Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ЗАБАВУШКА» познавательной направленности для детей 3-5 лет ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цель проекта знакомство детей с фольклором, бытом, традициями и искусством русского народа через разные виды деятельности. Задачи проекта Обучающие - знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением - пробуждать интерес к русской народной культуре - познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров - познакомить с русским народным творчеством игры, хороводы, колядки, песни и др. - создать благоприятные условия для развития детей. Воспитательные воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей. Развивающие развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Родничок»

пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Принято на Педагогическом совете Утверждено:

Протокол № 1 от ____________ Заведующая МКДОУ

Председатель Педагогического совета д/с «Родничок» пгт Юрья

________М.Г.Смердова __________/Н.Н.Пыхтеева/

Приказ № ___от___.___.2020

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«ЗАБАВУШКА»

познавательной направленности для детей (3-5 лет)

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Срок реализации проекта 2 года

Составила: воспитатель Злобина Н.В

пгт Юрья, 2020г

Пояснительная записка

«Через красивое к человечному-

такова закономерность воспитания»

В.А.Сухомлинский

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён вернуть утерянные ценности.

Актуальность проекта

Данный проект нацелен на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры– одна из актуальных проблем, которая должна быть не безразлична всем тем, кто имеет отношение к детям. Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в дошкольном возрасте. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Новизна проекта

Новизна заключается в том, что темы занятий проекта дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми. Разучивая новые потешки, заклички занятия будут посещать персонажи этих фольклорных произведений. Предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал расположен от простого к сложному.

Направленность проекта

Так, как приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Cистема знаний поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края. В основу данного проекта заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данный проект я дополнила различным методическим материалом, других пособий, конспектов занятий.

Цель проекта: знакомство детей с фольклором, бытом, традициями и искусством русского народа через разные виды деятельности.

Задачи проекта

Обучающие:

- знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;

- пробуждать интерес к русской народной культуре;

- познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров;

- познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)

- создать благоприятные условия для развития детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей.

Развивающие:

развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;

способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.

Принципы реализации проекта

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русском быта.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)

Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Создание доброжелательной обстановки на занятиях.

Принцип прочности. Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой нравственного поведения и деятельности.

Методы и виды деятельности в проведении занятий:

Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы и виды деятельности:

Словесные методы:

рассказ, беседа о народных обычаях и традициях; использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы; заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.

Наглядные методы:

просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русского быта; рассматривание подлинных изделий народного искусства.

Практические и игровые методы:

использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; разыгрывание сценок и эпизодов сказок; использование пальчиковых игр и упражнений; хороводные игры, развлечения, фольклорные праздники, посиделки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для их выполнения.

Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать теоретические и практические занятия

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

В группе должна быть организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные игры. По многим литературным произведениям видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, загадок, небылиц, русских народных песен.

Возраст и характеристика категорий детей

Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Для начала усвоения проектного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.

Проект рассчитан на детей 3-5 лет.

Сроки реализации проекта.

Проект рассчитан на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность деятельности:

во второй младшей группе -10 минут

в средней группе – 15 минут

Условия необходимые для занятия

Личная заинтересованность педагога и детей.

Создание благоприятной атмосферы.

Достаточное количество наглядного материала и его разнообразие.

Планируемые результаты освоения.

Младший возраст

-формирование словаря: использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, загадки, руские народные сказки) и с инициативы педагога использует их в речи; умение  играть в народные подвижные игры (знает и умеет играть в 2-3 народные подвижные игры)

Средний возраст.

- формирование словаря; использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи); умение  играть в народные подвижные игры (знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним), знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.

Способы проверки результатов

Результативность, эффективность проекта можно выявить путем наблюдений в процессе самостоятельной деятельности; проводимого исследования (диагностическая карта педагога-приложение 1); анкетирования – родителей (приложение 2)

Руководитель проекта: Злобина Н.В.

Координатор: Пыхтеева Н.Н.

Консультант: М.Г.Смердова.

Содержание и этапы проектной деятельности

Дата

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Август 2020г.

Составление долгосрочного проекта и утверждение на педагогическом совете

Утверждение проекта

Август 2020г.

Изготовление пособий, изучение литературы, подбор материалов для работ.

Пособия изготовлены, литература изучена, материалы подобраны

Дата

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

01.09.2020 –

31.05.2022г.

Выполнить задачи, поставленные для реализации проекта

Реализация цели и задач проекта

Дата

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

01.05.2022 31.05.2022г.

