Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование экологической культуры на уроках окружающего мира в 4 классе

Цель разработка и апробация заданий для формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 4 классе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сэргэ-Бэсская основная общеобразовательная школа имени М.Н Сибирякова»

Формирование экологической культуры на уроках

окружающего мира в 4 классе

Выполнила Абрамова Светлана Иннокентьевна

Учитель начальных классов МБОУ « Сэргэ- Бэсской ООШ имени М.Н. Сибирякова»

2019-2020

Оглавление

Введение………………….………………………….…….………….…….3 Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры

у младших школьников на уроках окружающего мира……………………..….7 1.1. Сущность формирования экологической культуры у младших

школьников …………………………………………………………………...…..7 1.2. Педагогические условия формирования экологической культуры у

младших школьников на уроках окружающего мира ……...…...………….....15 Глава II. Опытно-практическая работа по формированию экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира...................................................................................................................…..26 2.1. Задания для формирования экологической культуры у младших

школьников на уроках окружающего мира………………….......…………….26 2.2.Анализрезультатовисследованияпоформированию

экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира……………………………………………………............………....……….30

Заключение………………………………………………..……………....38 Список источников и литературы …………….........…………...…...…..41 Приложения

2

Введение

Федеральные законы «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании в Российской Федерации» создают предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. В «КонцепцииустойчивогоразвитияРоссии»особоподчеркивается необходимость формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей. Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образованиев разряд первостепенных государственных проблем. В 2005 г. принят Закон Республики Саха (Якутия) «Об экологическом образовании и просвещении», где основой является система непрерывного экологического образования, охватывающая все возрастные категории населения Якутии. Указанныедокументы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического дошкольного и школьного образования.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) втребованияхкпредметнымрезультатамосвоенияосновной образовательной программы начального общего образования отмечается «осознание учащимися целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде», что в свою очередь предусматривает создание системы непрерывного экологического образования и нацеливает на поиск и разработку эффективных средств воспитания экологически грамотнойличности, способной гармонично взаимодействоватьс окружающим миром и осознавать свое место в природе. В этой связи становится очевидным, что экологическое воспитание младших школьников является одним из важных задач образования, и заложенные в начальной

3

школе экологические знания и умения послужат базой дальнейшей

экологической и культурологической грамотности школьников.

История человечества неразрывно связана с историей природы. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как на данномэтаперазвитиеребенкахарактеризуетсяпреобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, активным формированием свойств и качеств личности, которые закладывают основы нравственно-экологической позиции личности.

Однакоследуетотметить,чтоучителяначальнойшколы сталкиваются с низким уровнем развития у школьников природоохранных умений и навыков из-за недостаточной систематизации формирования экологической культуры.

Экологические вопросы должны прослеживаться на уроках и на факультативных занятиях, причём регулярно. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. Начальная школа, которая является одним из важных институтов формирования личности ребёнка, даёт лишь общие, первичные знания о природе и её охране. Дальнейшее отношение ребёнка к природе будет складываться в первую очередь из того, как он осознаёт ценность природы и насколько глубоко будет развито его нравственное отношение к природным объектам.

Проблемазаключаетсявпротиворечиимеждупотребностью школьной практики в формировании экологической культуры учащихся как основы экологического образования и недостаточной разработанностью

4

традиционных и нестандартных форм методов экологического образования

учащихся, начиная с начальной школы.

Все сказанное выше и определило тему выпускной квалификационной работы: «Формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 4 классе».

Объектисследования:процессформированияэкологической культуры у младших школьников.

Предметисследования:педагогическиеусловияформирования экологической культуры на уроках окружающего мира в 4 классе.

Цельисследования:разработкаиапробациязаданийдля формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 4 классе.

Гипотезаисследования:мыпредположили,чтоуспешное формирование экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира будет происходить, если учитывать характерные критерии. За основу определения качественных характерных критериев сформированности экологической культуры взятытеории, предложенные Калюковой Е.А.:

- когнитивный – определяется наличиемэкологических знаний и умений;

- эмоционально-мотивационный – отношение младших школьников к природе, заинтересованность к проблемам экологического характера;

- деятельностный – умение оценивать ситуацию и выбор способов поведения, которые демонстрируют стремление ребенка поступать в соответствии с усвоенными правилами и нормами.

Задачи:

1. Раскрыть сущность формирования экологической культуры у младших школьников.

2. Рассмотреть методы формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 4 классе.

5

3. Разработатьиапробироватьзаданиядляформирования

экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира в 4 классе.

Методологической основой выпускной квалификационной работы явились труды Л.П. Симонова, И.В. Цветкова, В. А. Ясвин, Л.И. Григорьевой, Е.В. Груничева, И.А. Алексенцева, И.В. Огарковой, А.Н. Пучкова, Б.Т. Лихачев, А.А. Плешаков, И.Н. Пономарева и др.

В работе использованы следующие методы:

-теоретические:анализнаучно-методическойлитературыпо проблеме исследования, сравнение, обобщение.

- эмпирические: изучение педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные задания могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогических специальностей.

Исследование осуществлялось на базе МКОУ «Хомустахская ООШ» Усть-Алданского улуса в 4 классе.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

6

Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры у

младших школьников на уроках окружающего мира

1.1. Сущность формирования экологической культуры у младших школьников

В процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у младшихшкольниковвозможноформированиеосновэкологической культуры правильного и осознанного отношения к природным объектам и явлениям, которые окружают их.

На сегодняшний день не существует единого толкования понятия «экологическая культура». Авторы по-разному определяют это понятие. Так, Зверев И.Д. считает, что экологическая культура личности включает в себя определенные знания и убеждения, готовность к деятельности, практические действия, которые согласуются с требованиями бережного отношения к природе [11,С.32].

