика нашего учреждения такова, что мы работаем с детьми из семей социального риска, с ограниченными возможностями здоровья, с девиантным поведением и аддикциями. Это накладывает особую ответственность за сохранение и сбережение здоровья младших школьников. Мы уверены, что на ранних этапах обучения и развития есть возможность коррекции физического и психофизиологического развития ребенка в положительную сторону. Наши воспитанники обучаются по общеобразовательным программам, лишь некоторые из них проходят адаптированные программы обучения. Остро встает вопрос о снятии тревожности в состоянии ребенка, решении возникающих в процессе учебы проблем.
Мы уверены, что комплексная работа учителя начальных классов и учителя физкультуры может дать положительные результаты. Наша педагогическая практика это подтверждает.
Здоровьесберегающие технологии являются по праву неотъемлемой частью вей образовательной системы, поэтому и характер обучения и воспитания, и содержание рабочей программы учителя физкультуры и начальных классов, и условия реализации учебного процесса имею непосредственное отношение к здоровью детей. Прежде всего это, конечно, соблюдение СанПиНа по освещенности кабинета, спортзала, соответствие мебели и оборудования физическим параметрам младших школьников. Во время уроков непременно соблюдаются его динамические составляющие: физкультминутка, динамическая пауза, дыхательная и глазная гимнастика, мышечная разминка. Необходимо следить за осанкой и позой ученика, его психофизиологическим настроем. После выполнения физических разминок и гимнастик учителю и ученикам легче дается переход к следующему типу заданий, плавно осуществляется переход к другому этапу урока.
На уроках физкультуры формируется положительное отношение к здоровому образу жизни, стремление к достижению посильных для младшего школьника результатов, возникает желание работать в команде и стремление к соревновательности.
Исходя из этого, осуществление работы по общефизической подготовке опирается на решение следующих задач:
- формирование двигательных навыков и умений;
- развитие выносливости, быстроты, ловкости;
- создание благоприятных условий для саморазвития;
- воспитание тяги к занятиям физкультурой и спортом;
- знакомство с базовыми теоретическими знаниями.
Основными направлениями работы в этой области как учителя начальных классов, так и учителя физической культуры в начальной школе является:
Оздоровительное - формирование стремления к здоровому образу жизни
Спортивное - создание условий для физического совершенствования ребенка
Досуговое - проведение разного рода соревнований и конкурсов спортивного характера
Личностное - развитие и совершенствование личностных качеств (самоконтроль, достижение хороших спортивных результатов)
Обычными средствами развития младших школьников в 7-10 лет являются общеразвивающие упражнения с предметами, лазанье по наклонной скамейке, упражнения на гимнастической стенке, прыжки, бег, метание предметов на дальность и проч. Особо следует отметить тягу младших школьников к участию в командных соревнованиях, спортивных состязаниях в своей возрастной подгруппе. Этот возраст благоприятен для развития ловкости, быстроты, гибкости, а также координации движений. В младшем школьном возрасте также велика вероятность коррекции осанки и других физических недостатков. Как показывает опыт и многолетние наблюдения, развитие физических качеств благоприятно сказывается и на развитие познавательных психических процессов. Укрепление интереса младших школьников тесно связано с тем, насколько содержательно, интересно и эмоционально построены занятия.
Следует также заметить, что учитель начальных классов и учитель физкультуры ведут совместные дневники наблюдений за физическим состоянием каждого ребенка, что также помогает выстроить систему физической подготовки, скоррректировать в случае необходимости ход занятий и изменить алгоритм работы с отдельными учениками.