Оценить работу всех участников проекта, родителями, коллегами

Позитивная оценка деятельности участников проекта

Мониторинг проекта

№ п/п

Направления

Методика

Показатели

Дата проведения

1.

Оценка педагогами ДОУ

Наблюдение

Качественный анализ

Май 2022г.

2.

Оценка родителями воспитанников

Анкетирование

Качественный анализ

Сентябрь 2020г/май 2021г.

3.

Диагностика детей по задачам проекта

Диагностика

Качественный и количественный анализ

Май 2021г., 2022г.

Ресурсное обеспечение проекта

Ресурсы

Сроки

Ответственный

Кадровый ресурс

Воспитатель- Злобина Н.В.

На все время реализации проекта

Воспитатель-Злобина Н.В..

Нормативно-правовой ресурс

Издание приказа заведующей МКДОУ детский сад «Родничок» об утверждении проекта «Забавушка».

Утверждение проекта на первом педагогическом совете.

Август-сентябрь 2020 г

Заведующая – Н.Н.Пыхтеева

Ст.воспитатель- М.Г.Смердова

Материально-технический ресурс

Специальный подбор выполняемой работы.

Изготовление пособий, изучение литературы.

В течение реализации проекта

Воспитатель-Злобина Н.В.

Родители детей и воспитатель

Информационный ресурс

Консультации для родителей

Выпуск информационных листов и буклетов.

В течение реализации проекта

Воспитатель –Злобина Н.В.

Материально-техническое обеспечение проекта.

-Театр пальчиковый, настольный, театр на рукавичках и др.

-Реквизит для разыгрывания сценок: ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски;

-Атрибуты для различных игровых позиций: книги, картины, предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты.

-Материал для занятий творческой мастерской: краски, клей, различные виды бумаги и ткани, природный материал и др.

-Музыкальный центр, ноутбук, ИКТ.

Учебно-тематическое планирование.

Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих разделов:

Устный фольклор

Простейшие детские стихи, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

Этнографические сведения

Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.

Игры

Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, народные, хороводные и драматические игры.

Фольклорный театр

Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.

Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».

Творческая мастерская

На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи. В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.

Учебно-тематический план (вторая младшая группа) 2020 – 2021 уч.г.

Месяц/

неделя

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

Сентябрь

1неделя

Занятие 1.Давайте знакомиться

0,5

0,5

1

2 неделя

Занятие 2. «Коток-воркоток». 

1

1

3 неделя

3анятие 3. Выйдет котя в огород – всполошится весь народ

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 4. Как котик в гости ходил

0,5

0,5

1

Октябрь

1 неделя

Занятие 5. Ходит по двору петух

1

1

2 неделя

Занятие 6. Трое маленьких котят

0,5

0,5

1

3 неделя

Занятие 7. Золотой венок

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 8. Наша-то хозяюшка

1

1

Ноябрь

1 неделя

Занятие 9. Для умелой руки все работы легки

0.5

0,5

1

2 неделя

Занятие 10. Что есть в печи – все на стол мечи

1

1

3 неделя

Занятие 11. Заинька в гостях

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 12. Покатился колобок

1

1

Декабрь

1 неделя

Занятие 13. Здравствуй, гостья зима

1

1

2 неделя

Занятие 14. Кто в теремочке живет, играет да поет?

0,5

0,5

1

3 неделя

Занятие 15. Мы из сказки

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 16. Звери у елки

0,5

0,5

1

Январь

1 неделя

Занятие 17. В гостях у матрешек

1

1

2 неделя

Занятие 18. Рождество встречаем, пляшем и играем

0,5

0,5

1

3 неделя

Занятие 19. Матрешечки-круглешечки

1

1

4 неделя

Занятие 20. Кто у нас хороший?

0,5

0,5

1

Февраль

1 неделя

Занятие 21. Товару много всякого

1

1

2 неделя

Занятие 22. Дудку куплю – плясать пойду

0,5

0,5

1

3 неделя

Занятие 23. Как по воду ходили

1

1

4 неделя

Занятие 24. Аленку купаем, песню напеваем

0,5

0,5

1

Март

1 неделя

Занятие 25. Заботимся сами о бабушке, маме

0,5

0,5

1

2 неделя

Занятие 26. Ладушки-ладушки.

0,5

0,5

1

3 неделя

Занятие 27. Птички-птички, к нам летите.

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 28. Солнечный зайчик

0,5

0,5

1

Апрель

1 неделя

Занятие 29. Солнце припекло – одеяло утекло

1

1

2 неделя

Занятие 30. Дождь и радуга

1

1

3 неделя

Занятие 31. Гуляй, да дела не забывай

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 32. Пасха красная

1

1

Май

1 неделя

Занятие 33. Месяц май – сколько хочешь, гуляй!