И.В.Цветковаподчеркивает,чтоэкологическаякультура представляет собой симбиоз системы специальных знаний и способов деятельности, которые направлены на совместимость с природой. В некоторых исследованиях экологическую культуру рассматривают в качестве социально необходимого нравственного личностного качества [31,С.136].

Б.Т. Лихачев видел в экологии еще одну сторону. Им введен термин «экология культуры». В понятие экологии Лихачев вкладывал собственный смысл. В качестве дома можно рассматривать как ту часть мира, которой человек окружает себя, так и природу, живую и «мертвую». С точки зрения ученого равноценно по значимости, актуальности сохранение созданного человеком дома культуры и естественной природы [16,С.20].

По В. А. Ясвину, экологическая культура есть способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и 7

экологическоеповедение.Подэкологическимсознаниемпонимается

совокупностьэкологическихиприродоохранныхпредставлений, мировоззренческих позиций и отношения к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Под экологической деятельностью автор подразумевает совокупность конкретных действий и поступков людей, связанных с воздействием на природное окружение, с использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется уровнемего экологического сознания и освоенными практическими знаниями и умениями в области природопользования [32,С.7].

Исследователями В.Г. Стаценко и Г.Н. Петроваустановлены основные компоненты экологической культуры, которые представлены на рис. 1:

Рисунок 1 Компонентный состав экологической культуры

Они называют экологические знания и экологические умения основными компонентами экологической культуры человека. Получение и усвоение экологических знаний и умений формируют экологическую образованностьчеловека.Подэкологическимсознаниемпонимается совокупность мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций по отношению к природе, а также стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Осознанию своих возможностей воздействия на природу для её сохранения способствует экологическая (эколого-ориентированная) деятельность. Она может быть выражена в различныхформах: учебно-исследовательской,информационной,

8

просветительской,природоохранной.Всекомпонентыэкологической

культуры тесно взаимосвязаны [27,С.138].

Основой экологической культуры и морали должна стать любовь к природной среде, в которой мы живем, следование главным принципам: «не навреди» и «мысли глобально, действуй локально». Следуя этим принципам, человек выполняет и завет любви к ближнему.

Экологическая культура, как часть общей культуры, является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональнойсферыипрактическихнавыковэкологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Вопросами формирования экологической культуры школьников занимались многие педагоги и психологи. Давно и плодотворно занимаются экологическими проблемами психологи: И.Г. Беланова, С.Д. Дерябо, B.C. Мухина, В.А. Левин и др.; педагоги и методисты: А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.Ф. Виноградова, Н.С. Дежникова, Б.Т. Лихачев, А.А. Плешаков, И.Н. Пономарева, Л.П. Симонова, И.Т. Суравегина, И.В. Цветкова и другие. Их исследования посвящены разработке принципов экологического образования в средней школе; идее интегративного содержания экологического образования; выделению условий, способствующих успешному овладению экологическими знаниями; формированию убеждений в необходимости рационального отношения к природе; развитию у учащихся ответственного отношения к природе и общественно значимой мотивации деятельности по охране природы. Анализ научной, методической, психолого-педагогической литературы показывает, что во многих исследованиях экологическое образование связывается не только с конечным 9

результатом – воспитанием экологической культуры, а определяется как

фактор социального становления младших школьников, в результате которого происходит формирование личности, способной к участию в сложной системе отношений «человек-общество-природа».

Так,вработах педагоговГ.В.Буковской,А.Н.Захлебного, В.М. Минаевой, И.Т. Суравегиной, Т.И. Тарасовой и др. раскрываются модели формирования экологического образования школьников, а также показаны методы, формы и средства экологического воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе.

Н.Ф. Виноградова, Л.Ф. Мельчаков и др. в своих работах показывают, что формировать знания детей о природе и их культуру необходимо, основываясь на народных традициях. Повысить эффективность данной работы можно, если брать во внимание специфику региона.

Исследования В. Стаценко, Г. Петровой, И. В. Цветковой и др. по формированию экологической культуры младших школьников позволяют сделать вывод о том, что в младшем школьномвозрасте в сознании учащихсяпроисходитформированиеэмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, накопление личностью опыта восприятия наглядно - образной картины нравственного мира и её экологической позиции, которая определяет отношение ребенка к природномуи социальному окружению, а такжек самому себе. Все это приводит к формированию в их сознании представления о приоритете человека над природой и формированию нового мироощущения, способствующего восприятию человека во взаимной связи и зависимости, что определяет процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем.

Психолого-педагогическиеисследованияпозволяютподчеркнуть следующие особенности становления экологической культуры школьников данной возрастной категории:

1) принятие общечеловеческих ценностей;

10

2) понимание взаимосвязей в окружающей среде в глобальных

масштабах;

3) умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений;

4) уважительное отношение к разнообразию в природе и в обществе. Формирование экологических понятий у младших школьников

осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого обучающиеся чаще будут вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Сущностьформированияэкологическойкультурыумладших школьников состоит в том, что этот процесс является обязательнымна первых стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Результатом систематической работы будет сформированность экологических знанийи умений, понимание и способность ценить красоту и богатство родной природы, выражающееся в ответственном отношении к природной среде, потребность осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде. В формировании экологической культуры у младших школьников важным моментом является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения.

В нравственно-экологическом воспитании младших школьников важны не просто отдельные мероприятия, а хорошо продуманный 11

спланированныйнепрерывныйпроцессдеятельностипоизучению,

сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить уроки-праздники и тематические уроки. Содержание таких натуралистических праздников может быть различным. Неважно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. «Охрана природы - долг всех и каждого» - вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через все дела и всю жизнь человека.

По Огарковой И.В., существенным моментом в формировании экологической культуры у школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природыи человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих [22,С.31].

ВсвоейработеМакаровЕ.Д.показал,чтопрактическая природоохранительная деятельность учащихся осуществляетсяна лабораторно практических занятиях, во внеурочной и внеклассной работе, в общественно-полезной и игровой деятельности. Он выделил рациональные механизмы организации природоохранительной деятельности: экологическая тропа; ученические клубы («Искатель», «Мастера Аласа», студия «Тайга»); школьный музей, которые функционируют как органические компоненты единого педагогического процесса.

