Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Проведение энтомологических исследований младшими школьниками"

Экологическое образование и воспитание имеет огромное значение в современной мире. Летние экологические лагеря выполняют эти цели и задачи. Наблюдение и исследование за окружающим миром для детей является важным этапом экологического образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Эльгяйский региональный

музейно-экологический центр им.Б.Н.Андреева»

Алексеева Саргылана Лонгиновна –методист.

«Проведение энтомологических наблюдений младшими школьниками»

Летний экологический лагерь – лучшее время для исследований, наблюдений за природными явлениями, живой природой. Для младших школьников и дошкольников наблюдение лучший способ понять окружающую среду. Пребывание на природе дает детям больше информации, чем на уроках по окружающему миру.

В нынешнее время проблемы загрязнения окружающей среды обретают глобальный масштаб. И это касается не только больших городов, мегаполисов, мирового океана, но и затрагивает сельскую местность. Глобальные изменения влияют и на почву, и на реки и озера, на биоразнообразие животного мира. Поэтому детям, живущим в сельской местности, эти проблемы также близки и понятны. Экологическое воспитание дает возможность прививать детям любовь, заботу об окружающей среде, воспитывает экологическую культуру, дает понятие, что все в мире взаимосвязано.

Одним из направлений исследований за живой природой является энтомология. Наблюдение, сбор материала - это наглядное пособие по зоологии, биологии, ботанике, экологии. Также во время работы дети получают первые навыки научно-исследовательских работ, знакомятся с терминами, с исследовательским оборудованием. Для первых исследований можно ограничится сбором только летающих насекомых. Во второй год возможно сбор древесных или почвенных насекомых.

Энтомологические исследования проводятся в несколько этапов.

1 этап. Подготовка.

На данном этапе дети знакомятся с классом насекомые, с их общей характеристикой.

Для того, чтобы провести энтомологические исследования необходимо подготовить оборудование:

1. Сачок (заранее детям дается задание изготовить дома сачки из прочной нейлоновой сетки и старой бадминтонной ракетки или проволоки).

2. Морилка. Для изготовления морилки мы используем жидкость для снятия (вместо яда), обычная банка с крышкой, бумага.

3. Энтомологические булавки (или канцелярские).

4. Матрасики для сушки пойманных насекомых (картон, бумага, вата).

5. Расправилка для летающих насекомых. Изготавливаем из пенопласта.

6. Коробка для коллекционирования насекомых (коробка или пластмассовый контейнер, пенопласт).

7. Пинцет, лупа.

2 этап. Сбор насекомых.

Для начала выбираем опытные участки. Летающих насекомых собираем в открытой местности (луга, поля). Сбор насекомых лучше проводит до обеда, когда насекомые более активные. Наиболее эффективный метод сбора летающих насекомых – метод кошения. Кошение — резко водим сачком по траве или кустам и смотрим, что в него попалось. Некоторых насекомых можно поймать руками. Ловить насекомых сачком лучше не накрывая сверху, а подсекая сбоку и тут же поворачивая сачок на 180°.

При сборах насекомых очень важно руководствоваться следующим правилам:

- не уничтожать животных без особой необходимости;

- не выносить их за пределы местообитаний, в которых они были пойманы;

-оставлять участок отлова ненарушенными (возвращать на место перевернувшие камни, брёвна, доски и так далее).

Безумно собранные, неправильно оформленные и хранящиеся коллекции – преступление против природы.

Пойманные насекомые усыпляются в морилке 1-2 часа. После этого насекомых раскладываем на матрасике. Пишем пояснения про разложенных на матрасике насекомых на накрывающем их бумаге. Обычно указывается, где, когда и кем они были собраны. Крылатых насекомых (бабочки, стрекозы) расправляем крылья в расправилке (2-3 дня).

3 этап. Определение пойманных насекомых, составление коллекций.

Пойманных насекомых монтируем, накалывая на булавки. Жуков прокалывают в передней части правого надкрылья, клопов — так же (если щиток, треугольник на спине между основаниями надкрылий, маленький) или в середине щитка (если он большой), прочих насекомых — в середине спинной стороны груди (грудью у насекомых называют часть тела, из которой растут ноги), оставляя чуть больше одного сантиметра между насекомым и головкой булавки. Наколотых насекомых расставляем в коробках рядами — слева направо, бок о бок, головой вперёд.

Определяем насекомых с помощью определителя, рассматривая их под лупой или в бинокуляр. При этом держать насекомое нужно только за булавку, чтобы не повредить.

 Под опознанных насекомых подкалываем определительные этикетки, на которых указываем, как называется насекомое (по-латыни), кто и в каком году его определил.

 Важные детали

Чтобы насекомые не плесневели в коробках, свеженаколотым нужно дать высохнуть, не закрывая плотно крышку. Если в комнате сухо, они высохнут за неделю или две. Потом их лучше, напротив, хранить в плотно закрытых коробках, чтобы их не съели другие насекомые, такие как жуки-кожееды, многие из которых питаются сухими трупами — в том числе хранящимися в коллекциях.

Очень много времени человек уделяет борьбе с насекомыми, сорняками. Но тем не менее, ни один элемент в природе не бывает лишним. Всё в природе взаимосвязано – почва, воздух, растения, насекомые, животные и человек. Сообщество всех живых организмов, среда их обитания и связи между ними составляют единую биологическую систему, которая в экологии называется экосистемой. Проделав данную исследовательскую работу, дети приходят к заключению, что луга, поля, леса – это целая экосистема в которой насекомые занимают определённое место, знакомятся с видовым составом насекомых обитающих на местности. Убеждаются, что несомненно, насекомые играют свою важную роль в природе.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области