0,5

0,5

1

2 неделя

Занятие 34. Уж как я ль мою коровушку люблю

0,5

0,5

1

3 неделя

Занятие 35. Козынька-козочок, острый рожок

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 36. Как без дудки – вот беда – ходят ноги не туда.

0,5

0,5

1

22ч

14ч

36ч

Перспективный годовой план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Забавушка» - вторая младшая группа

Месяц/ неделя

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1 неделя

Занятие 1.

Давайте знакомиться

Цель. Знакомство с «избой» и ее обитателями. Создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками о детях и прибаутками о котике

2 неделя

2 занятие

«Коток-воркоток»

Цель. Знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта.

3 неделя

Занятие 3.

Выйдет котя в огород – всполошится весь народ

Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, со сказкой «Девочка Снегурочка» в пересказе В. Даля. Вовлечение детей в подвижные и дидактические народные игры.

4 неделя

Занятие 4.

Как котик в гости ходил

Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок». Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса».

Октябрь

1 неделя

Занятие 5.

Ходит по двору петух

Цель. Знакомство с прибаутками, песенками, игрой и сказкой о петушке. Вызвать желание помочь петушку

2 неделя

Занятие 6.

Трое маленьких котят(Итоговое занятие-развлечение «Домашние животные»)

Цель. Закрепить в памяти прибаутки, привлечь всех детей к играм, инсценировкам, пляскам.

3 неделя

Занятие 7.

Золотой венок

.

Цель. Знакомство с летними крестьянскими работами, со сказкой «Золотой венок», игрой с «волком» в «воротики», с загадками о природных явлениях, народной песней

4 неделя

Занятие 8.

Наша-то хозяюшка

Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари, привлечь детей к посильной помощи, отметить желание помочь друг другу героев сказки «Репка»

Ноябрь

1 неделя

Занятие 9.

Для умелой руки все работы легки

Цель. Положительная оценка трудолюбия и желания помочь в работе. Закрепление знаний о предметах домашнего обихода и умений пользоваться ими. Знакомство с русской пословицей и сказкой «Бабушка, внучка да курочка». Учить понимать юмор сказки. Повторение колыбельной.

2 неделя

Занятие 10.

Что есть в печи – все на стол мечи

Цель. Дать понятие о русском гостеприимстве, традиционных русских блюдах и посуде, о поведении за столом. Знакомство с пословицами и сказкой «Заюшкина избушка

3 неделя

Занятие 11.

Заинька в гостях

Цель. Продолжение разговора о гостеприимстве. Вызвать ласковое отношение к маленькому гостю. Знакомство с русскими прибаутками и загадками о зайке, сказкой «Заяц-хваста». Вызвать ироничное отношение к хвастовству. Показать, как рубят капусту.

4 неделя

Занятие 12.

Покатился колобок

Цель. Воспитание дружелюбия. Используя сюжет знакомой сказки, повторить народные игры, загадки, прибаутки.

Декабрь

1 неделя

Занятие 13.

Здравствуй, гостья зима

Цель. Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать детей к их осмыслению.

Знакомство с детской зимней деревенской одеждой и традиционными зимними забавами. После просмотра сказки оценить поведение лисы (жадничает, ворует, обманывает, насмехается над обиженным), сравнить с отношением детей к голодному волку на прошлом занятии, когда они покормили волка пирожками.

2 неделя

Занятие 14.

Кто в теремочке живет, играет да поет?

Цель. Знакомство со сказкой «Теремок», отгадывание загадок о животных. Игра на ложках, дощечках, стиральной доске, трещотке

3 неделя

Занятие 15.

Мы из сказки

Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.

4 неделя

Занятие 16.

Звери у елки

.

Цель. Создание радостного предновогоднего настроения с помощью веселых народных игр и хороводов. Отгадывание загадок о животных, просмотр диафильма по знакомой сказке

Январь

1 неделя

Занятие 17.

В гостях у матрешек

.

Цель. Знакомство с матрешкой, женским народным костюмом. Напоминание об обычае хождения в гости с гостинцами. Вспомнить, как называются некоторые предметы домашней утвари, для чего они предназначены

2 неделя

Занятие 18.

Рождество встречаем, пляшем и играем

Цель. Рассказать детям о Рождестве Христовом. Создать праздничное настроение.

3 неделя

Занятие 19.

Матрешечки-круглешечки

Цель. Знакомство с частушками. Пляска в русских сарафанах. Учить коллективно работать в мастерской. Обратить внимание детей на то, что работой можно приносить кому-то радость.