12

Общественно полезная работа в школе является органической частью

прирородоохранительнойдеятельностиобучающихся.Выращивание комнатных растений, посадка деревьев и растений вокруг школы и в поселке, создание минизаповедников и уголков природы, очистка лугов, водоемов леса, сбор лекарственных трав, разведение рыб и т.д. дополняют единую систему работы по формированию экологической культуры и поведения детей [18,С.13].

Григорьева Л.И. разработала программу курса «Экология Амги», где на конкретном примере водной среды Амги раскрывается взаимосвязь, сущность природных процессов,наглядно представляется связь живой и неживой природы с окружающей средой. Традиционными мероприятиями в программе по экологии являются «Золотая осень», научно-практические конференции, участие на экологических олимпиадах, «День Земли», Операция «Ойбон», «Прилетай птица», очистка зеленой зоны, защита экологических плакатов. Доказано, что эти мероприятия являются стимулами субъективного отношения учащихся к природе [6,С.45].

Учителя начальных классов МОБУ «Кобяйская средняя общеобразовательная школа агроэкологического направления им. Е.Е. Эверстова» с. Кобяй Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) (С.С. Игнатьева, М.П. Ноговицына, М.Г. Шапошникова), используют цикл внеурочных занятий и внеклассных мероприятий как одно из условий реализации комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников. Они организуют учебные экологические тропы природы со станциями: познавательная, эколого-краеведческая, игровая, творческая, трудовая, исследовательская, которые направлены на обучение детей на примере конкретных природных объектов, на расширение объема интереса младших школьников к природе, на общение с природой и воспитание бережного отношения к ней. Такая работа способствует систематизировать и углублять знания о родной природе сведениями, например, о лекарственных растениях родного края в процессе организации 13

и проведения учебных занятий на экологической тропе. Дети знакомятся со

способамииусловиямиихсбора,храненияиупотребленияпри профилактике различных заболеваний. А непосредственно на тропе учатся собирать, а затем хранить и применять их в жизни. В результате дети понимают, что лекарственные растения являются могучим источником изучения северной живой природы.

Особенностью непрерывного экологического образования является обязательность его на первых стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Мало осознавать суть проблемы необходимо предложить и конкретные технологии. Это способы преподавания экологии на самых ранних ступенях обучения, программы и пособия для учителя и учащихся начальной школы. Здесь нет многовековой отработки, эту базу нужно строить. Ведь экологические знания необходимыивполнецивилизованному,казалосьбы,совершенно оторванному от природы человеку. Он все равно остаётся одним из зоологических видов планеты, причём, весьма деятельным, своей работой, как никто другой преобразующий среду. Люди общаются с множеством другихживых организмов,ониучастникицепей питания,обмена информацией, а также других взаимодействий, влияющих на целостность и устойчивость биоценозов. Следовательно, важнейшая информация, которую должны получать дети – экологическая.

Таким образом, экологическая культура есть часть общей культуры человека, которая связана с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов и результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Основными компонентами экологической культуры являются: экологические знания и умения, экологическое сознание и экологическая деятельность.

14

1.2. Педагогические условия формирования экологической культуры у

младших школьников на уроках окружающего мира.

Вмладшемшкольномвозрастеидетактивныйпроцесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять. Поэтому наибольшую ценность в формировании экологической культуры имеют уроки окружающего мира.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности: создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубоко личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Уроки окружающего мира имеют наибольшую ценность в формировании у младших школьников экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающей знания, умения, мышления. Поиск эффективных методов формирования экологической культуры у младших школьников подчеркивает их значение в эффективности образовательной работы с учащимися, которая должна быть

содержательно связана в учебное и во внеучебное время.

15

Одним из широко используемых методов является наблюдение.

Наблюдение – этоцеленаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Наблюдение связано со всеми методами обучения: наблюдение, на которое опирается учитель при изучении материала с помощьюсловесныхметодов;наблюдениезадемонстрационными объектами; наблюдение иллюстративного характера (показ картин, таблиц, работы приборов); наблюдение исследовательского характера, связанное с постановкой опытов.

Впроцессенаблюденияуучащихсяформируютсяумения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдения способствуют умственному развитию младших школьников, т.к. увиденное в природе или в классе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. Дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи. В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий.

Этическаябеседаявляетсяметодомсистематическогои последовательного обсуждения знаний, предполагающим участие обеих сторон: учителя и ученика. Беседа отличается от рассказа, инструктажа именно тем, что педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Эффективность этических бесед зависит от соблюдения ряда важных условий:

16

1. Важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала

борьбувзглядов,идей,мнений.Учительдолженстимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

2. Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают. Учить их с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно вырабатывать правильную точку зрения.

3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, учащиеся слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней учащиеся свою душу.

4. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту учащихся. Нельзя ожидать и требовать от них активности при обсуждении трудных вопросов или таких, в которых за основу берутся факты, явления, связанные непонятными ими чуждыми событиями, чувствами. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

5. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

6. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого учителю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами учащихся, понимать их позицию и связанные с ней чувства.

Существуют методы, стимулирующие

учащихся:


познавательную деятельность

17

- метод исследования - познавательная деятельность начинается с

исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для решения различных практических задач, которые он ставит перед собой.

Чтобы уроки носили познавательный характер, на уроках надо провести практические работы. Например, по теме «Растения леса» работа с гербариямихвойныхрастений,снатуральнымиветками(ведение исследовательской работы):

- ветки каких деревьев лежат у вас на столе (сосны, ели, лиственницы);

- рассмотреть иголки у сосны какова их длина? (иголки длинные, растут парами в разные стороны. Хвоя редкая, пропускает солнечные лучи);

- как опадают хвоинки? Сразу или нет? (постепенно, поэтому хвойные деревья стоят зелеными круглый год, живет листок иголки у сосны 6-7 лет);

- проблемный метод – это организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемныхситуацийиорганизациюактивнойсамостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями,умениями,навыкамииразвитие мыслительных способностей.

