Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №22 Колпинского района Санкт - Петербурга
Проект
«Зимующие птицы»
подготовительная группа
Воспитатели: Гриневич С.Д. высшая квалификационная категория
Егорова О.Г. высшая квалификационная категория
Санкт – Петербург
2021 г.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана неслучайно. Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы.
Цель проекта:
Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи по образовательным областям
Социально - коммуникативное развитие | |
Познавательное развитие: | |
Речевое развитие: | |
Художественно-эстетическое развитие: | |
Физическое развитие: |
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный с 18.01. 2021г. по 25.01. 2021г.
Возраст: 6 - 7 лет.
Участники: воспитатели, дети и родители подготовительной группы.
Этапы проекта
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (практический)
3 этап – заключительный
Реализация проекта
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
2 этап
Основной (практический)
Формы и методы | Название мероприятия |
Непосредственно – образовательная деятельность | |
Беседы | |
Игровая деятельность | |
Чтение художественной литературы |
Работа с родителями:
Беседы:
3 этап – заключительный
Викторина «Зимующие птицы»
Итог работы:
Расширился кругозор детей о зимующих птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки. Дети и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудное зимнее время.
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №22 Колпинского района Санкт - Петербурга
Викторина
для детей подготовительной группы
по теме «Зимующие птицы».
Воспитатели: Гриневич С.Д. высшая квалификационная категория
Егорова О.Г. высшая квалификационная категория
Санкт – Петербург
2021 г.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация».
Виды детской деятельности:
игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная.
Цель:
Планируемые результаты:
Ребенок принимает активное участие в организации и проведении викторины, умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи, эмоционально реагирует на литературное произведение, активно и доброжелательно ведет себя в процессе коллективной деятельности.
Материалы и оборудование:
Два макета деревьев, картинки с изображением разных видов птиц, конверт с письмом, игрушка Совунья, фишки, призы за участие в викторине.
ХОД ВИКТОРИНЫ:
Организационный момент:
Дружно дети встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Ведущий:
Ребята, мы с вами на занятиях говорили много про птиц, наблюдали за поведением птиц на прогулках, заучивали стихи, и разгадывали загадки. Но самое главное, вы вместе со своими родителями изготовили кормушки для птиц, прилетающих к нам на участок, и мы теперь знаем, что им будет гораздо легче пережить суровую зиму.
Сегодня мы проведем викторину «Что? Где? Когда?», про птиц. Согласны?
Дети:
Согласны.
Ведущий:
Давайте разделимся на две команды «Снегирей» и «Синиц».
За каждое правильно выполненное задание команда будет получать 1 балл. Чья команда наберёт больше баллов – станет победителем.
Сегодня к нам в садик пришло письмо (показ конверта с письмом).
А от кого оно, вы узнаете, отгадав загадку. Команда, которая первая отгадает, загадку получает 1 балл - фишку.
Это героиня веселого мультфильма «Смешарики».
Тело её круглой формы, сиреневого цвета. Живёт в маленькой стране, в дупле огромного дуба. Очень хозяйственная. Она любит готовить и кататься на лыжах. У неё восемь друзей, которым она с удовольствием даёт мудрые советы.
Дети:
Это - Совунья
Ведущий:
А теперь я зачитаю вам письмо:
Дорогие ребята! В нашу страну «Смешарию», долетела весть о том, что вы очень любите птиц и много о них знаете. Хотелось бы проверить, так ли это на самом деле. Если вы правильно выполните все мои задания, то я порадуюсь за вас, и прилечу к вам в гости с подарками от моих друзей.
С уважением, Совунья.
Ведущий:
Ну, как ребята, согласны вы выполнить задания.
Дети:
Да, согласны.
Ведущий:
Тогда внимание, вот первое задание.
Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите,
Дети, кто мы? Назовите?
Дети:
Зимующие птицы.
Ведущий:
Внимание! Второе задание командам.
Называется - «Найди птицу». Каждая команда на своем дереве должна разместить только зимующих птиц.
( Команды подходят к своему панно и размещают на нем птиц, отбирая только зимующих)
Два панно деревьев с птицами вывешивается на доску. Дети сравнивают, если есть ошибки, фиксируют их, объясняют, что не правильно и почему.
Ведущий:
Внимание третье задание.
Сорока, ворона, дятел, воробей, голубь. Как можно назвать всех этих птиц? И почему их так назвали?
