Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Предпосылки и условия формирования толерантности личности у младших школьников

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Предпосылки и условия формирования толерантности личности у младших школьников.

«История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней - взаимная терпимость».

Эмиль Золя.

Аннотация.

Социально-педагогическая значимость воспитания толерантности и терпимости у учащихся начальной школы на сегодняшний день является актуальным вопросом. Одно из необходимых требований, выдвигаемым обществом к личности – это уважительное отношение и признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным отличиям, добровольное принятие и понимание окружающих, как других, отличающихся как культурой, интересами, мышлением, привычками, увлечениями, внешностью.

Ключевые слова.

Современное общество, толерантность, терпимость, содержание деятельности, область обучения толерантности, условия формирования толерантности.

Современное общество – это динамичная и многогранная система взаимоотношений, которая связана многими сферами. Одной из таких граней является взаимодействие разных типов культур, этнических групп, народов, взаимосвязь и синтез культур, воспитание человека через уважении и принятии их существования. Все эти грани можно объединить в один термин: «терпимость» или его синоним «толерантность». [2]

Н. Л. Иванова дает характеристику понятия «толерантность» - это терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. [4]

В. М. Золотухин говорил, что толерантность не есть терпимость или снисходительность. Толерантность - это активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям и выступает как готовность принять других такими, как они есть, взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия. [2]

В отечественной науке идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия. Проблема толерантности затрагивалась в трудах педагогов и психологов Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталова, А. Г. Козлова. [5]

Проблема воспитания толерантности у младших школьников очень актуальна на протяжении многих лет, а сейчас этому аспекту воспитания уделяется особое значение, поскольку многим младшим школьникам свойственны эгоцентричные установки и видение мира через призму личных интересов. Современного младшего школьника окружает информационное поле, которое формирует устойчивое понимание превосходства личных интересов, и нежелание принимать и понимать окружающих, как других, отличающихся от него как культурой, интересами, мышлением, привычками, увлечениями, внешностью, и многим другим. [1]

Термин «толерантность» охватывает множество сфер жизни, в которой существует человек с детства. Формирование терпимости должно происходить с раннего детства, а самой активной стадией является младший школьный возраст. [3]

Школа как социальный институт обладает большими возможностями для воспитания у детей толерантности. В школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и способность к толерантному поведению. [2]

Для начальной школы наиболее активным и эффективным средством воспитания толерантности является игра.

Начальным этапом формования толерантности является дошкольный возраст ребенка. До 7 лет закладываются основы общения. Ребенок учится через игру, как основной вид деятельности коммуникативным основам, учится принимать себя среди других. Родители и педагоги дошкольного образования формируют основы умения общаться в детском коллективе как в части общества, уважать внешние отличия, прощать, говорить о своих интересах, привлекать в игру, но все это должно основываться на личном примере и добровольной основе. [5]

Возраст с 7 до 11 лет - это этап накопления жизненного опыта, становления личности и формирования ценностей, а, следовательно, именно на этом возрастном этапе ребенка перед педагогами начальной школы стоит важная задача – научить детей быть толерантными в своих мыслях, действиях, поступках, формирует необходимость формировать у младших школьников навыки общения с людьми других культур и наций. [3]

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из других микросоциумов, с разным жизненным опытом и с разными уровнями коммуникативной деятельности. Наибольшую сложность для детей младшего школьного возраста представляет умение уважать чужое мнение, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками, как к равным. [4]

Все общеобразовательные учреждения реализуют федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В этих программах толерантность представляет собой важное качество гражданина многонационального и богатого разнообразием культур государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать. [1]

Целью воспитания толерантности является формирование у младшего школьника потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, добровольно и осознанно выбирать лояльное отношение к поведению и поступкам другого. [4]

Содержание деятельности по воспитанию толерантности у младших школьников включает в себя:

Области обучения толерантности:

Значительную роль в подтверждении ценности толерантности играет созданные условия, в которых протекает этот процесс:

Воспитание толерантной личности - это сложный, долгий и трудоемкий процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье и сложившихся взглядов и отношений к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками. [1]

Для воспитания толерантности необходимым является личный пример, следовательно, формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный педагог.

Литература.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области