Для того, чтобы использовать проблемный метод в учебном процессе необходимо выполнять условия, которые состоят из нескольких этапов:

1) постановка в формировании вопроса или темы урока; 2) возникновение проблемной ситуации;

3) осознание затруднения и постановка проблемы;

4) нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;

5) доказательство гипотезы;

6) проверка правильности решения проблемы;

18

- метод моделирования – системадействийпопостроению,

преобразованию, использованиювоспринимаемой модели, элементыи отношения которой подобны элементам и отношениям определённой природной системы. Использование на уроках по «Окружающему миру» моделирования предполагает соблюдение следующей последовательности этапов:

1) подготовительный: предварительноеопределениеучителем возможности, цели, места и времени использования данного метода на уроке, приблизительного хода работы и конечного репрезентанта образа;

2) основной, который в свою очередь имеет подэтапы:

а) постановка цели и мотивирование проводимой работы; б) предварительный анализ учебного материала;

в) перевод текстовой, словесной информации на язык знаков на вещественном или графическом уровне;

г) применение модели в практической деятельности;

3) итоговый: соотнесениерезультатов, полученныхвпроцессе моделирования, с реальностью (сравнение оригинала и репрезентанта);

- метод дискуссии – столкновение мнений, способствует проявлению личного отношения учащихся к проблемам и к знакомству с реальными местными экологическими условиями, а также поиску возможностей их решения. На уроках окружающего мира учебная дискуссия имеет характер управляемого, целенаправленного, тематического, познавательного спора, требующего обязательной предварительной установки единого кодекса правил вежливого поведения, в том числе в процессе обсуждения, и его оттачивания с помощью игровых приемов, тренинга. Его организационной основой является самоорганизация учащихся.

Выделяются также методы, формирующие эстетически-творческое мышление (рисунок природы, рассказ и стихи о природе и тому подобное). Искусство в некоторой степени позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания, поскольку ребенку свойственны 19

эмоциональныйичувственныйподходкдействительности.

Эмоциональность особенно важна для развития мотивов изучения и охраны природы.

Творческоемышлениеучащихся–процессформированияи совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

Для развития творческого мышления у младшего школьника, применяются различные игровые приемы. Чем младше учащийся начальной школы, тем больше места на уроках окружающего мира должна занимать игра, особенно в первом и втором классах. Во время игры дети получают возможность высказать неправильное суждение и не получить отрицательной оценки, не боятся сделать что-то не так, как обычно. Для многих игра является средством психологической реабилитации. В игре отсутствие знанийилиихнеточностьрастворяютсявсюжете,становятся воображаемыми. Поэтому ребёнок не опасается сказать что-то не так (ведь это говорит его герой).

Дидактическая цель игры – это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить. Например, игра «Что изменилось?» при изучении темы «Времена года»: проверить умение замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, фантазию, творчество.Детям предлагается поспорить на тему: «Кто главнее?». Ребята спорят и даже создаются команды болельщиков, например, команды «Зима «и «Лето». Можно проводить игру «Назови предмет и его свойство» при изучении темы «Свойства предметов». В мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, деревянный, круглый, шершавый, бархатный и т.д.). Играющий берёт в руку предмет и, не вынимая из мешочка, определяет его свойство. Очень любят ребята игру «Поле Чудес». На ней выбирают лучшего эрудита по экологии.

20

На уроках окружающего мира часто используются самые простые

упражнения для развития умения мыслить, соображать. Речь идёт о загадках. Загадки о природе: «Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги»

(подорожник). «Зимой спит, летом ульи ворошит» (медведь). «Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит?» (осина). «На дне реки лежит и усами шевелит» (сом) и др.

Логические задачи могут быть выражены в виде проблемных вопросов.

Например, «Могут ли в пустынях жить растения наших краёв?», «Как они будут чувствовать себя во время песчаных бурь?». Среди логических задач большой интерес младших школьников представляют философские задачи типа: «С какими животными сравнивают человека», «С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый, упрямый. Медлительный, хитрый… и т. д.».

На всех этапах урока также можно использовать метод рефлексии. Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — это деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы учащиеся могли понять себя, контролировать и регулировать свои действия, они должны овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ.

Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.

Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную 21

основу, напрямую вытекающую из особенностей деятельности предыдущей.

Настадиирефлексииинформацияанализируется,интерпретируется, творчески перерабатывается.

Деятельность учителя заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации, а деятельность учащихся состоит в том, что учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Рефлексия – одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.

Таким образом, особенность уроков окружающего мира заключается в том, что они имеют наибольшую ценностьв формировании у младших школьников экологической культуры, ответственного отношения к природе, пониманиянеразрывнойсвязичеловеческогообществаиприроды, включающей знания, умения, мышления.

Эффективными методами формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира являются:

- наблюдение - целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения;

- этическая беседа- является методом систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающим участие обеих сторон: учителя и ученика. Ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.;

- методы стимулирования познавательной деятельности: дискуссия, 22

исследование, эксперимент, опыт, проблемный метод, моделирование,

частично-поисковый и др.;

-методыстимулированияэстетически-творческогомышления: рисунок, сочинение, игры, загадки и др.;

- метод рефлексии направлен на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов.

23

Выводы к первой главе

1. Раскрыта сущность формирования экологической культуры у младших школьников на основе трудов И.Д. Зверева, И.В. Цветковой, Б.Т. Лихачева, В.А. Ясвина, В.Г. Стаценко и Г.Н. Петровой и др. Экологическая культура есть часть общей культуры человека, которая связана с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов и результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Основными компонентами экологической культуры являются: экологические знания и умения, экологическое сознание и экологическая деятельность.