Дети:
Зимующие птицы, они не улетают на юг, зимуют у нас
Ведущий:
Правильно. Наши верные друзья – осёдлые птицы, которые живут у нас круглый год, не улетают на юг. В сильные морозы они в поисках пищи перебираются поближе к жилью человека, ждут помощи от нас.
Ведущий:
Ещё четвертое задание.
Отгадайте загадки:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее? (ворона)
Вкруг ствола большой сосны
Шишки по снегу видны.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный … (дятел)
Трещала с самого утра:
«Пор – р- ра! Пор-р-ра!»
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока)
Ведущий:
Пятое задание. Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Каких птиц называют кочующими? Перечислите их.
Дети:
Птицы, которые с наступлением холодов прилетают в наши края с северных лесов, называются кочующими. Снегирь, клест, синица, свиристель.
Ведущий:
Шестое задание. Вспомнить стихотворения о кочующих птицах.
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегирей в окно увидишь:
Здравствуй, милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть!
Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
Тинь - тень, Тили - тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек.
Физминутка:
Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири | по 4 наклона головы в стороны хлопка руками по бокам и по коленям |
Распушили перышки, Греются на солнышке. | На первое слово – частое потряхивание руками, а второе – хлопок по бокам |
Головой вертят, Улететь хотят. | По 2 поворота головы на каждую строку |
- Кыш, кыш! Улетели! За метелью! За метелью! | Дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями |
Ведущий:
Седьмое задание Совуньи! Игра «Четвертый лишний
Клест, синица, кукушка, воробей. Кто лишний? Почему?
Дети:
Кукушка, потому что, это перелётная птица
Ведущий:
Восьмое задание. Игра «Что объединяет?»
Муравейник, нора, дупло, изба, гнездо.
Дети:
Это жилища: муравейник – дом для муравьев; нора – для лис, грызунов; дупло – для белок, хорьков; изба – для человека; гнездо – для птиц.
Ведущий:
Следующее задание. «Конкурс тараторок».
Для этого конкурса приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они соревнуются друг с другом в проговаривание скороговорок (1 балл за каждую скороговорку)
Ведущий:
А теперь внимание десятое задание . Игра «Собери картинку». Командам нужно разбиться на пары и каждая пара составит из частей изображение своей птицы.
Дети работают за столами.
Ведущий:
Но пора подводить итог нашей викторины.
Стук в дверь.
Воспитатель вносит игрушку Совуньи.
Совунья:
Здравствуйте дорогие ребята! Я очень рада тому, что вы так успешно справились со всеми заданиями.
Ведущий:
Совунья, давай вместе с тобой подсчитаем баллы, которые заработали ребята, выполняя твои задания.
Подведение итогов викторины.
Совунья:
Сегодня, к моей великой радости нет проигравших, обе команды заработали равное количество баллов. Вы много знаете о птицах.
Ведущий:
Да, Совунья, наши ребята очень любят птиц и много о них знают. А ещё они заботятся о них, помогают нашим пернатым друзьям.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь
Ведущий:
Ребята, что может случиться, если люди не будут помогать птицам пережить суровую зиму?
Дети:
Они погибнут
Ведущий:
Представим себе на одну минутку, что на земле осталось мало птиц? Что измениться?
Дети:
Разведется много вредных насекомых и мелких грызунов. Деревья начнут болеть и погибнут. Людям станет трудно дышать, потому что деревья вырабатывают кислород. Вредители будут уничтожать весь урожай на полях и огородах
Ведущий:
А еще я думаю, что будет очень печально, если мы не сможем наслаждаться пением птиц, их весеннему гомону, и поэтому
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Ведущий:
А ещё Совунья на нашем участке, на улице есть кормушка, в которую мы с ребятами каждую прогулку кладём корм для птиц, особенно много прилетает синиц.
Совунья:
Какие вы молодцы, ребята, хорошо знаете и заботитесь о птицах. А я в свою очередь хочу сделать подарки вам. Мои друзья - смешарики просили передать вам большой привет и сладких червячков и жучков. Угощайтесь.
А мне пора возвращаться к своим друзьям. Творческих вам успехов.
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №22 Колпинского района Санкт - Петербурга
Конспект
по познавательному развитию
в подготовительной группе
«Зимующие птицы»
Воспитатели: Гриневич С.Д. высшая квалификационная категория
Егорова О.Г. высшая квалификационная категория
Санкт – Петербург
2021 г.
