Предпосылки и условия формирования толерантности личности у младших школьников.
«История человечества тянется на протяжении веков, но главный урок в ней - взаимная терпимость».
Эмиль Золя.
Аннотация.
Социально-педагогическая значимость воспитания толерантности и терпимости у учащихся начальной школы на сегодняшний день является актуальным вопросом. Одно из необходимых требований, выдвигаемым обществом к личности – это уважительное отношение и признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным отличиям, добровольное принятие и понимание окружающих, как других, отличающихся как культурой, интересами, мышлением, привычками, увлечениями, внешностью.
Ключевые слова.
Современное общество, толерантность, терпимость, содержание деятельности, область обучения толерантности, условия формирования толерантности.
Современное общество – это динамичная и многогранная система взаимоотношений, которая связана многими сферами. Одной из таких граней является взаимодействие разных типов культур, этнических групп, народов, взаимосвязь и синтез культур, воспитание человека через уважении и принятии их существования. Все эти грани можно объединить в один термин: «терпимость» или его синоним «толерантность». [2]
Н. Л. Иванова дает характеристику понятия «толерантность» - это терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. [4]
В. М. Золотухин говорил, что толерантность не есть терпимость или снисходительность. Толерантность - это активное признание прав и свобод другого, безотносительно к его этническим, религиозным или гендерным особенностям и выступает как готовность принять других такими, как они есть, взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия. [2]
В отечественной науке идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия. Проблема толерантности затрагивалась в трудах педагогов и психологов Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталова, А. Г. Козлова. [5]
Проблема воспитания толерантности у младших школьников очень актуальна на протяжении многих лет, а сейчас этому аспекту воспитания уделяется особое значение, поскольку многим младшим школьникам свойственны эгоцентричные установки и видение мира через призму личных интересов. Современного младшего школьника окружает информационное поле, которое формирует устойчивое понимание превосходства личных интересов, и нежелание принимать и понимать окружающих, как других, отличающихся от него как культурой, интересами, мышлением, привычками, увлечениями, внешностью, и многим другим. [1]
Термин «толерантность» охватывает множество сфер жизни, в которой существует человек с детства. Формирование терпимости должно происходить с раннего детства, а самой активной стадией является младший школьный возраст. [3]
Школа как социальный институт обладает большими возможностями для воспитания у детей толерантности. В школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и способность к толерантному поведению. [2]
Для начальной школы наиболее активным и эффективным средством воспитания толерантности является игра.
Начальным этапом формования толерантности является дошкольный возраст ребенка. До 7 лет закладываются основы общения. Ребенок учится через игру, как основной вид деятельности коммуникативным основам, учится принимать себя среди других. Родители и педагоги дошкольного образования формируют основы умения общаться в детском коллективе как в части общества, уважать внешние отличия, прощать, говорить о своих интересах, привлекать в игру, но все это должно основываться на личном примере и добровольной основе. [5]
Возраст с 7 до 11 лет - это этап накопления жизненного опыта, становления личности и формирования ценностей, а, следовательно, именно на этом возрастном этапе ребенка перед педагогами начальной школы стоит важная задача – научить детей быть толерантными в своих мыслях, действиях, поступках, формирует необходимость формировать у младших школьников навыки общения с людьми других культур и наций. [3]
На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из других микросоциумов, с разным жизненным опытом и с разными уровнями коммуникативной деятельности. Наибольшую сложность для детей младшего школьного возраста представляет умение уважать чужое мнение, способность простить обидчика, относиться к людям с физическими недостатками, как к равным. [4]
Все общеобразовательные учреждения реализуют федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В этих программах толерантность представляет собой важное качество гражданина многонационального и богатого разнообразием культур государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать. [1]
Целью воспитания толерантности является формирование у младшего школьника потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, добровольно и осознанно выбирать лояльное отношение к поведению и поступкам другого. [4]
Содержание деятельности по воспитанию толерантности у младших школьников включает в себя:
Области обучения толерантности:
Значительную роль в подтверждении ценности толерантности играет созданные условия, в которых протекает этот процесс:
Воспитание толерантной личности - это сложный, долгий и трудоемкий процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье и сложившихся взглядов и отношений к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками. [1]
Для воспитания толерантности необходимым является личный пример, следовательно, формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный педагог.
Литература.