Процессформированияэкологическойкультурыумладших школьников осуществляется на разных стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти стадии оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Результатом систематической работы будет сформированность экологических знаний и умений, понимание и способность ценить красоту и богатство родной природы, выражающееся в ответственном отношении к природной среде, потребность осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.В формировании экологической культуры у младших школьников важным моментом является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения.

2. Рассмотрены педагогические условия формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира на основе трудов Л.И. Григорьевой, И.А. Алексенцевой, А.Н. Пучковой, Е.А. Старостиной и др. Особенность уроков окружающего мира заключается в том, что они имеют наибольшую ценность в формировании у младших школьников экологической культуры, ответственного отношения к природе, 24

пониманиянеразрывнойсвязичеловеческогообществаиприроды,

включающей знания, умения, мышления.

Эффективными методами формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира являются:

- наблюдение - целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения;

-этическаябеседа-являетсяметодомсистематическогои последовательного обсуждения знаний, предполагающим участие обеих сторон: учителя и ученика. Ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.;

- методы стимулирования познавательной деятельности: дискуссия, исследование, эксперимент, опыт, проблемный метод, моделирование, частично-поисковый и др.;

-методыстимулированияэстетически-творческогомышления: рисунок, сочинение, игры, загадки и др.;

- метод рефлексии направлен на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов.

25

Глава II. Опытно-практическая работа по формированию экологической

культуры у младших школьников на уроках окружающего мира 2.1. Задания для формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира

Содержание работы по формированию экологической культуры у младших школьников включает в себя деятельность учителей, родителей и самих детей – деятельность, направленную на овладение системой знаний о взаимодействииприродыиобщества,навыработкуэкологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков ее изучения и охраны.

Экологическоевоспитаниерассматриваетсякакинтересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.

Заосновуопределениякачественныххарактерныхкритериев сформированности экологической культуры взяты теории, предложенные Калюковой Е.А.:

- когнитивный – определяется наличиемэкологических знаний и умений;

- эмоционально-мотивационный – отношение младших школьников к природе, заинтересованность к проблемам экологического характера;

- деятельностный – умение оценивать ситуацию и выбор способов поведения, которые демонстрируют стремление ребенка поступать в соответствии с усвоенными правилами и нормами (см. табл. 2.1.1) [20,С.558].

Таблица 2.1.1 Критерии и показатели сформированности экологической культуры

Критерии

Показатели

Когнитивный

- глубина и системность экологических знаний;

- способность анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

26

Продолжение таблицы 2.1.1

Автор подчеркивает, что выделенные критерии нельзя считать исчерпывающими, однако, их обобщенный характер достаточен для выявления сформированности экологической культуры у учащихся. Особое внимание уделяетсяэмоционально-ценностному компоненту, так как именноон имеет большие возможности для реализации духовно-нравственногопотенциалаэкологическогообразованиямладших школьников.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6 – 10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель – формирование знанийо природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Формирующий этап опытно-практической работы охватывает период с12 ноября по 7 декабря2019 г., целью которого была апробация разработанных заданий по формированию экологической культуры на уроках окружающего мира.

27

Разработано 16 заданий для обучающихся 4 класса по учебно-

методическому комплекту «Планета знаний» (авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин) с учетом когнитивного, эмоционально-мотивационного,деятельностногокритериевсформированности экологической культуры.

Проведено 8 уроков по разделу «Наш край»: «Животные – обитатели леса.Лес в жизни человека», «Река, озеро (пруд)», «Искусственные сообщества. Поле», «Животные - обитатели полей», «Сад. Животные – обитатели садов», «Какую форму имеет Земля?», «Карта полушарий», «Движение Земли».

Особое внимание на уроках уделялось развитию и расширению экологических знаний о животном мире, об их охране, формированию у детей экологически правильного отношения к природным объектам и явлениям. Работа на уроках строилась следующим образом. Первый этап урока включает в себя актуализацию знаний об объектах и явлениях природы, сообщение учителем или обучающимися сведений, необходимых для самостоятельной работы. Задания носят частично-поисковый характер, где внимание обращается на умение доказывать, аргументировать свои ответы, на осведомленность об окружающем мире и его эколгии. На следующем этапе урока дети выполняли в паре, в малых группах задания, направленные на нахождение взаимосвязей в природе, выработке правил поведения и экологческой безопасности.

Например, на первом уроке включены два задания: первое – дается на этапе постановки учебной задачи, второе - на этапе поиска информации (см.табл.2.1.2).

Таблица 2.1.2

Задания

Критерий

Методы

1 задание

Распредели по группам и назови: осина, улитка, подснежник, белый гриб, картофель, слон,

Экологические знания и умения (когнитивный)

Классифика ция

28

Продолжение таблицы 2.1.2

Такжеучащимсяпредлагаютсязадания,направленныена формирование эмоционально-мотивационного критерия, т.е. отношение к природе,заинтересованностькпроблемамэкологическогохарактера (см.табл.2.1.3).

Таблица 2.1.3

Задания, ориентированные на деятельностный критерий, т.е. на

умение оценивать ситуацию и выбор способов поведения, могут даваться и в зависимости от реальных ситуаций (см.табл. 2.1.4).

Таблица 2.1.4

Задание

Критерий

Методы

2 задание

Найди из различных источников (энциклопедии, интернет):

Перенос экологических знаний в ситуации

Поиск, моделирование

29

Продолжение таблицы 2.1.4

Такимобразом,приразработкезаданийдляформирования экологической культуры у учащихся особое внимание уделялось критериям экологической культуры: когнитивного – экологических знаний и умений, эмоционально-мотивационного – экологического сознания, деятельностного – экологического поведения. Разработанные задания будут способствовать формированию экологической культуры у младших школьников.