Цель: Углублять и расширять представление о зимующих птицах.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Материалы и оборудование:
Иллюстрации зимующих птиц, кормушка, разрезные картинки (зимующих птиц), презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих и перелетных птиц, рисунок дерева для птиц.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда именно, вы должны отгадать, послушав стихотворение.
Воспитатель:
«Зимний лес в объятьях тишины.
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош.
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож.
На хрустально - ледяное царство». (Светлана Комогорцева.)
Воспитатель:
Какое время года описано в стихотворении?
Дети:
Зима
Воспитатель:
А какие вы зимние месяцы знаете?
Дети:
Декабрь, январь, февраль
Воспитатель:
О чем говорится в стихотворении?
Дети:
О зимнем лесе, то он стоит в снегу, о ледяном царстве…
Воспитатель:
Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там.
(1 слайд.) «Зимний лес».
Воспитатель:
Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)
Воспитатель:
Дети, чьи голоса вы слышите?
Дети:
Птичьи
Воспитатель:
Правильно это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? Дети:
Перелетные
Воспитатель:
Назовите их
Дети:
Ласточка, скворец, грач, соловей
Воспитатель:
А почему они улетают на зиму от нас?
Дети:
Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом, холодно
Воспитатель:
А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать?
Дети:
Зимующие птицы или осёдлые.
Воспитатель:
Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
Воспитатель:
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц.
(Дети подходят к дереву, на котором силуэты зимующих птиц: снегирь, синица, дятел.)
Воспитатель:
Посмотрите, сколько разных птиц нас встречает? Какие птицы вам знакомы?
Дети:
Снегирь, синица, дятел, ворона, воробей.
Воспитатель:
Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные. Расскажите про них
1 ребёнок:
Снегирей зовут так, потому что прилетают с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубвато – серая и чёрная голова, и крылья.
2 ребёнок
У синичек – грудки жёлтые, а головки и крылья чёрные
3 ребёнок
Дятел, живёт в лесу, лечит деревья, добывая из – под коры вредных жучков.
4 ребёнок
Воробей маленький, шустрый, быстрый.
5 ребёнок
Ворона – это большая, чёрная, хитрая, важная птица.
Воспитатель:
Сейчас мы поиграем в игру «Узнай птицу по описанию»
Я вам буду называть описание птички, кто угадает поднимает, руку и найдёт её на нашем необычном дереве.
Воспитатель:
Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.
Дети:
Воробей
Воспитатель:
Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое.
Дети:
Синицы
Воспитатель:
У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
Дети:
Дятел
Воспитатель:
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета.
Дети:
Снегирь
Воспитатель:
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое.
Дети:
Ворона
Воспитатель:
Молодцы узнали всех птиц.
Воспитатель:
Для чего нужны птицы?
Дети:
Они являются санитарами леса, способствуют размножению растений, для красоты.
Воспитатель:
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев мы видим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка много знаете о них и определите их. Где зимующие, а где перелетные птицы.
Давайте поиграем в игру: «Перелетные и зимующие»
Воспитатель:
Ребята разложите картинки, где перелётные птицы и зимующие.
Воспитатель:
Молодцы, распределили всех птиц.
Воспитатель:
А теперь вставайте, давайте превратимся в птичек.
Физминутка: «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Показ презентации « Зимующие птицы».
Презентация "Зимующие птицы" - YouTubeyoutube.com›watch?v=PYbxenyTBUU
Дидактическая игра «Знай и назови».
Каждому ребенку раздать карточки, на которых изображены птицы, но так, чтобы никто не видел изображенного.
Воспитатель:
Ребята, вам я раздала карточки, на которых изображены птицы. Вы должны придумать загадку про нее, т. е. описать ее, не называя или рассказать о ней что-то интересное, чтобы всем детям было ясно о какой птице вы говорите. Затем все должны, определить какая это птица.
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вот и пришло время возвращаться с зимнего леса обратно.
Воспитатель:
Вам понравилось путешествовать по зимнему лесу?
Воспитатель:
А что вам особенно понравилось?
Дети:
Нам понравилось играть в игры. Мы много знаем про птиц. Мы научились отгадывать описательные загадки про зимующих птиц. Нам на занятии было интересно и весело.