4 неделя

Занятие 20.

Кто у нас хороший?

.

Цель. Знакомство с русским костюмом мальчика, с хороводом «Ходит Ваня». Вовлекать детей в инсценирование песенок и прибауток, не требуя от них качества, но радуясь активности

Февраль

1 неделя

Занятие 21.

Товару много всякого

Цель. Сообщить простейшие сведения о ярмарке. Знакомство с народной песней «Где был, Иванушка?» Повторение названий предметов посуды. Создание веселого настроения с помощью прибауток, инсценировок и игры в карусель

2 неделя

Занятие 22.

Дудку куплю – плясать пойду

Цель. Развитие темы «Ярмарка». Подчеркнуть веселый характер Петрушки, традиционного русского ярмарочного персонажа. Игра на шумовых инструментах, повторение их названий

3 неделя

Занятие 23.

Как по воду ходили

Цель. Знакомство с колодцем и рукомойником. Сказку «Мороз Иванович» рассказать в простом варианте, используя куклы и предметы по содержанию сказки. Напомнить, что хорошая работа приносит радость

4 неделя

Занятие 24.

Аленку купаем, песню напеваем

Цель. Воспитание ласкового, заботливого отношения к маленькому ребенку. Знакомство с песенками, пестушками и потешками на тему «Купание». Привлечение детей к помощи по хозяйству. Знакомство со сказкой «Липунюшка»

Март

1 неделя

Занятие 25.

Заботимся сами о бабушке, маме

Цель. Продолжение темы заботливого отношения к людям. Показать необходимость такой заботы. Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» и иллюстрациями к ней.

2 неделя

Занятие 26.

Ладушки-ладушки

Цель. Знакомство с народными пальчиковыми играми, новыми потешками и повторение известных игр. Ознакомление с театром теней.

3 неделя

Занятие 27.

Птички-птички, к нам летите

Цель. Знакомство с традицией зазывать весну, птиц, с закличкой как формой русского фольклора. Отгадывание загадок о птицах, знакомство с прибауткой «Две тетери», вызвать интерес к народной игре «Гуси и волк», вызывая у детей эмоциональный отклик на происходящие в ней события. Для создания радостного настроения использовать костюмированное театральное представление и подарки.

4 неделя

Занятие 28

. Солнечный зайчик

.

Цель. Знакомство с русской народной сказкой «Солнечный зайчик». Отметить пользу взаимовыручки и радость, которую приносят доброта и дружба. Повторение знакомого хоровода

Апрель

1 неделя

Занятие 29.

Солнце припекло – одеяло утекло

Цель. Знакомство со сказкой «Снегурочка». Повторение загадок и пословиц о снеге. Радостно встретить смену времен года.

2 неделя

Занятие 30.

Дождь и радуга

Цель. Знакомство с народной календарной сказкой «Мужик и дождь», новыми закличками, загадками о дожде и радуге. Поощрять желание дружной работой помочь медвежонку.

3 неделя

Занятие 31.

Гуляй, да дела не забывай

Цель. Продолжение темы помощи старшим, воспитание уважительного отношения к окружающим, умения мириться и раскаиваться в плохих поступках. Знакомство с народной плясовой «На зеленом лугу»

4 неделя

Занятие 32.

Пасха красная

Цель. Веселая встреча Пасхи. Знакомство с народными пасхальными играми и песнями. 

Май

1 неделя

Занятие 33.

Месяц май – сколько хочешь, гуляй!

Цель. Организация «сказочной» прогулки, повторение знакомых закличек, игр, песенок. Знакомство с песней о березке. Инсценировка сказки с привлечением детей постарше, участие в ней всех детей. Упоминание о св. Георгии (Егории Храбром) и о народных обычаях и поверьях, связанных с ним.

2 неделя

Занятие 34.

Уж как я ль мою коровушку люблю

Цель. Знакомство с крестьянскими домашними животными и связанными с ними произведениями народного фольклора и обычаями. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца».

3 неделя

Занятие 35.

Козынька-козочок, острый рожок

Цель. Продолжать знакомство с домашними животными в крестьянском хозяйстве (коза) и с соответствующими произведениями русского фольклора. Учить заботливому отношению к домашним животным. Знакомство с трудом кузнеца, чтобы детям легче было понять слова «кузнец» и «сковал» в сказке «Волк и семеро козлят». Отметить, что добро всегда побеждает, а обманывать и быть злым – плохо.

4 неделя

Занятие 36.