2.2. Анализ результатов исследования по формированию экологической

культуры у младших школьников на уроках окружающего мира

Пробное обучение осуществлялось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Сэргэ-Бэсская основная общеобразовательная школа имени М.Н Сибирякова». В исследовании задействованы 5 обучающихся 4 класса, из них 1 мальчик и 4 девочки. В классе 2 отличника, 3 хорошиста. Школьники на уроках активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом, умеют работать совместно. При решении коллективныхзадач быстро ориентируются, находят общий язык. Школьники хорошо знают друг друга,отношения между ними доброжелательные.

Учебно-методическое обеспечение организации учебного процесса по окружающему миру организуется на основе УМК «Планета знаний», рабочей программы, календарно-тематического плана, учебника «Окружающий мир», авторы Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплина, А.И. Саплин(в 2 частях).

30

Проверялась гипотеза, что формирование экологической культуры у

младших школьников на уроках окружающего мира будет возможно, если при разработке заданий учесть критерии сформированности экологической культуры младших школьников.

Исследование было организовано по трем этапам:

1) констатирующий – проводился в начале исследования, с целью определения уровня сформированности экологической культуры у учащихся;

2)формирующий–апробациязаданийдляформирования экологической культуры у учащихся на уроках окружающего мира;

3) контрольный – завершающий этап исследования, проводился с цельюпроверкиполученныхрезультатовапробациизаданийдля формирования экологической культуры у учащихся на уроках окружающего мира.

Цельюконстатирующегоэтапаявляетсяопределениеуровня сформированности экологической культуры у обучающихся 4 класса. На основании выделенных критериев были определены уровни экологической культуры.

Обучающиеся, находящиеся на высоком уровне характеризуются прочными знаниями по вопросам экологии, которые используются в практическойэкологическойдеятельности,проявляетсяразвитый эстетический вкус. Школьник соблюдает нормы и правила экологической этики, оказывает помощь природе и людям, способен к самоограничению, непримирим к действиям, несущим вред природе.

Средний уровень определяется осознанием важности экологии для здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития человека и природы. Ученик обеспечивает осмысленное и активное участие в экологической деятельности. У школьника имеются отдельные знания по вопросам общей экологии.

Низкий уровень характеризуется отсутствием знаний по вопросам экологии, интереса к природным явлениям и живым организмам, не 31

учитываются факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отношение к

окружающему миру - нейтральное или безразличное. У детей отсутствует положительныйопытэколого-созидательнойдеятельности,не сформированы потребности к общению с природой.

В нашем исследовании для выявления уровнейэкологической культурыу детей младшего школьного возраста мы использовали следующие методики, представленные в таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1 Диагностические методики изучения экологической культуры младших

школьников

Результатыисследованияуровняэкологическойкультуры обучающихся 4 класса на констатирующем этапе отражены в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2 Оценка уровня сформированности экологической культуры на

констатирующем этапе

Учащиеся

Баллы

Уровень

1

Ученик 1

6

средний

2

Ученик 2

9

высокий

3

Ученик 3

9

высокий

4

Ученик 4

7

средний

5

Ученик 5

8

высокий

32

Результат сформированности экологической культуры у младших

школьников на констатирующем этапе показаны в таблице 2.2.3.

Таблица 2.2.3 Результат сформированности экологической культуры учащихся на

констатирующем этапе

Результатыисследованияуровняэкологическойкультуры,

представленные в таблице, дают возможность понять, что уровень сформированности экологической культуры у обучающихсянеплохой. Низкий уровень ни у кого не выявлен.

Рисунок1

Показатели сформированности экологической культуры на констатирующем

этапе

высокий средний низкий

60%40%0%

В целом, на констатирующем этапе выявлено, что высокий уровень

сформированности экологической культуры у обучающихся4-го класса

составил 60%, средний уровень - 40%, низкий уровень - 0%.

33

После проведения формирующего этапа, с целью отслеживания

динамики сформированности экологической культуры на контрольном этапе мы использовали те же методики, что и были на констатирующем этапе.

Результаты исследования экологической культуры обучающихся на контрольном этапе представлены в таблице 2.2.4.

Таблица 2.2.4 Оценка уровня сформированности экологической культуры на контрольном

этапе

Результат сформированности экологической культуры учащихся на

констатирующем этапе показаны в таблице 2.2.5.

Таблица 2.2.5 Результат сформированности экологической культуры учащихся на

контрольном этапе

Контрольный этап показал, что высокий уровень сформированности

экологической культуры у учащихся 4 класса составил 100%, средний - 0%; низкий - 0%.

Проанализироваврезультатыизучениясформированности экологической культуры на контрольном этапе эксперимента, получили следующие данные:

34

- высокий уровень сформированности экологической культуры возрос

на 40%, а средний уровень уменьшился на все 40% (рис.2):

Рисунок 2 Показатели сформированности экологической культуры на контрольном

этапе.

высокий средний низкий

100%40%0%

Сравнительныйанализрезультатовдоипослеопытно-

экспериментальной работы по формированию экологической культуры

обучающихся на уроках окружающего мира представлены в таблице 2.2.6 и 2.2.7.

Таблица 2.2.6 Сравнительный анализ оценки уровня сформированности экологической

культуры констатирующего и контрольного этапов.

Учащиеся

Констатирующий этап

Контрольный этап

Баллы

Уровень

Баллы

Уровень

1

Ученик 1

6

средний

8

высокий

2

Ученик 2

9

высокий

9

высокий

3

Ученик 3

9

высокий

9

высокий

4

Ученик 4

7

средний

8

высокий

5

Ученик 5

8

высокий

9

высокий

35

Таблица 2.2.7

Сравнительные результаты уровня сформированности экологической культуры на констатирующем и контрольном этапах

Уровень сформированности

экологической культуры

Констатирующий этап

Контрольный этап

5

в %

5

в %

Высокий

3

60

5

100

Средний

2

40

0

0

Низкий

0

0

0

0

Анализданных контрольногоэтапаопытно-экспериментальной работы показал, что уровень сформированности экологической культуры возрос по сравнению с результатами констатирующего этапа.