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №22 Колпинского района Санкт - Петербурга
Конспект
по художественно - эстетическому развитию
в подготовительной группе
пластилинография «Живые яблочки на ветках»
Воспитатели: Гриневич С.Д. высшая квалификационная категория
Егорова О.Г. высшая квалификационная категория
Санкт – Петербург
2021 г.
Цель: Изобразить рельеф снегиря сидящего на ветке дерева
Задачи:
1. Знакомить детей с понятием цвета и композиции. Уточнить представление о внешнем виде снегиря (особенности строения, окраска);
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Воспитывать любознательность, художественный вкус.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций про снегирей, наблюдение за птицами на прогулке, беседа о зимующих птицах.
Материал: картон с изображением контура снегиря; набор пластилина; влажные салфетки для рук; иллюстрация с изображением снегиря.
Организационный момент
Воспитатель:
Дети, какое у нас сегодня настроение?
Давайте нашим настроением поделимся друг с другом
К солнышку потянулись
Лучики взяли
К сердцу прижали
Людям отдали и улыбнулись!
Настроение хорошее. Вы готовы заниматься? Хорошо!
Ход занятия
Воспитатель:
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Как вы думаете, почему так тихо в лесу?
Дети:
Всё спит. Птицы не поют.
Воспитатель:
Почему не поют птицы?
Дети:
Улетели в тёплые края.
Воспитатель:
Я вижу здесь птиц (на мольберте предметные картинки с изображением зимующих птиц), значит, не все птицы улетели.
Бывают птицы разные: одни боятся вьюг
И улетают на зиму на теплый, добрый юг
Другие же над Родиной
В мороз над лесом кружат
Разлука с Родиной родной
Страшнее лютой стужи!
Воспитатель:
А случайно среди зимующих птиц не затерялись перелетные? Если да перенесите их в теплые страны.
Дети выполняют задание.( переносят птиц на другой стол)
Воспитатель:
Отгадайте загадку« Угадайте что за птица?»
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык:
Говорить всем «Чик - Чирик» ( Воробей)
Непоседа, невеличка, с жёлтым животом та птичка.
Любит сало и пшеницу. Кто узнал её?( Синица)
Тук-тук-тук - с утра весь день
Как стучать ему не лень?( Дятел )
Окраска сероватая
Повадкой вороватая ,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Это … (Ворона)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он явился к нам опять ( Снегирь)
Яблоки на ветке
Скорей их собери
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это….( Снегири)
Воспитатель:
А теперь послушайте рассказ о снегирях.
«Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы – снегири. Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом.
Снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато – зеленой спинкой и черной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.
С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы.
Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием».
Воспитатель:
Как мы можем помочь этим птицам?
Дети:
Сделать кормушки, положить корм – ягоды сушёные
Воспитатель:
Самое главное правило для человека – не вмешиваться в природу и беречь маленьких пернатых друзей! Без них наша жизнь станет скучной и «некрасивой».
Физкультминутка
« Снегирек »
Сел на ветку снегирек. Руку, согнутую в локте, поставить на стол, пальцы сложить в виде клюва.
Пошел снежок он промок. Опустить «голову птицы» клювом вниз.
Ветерок подул слегка, Помахать другой рукой на снегирька.
Обсушил нам снегирька.
Снегирек встрепенулся, Повертеть «головой снегирька» в разные
К солнышку взлетел, стороны. Соединить большие пальцы обеих
Песенку запел. рук, остальными пальцами делать взмахи
Т. Бондаренко как крыльями.
Воспитатель:
А давайте еще порадуем снегирей, сделаем для них подарок. Нарисуем снегирей пластилином. Вспомним как мы выполняем налеп : берем маленький кусочек пластилина , разминаем его и примазываем к силуэту тонким слоем по всей длине , не заходя за контур Уточним какими цветами пластилина будем пользоваться ( голова- черная , спинка- черная , грудка- красная , хвост- черный , глазик – белый , веточка – коричневая , ягодки – красные )
Воспитатель:
Молодцы! У нас получился прекрасный подарок для снегирей. Давайте не будем забывать кормить всех зимующих птиц, а с приходом лета за эту заботу птицы отплатят добром, уничтожая вредных насекомых.
Снегири рябину ели
— Нет вкуснее ужина!
Даже брюшки покраснели,
От такого кушанья.