Результаты исследования отображены на рисунке 3:

Рисунок 3 Сравнительные показатели уровня сформированности экологической на

констатирующем и контрольном этапах

высокий средний низкий

60% 40% 00% констатирующий


100% 0% 0% контрольный

Так, если до начала исследования высокий уровень показали трое обучающихся из пяти, то после пробного обучения все пять обучающихся показали высокий уровень (100%), т.е. двое обучающихся поднялись со 36

среднего на высокий уровень. Обучающихся с низким уровнем в начале и в

конце апробации не выявлено.

Таким образом, анализ результатов исследования по формированию экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира позволяет сделать следующие выводы:

- апробация практических заданий способствовала расширению обучающихся экологических знаний и умений, повышению эмоционального отношения к объектам природы. Разнообразные задания вызывали у детей интерес к учебным материалам, тем самым у детей появилась потребность к практическим экологическим действиям;

- в результате анализа данных констатирующего и контрольных этапов прослеживается положительная динамика в понимании общих экологических проблем, а также экологических ситуаций родного края.

Систематическая,целенаправленнаяработаспособствует формированию таких личностных качеств, как тревога за экологическое состояние природы, чувство сострадания, ответственности и стремление оказать посильную помощь окружающей среде и экологической культуры в целом.

Поставленные цели и задачи исследования по формированию экологической культуры у младших школьников достигнуты, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

37

Заключение

По итогам выполнения опытно-практической работы по теме выпускной квалификационной работы были сделаны следующие выводы:

1. Раскрыта сущность формирования экологической культуры у младших школьников на основе трудов И.Д. Зверева, И.В. Цветковой, Б.Т. Лихачева, В.А. Ясвина, В.Г. Стаценко и Г.Н. Петровой и др. Экологическая культураесть часть общейкультурычеловека, которая связана с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов и результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Основными компонентами экологической культуры являются: экологические знания и умения, экологическое сознание и экологическая деятельность.

Сущностьформированияэкологическойкультурыумладших школьников состоит в том, что этот процесс является обязательнымна первых стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Результатом систематической работы будет сформированность экологических знанийи умений, понимание и способность ценить красоту и богатство родной природы, выражающееся в ответственном отношении к природной среде, потребность осуществлять экологические грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде. В формировании экологической культуры у младших школьников важным моментом является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения.

2. Рассмотрены педагогические условия формирования экологической культуры на уроках окружающего мира в 4 классе на основе трудов Л.И. Григорьевой, И.А. Алексенцевой, А.Н. Пучковой, Е.А. Старостиной и др. 38

Особенность уроков окружающего мира заключается в том, что они имеют

наибольшуюценностьвформированииумладшихшкольников экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающей знания, умения, мышления.

Эффективными методами формирования экологической культуры у младших школьников на уроках окружающего мира являются:

- наблюдение - целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения;

-этическаябеседа-являетсяметодомсистематическогои последовательного обсуждения знаний, предполагающим участие обеих сторон: учителя и ученика. Ее предметом чаще всегостановятся нравственные, моральные, этические проблемы.;

- методы стимулирования познавательной деятельности: дискуссия, исследование,эксперимент,опыт,проблематизация,моделирование, частично-поисковый и др.;

-методыстимулированияэстетически-творческогомышления: рисунок, сочинение, игры, загадки и др.;

- метод рефлексии направлен на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов.

3. Разработаны задания для формирования экологической культуры в 4классе, где особое внимание уделялось критериям экологической культуры: когнитивного – экологических знаний и умений, эмоционально-мотивационного–экологическогосознания,деятельностного– экологического поведения. Разработанные задания будут способствовать формированию экологической культуры у младших школьников.

39

4. Проведен анализ результатов исследования по формированию

экологической культуры у обучающихся 4 класса на уроках окружающего мира. Результаты позволяют сделать следующие выводы:

- апробация практических заданий способствовала расширениюу учащихся экологических знаний и умений, повышению эмоционального отношения к объектам природы. Разнообразные задания вызывали у обучающихся интерес к учебным материалам, тем самым у детей появилась потребность к практическим экологическим действиям;

- в результате анализа данных констатирующего и контрольных этапов прослеживается положительная динамика в понимании общих экологических проблем, а также экологических ситуаций родного края.

Систематическая,целенаправленнаяработаспособствует формированию таких личностных качеств, как тревога за экологическое состояние природы, чувство сострадания, ответственности и стремление оказать посильную помощь окружающей среде и экологической культуры в целом.

Поставленные цели и задачи исследования по формированию экологической культуры у младших школьников достигнуты, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

40

Список источников и литературы

1. Акимова, Т.А. Экология [Текст]. / Т.А. Акимова, В.В. Хаскин, М.: Владос, 2006. – 541 с.

2.АквилеваГ.Н.,КлепининаЗ.А.Методикапреподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

3. Алексенцева, И.А. Формирование нравственной культуры младших школьников посредством экологического воспитания [Электронный ресурс]. /И.А.Алексенцева,Е.М.Косова.-Режимдоступа: http://festival.1september.ru/articles/601764/, свободный. – Загл. с экрана

4. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания детей. – Ш.: 1996. – с.69.

5. Богданец, Т.П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию [Текст]. /Т.П. Богданец // Начальная школа. – 2007. - № 12. – С.29-30.

6. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников [Текст]. / Г.В. Буковская.– М.: Владос, 2002.– 192 с.

7.Виноградова,Н.Ф.Экологическоевоспитаниемладших школьников: Проблемы и перспективы [Текст]. / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2005. – 287 с.

8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вента – Граф, 2005, с. 4-10.

9. Григорьева, Л.И. Формирование экологического сознания сельских школьников [Текст]. /Л.И. Григорьева. — Якутск: Бичик, 2000. — 84 с.

10. Груничева, Е.В. Развитие экологической культуры в рамках сотрудничества с родителями учащихся как субъектами образовательного процесса[Электронныйресурс].-Режимдоступа: http://viro.edu.ru/attachments/article/4072/Grunicheva%20E.V..pdf, свободный. – Загл. с экрана

41

11. Данилов, Д.А. Формирование экологической культуры в сельской

школе [Текст]. / Д.А. Данилов, Е.Д. Макаров. – Якутск: Бичик, 1996. – 80 с. 12. Дерюгина, А.Н. Проектная деятельность – путь к экологической

культуре младших школьников [Текст]./А.Н. Дерюгина//Экологическое образование, 2004. - №4.

13. Диагностика экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: свободный. –/ https://lektsii.org/16-34859.html - Загл. с экрана.

14.Дмитриева,Е.А.Методическиеусловияформирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования [Текст]. / Е.А. Дмитриева, А.С. Ландырева, // Педагогический вестник – 2013. – №2. – Том 2 (Психолого-педагогические науки) – С.137-142.

15. Егоренков Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. - М.: Прометей, 2008, с. 35-41.

16.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.

17. Зверев, И. Д. О приоритетах экологического образования» / И. Д. Зверев // Экологическое образование в России: теоретические аспекты: сб. тр. к 25-летию Научного совета по экологическому образованию Президиума РАО [Текст]. / под ред. А. Н. Захлебного и Л. П. Симоновой-Салеевой. - М, 1997. - С. 27-36.

18. Ивченкова, Г.Г. Окружающий мир, 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений [Текст]. /Г.Г. Ивченкова, И.В.Потаров.//В 2 ч. Ч. 1/ - М.:Астрель, 2012. – 134 с.: ил. – (Планета знаний).

19. Игнатьева, С. С. экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы [Электронный ресурс]. / С.С. Игнатьева, М.П. Ноговицына,М.Г.Шапошникова.-Режимдоступа: http://festival.1september.ru/articles/500059/, свободный. – Загл. с экрана

42

20. Калюкова, Е. А. Диагностика уровня экологической культуры у

младших школьников [Электронный ресурс]. / Е. А. Калюкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Том 2. – С.556–560. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46129.htm.

21. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». Азбука экологии [Текст]. / Н.Н. Кондратьева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 132 с.

22.КозинаЕ.Ф.,СтепонянЕ.Н.Методикапреподавания естествознания. – М.; «Академия», 2004.

23. Кульневич С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений. Ростов-Н/Д: ТЦ, «Учитель», 2001, с.100.

24. Лескова С. В. Формирование экологической культуры. // Начальная школа.- 2003 - №7.

25. Лихачев,Б.Т. Экология личности [Текст]./ Б.Т. Лихачев // Педагогика – 2007. - №2. - С.19-21.

26. Лучич, М.В. Детям о природе [Текст]. / М.В. Лучич. – М.: Просвещение, 2001. – 123 с.

27.Макаров,Е.Д.Педагогическиеосновыформирования экологической культуры учащихся якутской школы [Текст]. / Е.Д. Макаров // Автореф.дис.канд.пед.наук. – Якутск, 1994. – 18 с.

28. Назарова, С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников[Текст]. /С.Н. Назарова // Автореф.дис.канд.пед.наук. – Екатеринбург, 2003. – 31 с.

29. Ноосфернай экологическай иитии-үөрэтии тиһилигэр «Айылҕа уонна киһи» диэн интегрированнай курсу үөрэтиигэ туһаныллар уус-уран айымньылар хомуурунньуктара: 3 кылаас / Саха Респ.Үөрэҕин м-вота, Сунтаар улууһун үөрэҕин упр., Элгээйи авт. Статустаах орто оскуолатын бастакы сүһүөҕэ; [Текст]. /авт.-сост. В.Н. Федорова, Л.В. Иванова, К.В. Павлов. – Дьокуускай: Офсет, 2006. – 160 с.

43

30. О Государственной программе развития образования Республики

Саха (Якутия). Постановление Правительства РС(Я) от 25.05.2001 N 306 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sakha.regnews.org/doc/dw/mo-1.htm, свободный. – Загл. с экрана

31. Огаркова,И.В.Формированиеэкологическойкультуры [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/authors/103-682-905, свободный. – Загл. с экрана

32. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу. / Под ред. Н.Ф. Виноградова и др. – М., 2005.

33. Пучкова, А. Н. Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию внеурочной деятельности [Электронный ресурс].-Режимдоступа:http://festival.1september.ru/articles/524725/, свободный. – Загл. с экрана

34. Сатуева, Л.Л. Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества [Текст]. / Л.Л. Сатуева // Педагогика высшей школы. — 2016. — №2. – С. 58 – 59.

35. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе [Текст]: учеб. Пособие [Текст]. /Л. П. Симонова. - М.: Академия, 2000.–159 с.

36. Старостина, Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс].-Режимдоступа:http://festival.1september.ru/articles/567126/, свободный. – Загл. с экрана

37. Стаценко, В.Г. Некоторые подходы к экологическому воспитанию младщих школьников [Текст]. / В.Г. Стаценко, Г.Н. Петрова // Начальная школа. – 2007. - №7. – С.60 – 61.

38.Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт начального общего образования от 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf, свободный. – Загл. с экрана

44

39. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002

N 7-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/, свободный.

40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru, свободный. – Загл. с экрана

41. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: игры и проект [Текст]. / И.В. Цветкова. - Ярославль. - 2007. -210 с.

42. Шумакова И.Л. Экологическое воспитание младших школьников. http://festival.1september.ru/ 2004-2005 год.

43. Ясвин, В.А. Формирование экологической культуры не сводится к экологическому образованию [Текст]. / В.А. Ясвин // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». 2006, Вып. 34. – С.7-9.

45

46

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области