Как без дудки – вот беда – ходят ноги не туда

Цель. Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, познакомить с новыми прибаутками, повторить знакомые песню и танец, создать у детей веселое настроение игрой на шумовых инструментах и предметах домашней утвари, напомнить их название и назначение.

Учебно-тематический план ( средняя группа) 2021-2022 уч.г.

Месяц/ неделя

Тема занятия

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

Сентябрь

1 неделя

Занятие 1 «Травушка-муравушка»

1

1

2 неделя

Занятие 2. Заскочил козлик в огород

1

1

3 неделя

Занятие 3. Веселые гости

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 4. Хозяйкины помощники

0,5

0,5

1

октябрь

1 неделя

Занятие 5. В гостях у матрешек

0,5

0,5

1

2 неделя

Занятие 6. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат

0,5

0,5

1

3 неделя

Занятие 7. Гость на гость – хозяйке радость

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 8. Мишуткина сказка.

1

1

Ноябрь

1 неделя

Занятие 9. Три медведя будут рады

0,5

1

2 неделя

Занятие 10. Как дедушка Егор на ярмарку ездил

1

1

3 неделя

Занятие 11. Нынче ярмарка у нас!

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 12. Курица-красавица

1

1

Декабрь

1 неделя

Занятие 13. Одеяло для медведя

0,5

0,5

1

2 неделя

Занятие 14. Про зайца

0,5

0,5

1

3 неделя

Занятие 15. Аннушкины песенки

1

1

4 неделя

Занятие 16. Зима-проказница

1

1

Январь

1 неделя

Занятие 17. Как Мороз в деревню ходил

1

1

2 неделя

Занятие 18. Веселый праздник – Рождество

1

1

3 неделя

Занятие 19. Перепутки ради шутки

1

1

4 неделя

Занятие 20. Скалка, помоги испечь пироги

0.5

0,5

1

Февраль

1 неделя

Занятие 21. Привередница

0,5

0,5

1

2 неделя

Занятие 22. Платок – посередочке цветок

1

1

3 неделя

Занятие 23. Не в свои сани не садись

1

1

4 неделя

Занятие 24. Тень-тень-потетень, веселимся целый день

1

1

Март

1 неделя

Занятие 25. Приди, весна, с радостью

0,5

0,5

1

2 неделя

Занятие 26. Весна зиму поборола

1

1

3 неделя

Занятие 27. Медвежонок проснулся

1

1

4 неделя

Занятие 28. Помоги нам, Петя, разбудить медведя

0,5

0,5

1

Апрель

1 неделя

нятие 29. Хочешь есть калачи – не лежи на печи

0,5

0,5

1

2 неделя

Занятие 30. Выше города плетень

1

1

3 неделя

Занятие 31. Кораблик

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 32. Пасхальная забава

0,5

0,5

1

Май

1 неделя

Занятие 33. Жар-птица с березой не сравнится

0,5

0,5

1

2 неделя

Занятие 34. Дождик вымочит, а солнышко высушит

1

1

3 неделя

Занятие 35. Сказка своими руками

0,5

0,5

1

4 неделя

Занятие 36. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!

1

1

21ч

15ч

36ч

Перспективный годовой план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Забавушка» - средняя группа

Месяц / Неделя

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя

Занятие 1

«Травушка-муравушка»

Цель. Беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных. Обратить внимание детей на бережное отношение к природе. Инсценировать народную песенку, поиграть в народную игру, познакомить со сказкой «Лиса и дрозд».

2 неделя

Занятие 2.

Заскочил козлик в огород

Цель. Воспитывать доброе отношение к животным. Отгадывание загадок об овощах, припоминание знакомых загадок о домашних животных, знакомство с народными песенками «Заскочил козлик…» и «Про козла».

3 неделя

Занятие 3.

Веселые гости

Цель. Учить понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок».

4 неделя

Занятие 4.

Хозяйкины помощники

Цель. Учить уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку.

октябрь

1 неделя

Занятие 5.

В гостях у матрешек

Цель. Напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей». Совместное чаепитие.

2 неделя

Занятие 6.

Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат

Цель. Знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь».

3 неделя

Занятие 7.

Гость на гость – хозяйке радость

Цель. Развитие темы о русском гостеприимстве. Дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль».

4 неделя

Занятие 8. Мишуткина сказка.

Цель. Напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры.

Ноябрь

1 неделя

Занятие 9.

Три медведя будут рады

Цель. Учить исправлять ошибки в своем поведении, заглаживать вину хорошим поступком. Роспись бумажной тарелочки – учить пользоваться квачиками разного размера.

2 неделя

Занятие 10.

Как дедушка Егор на ярмарку ездил

Цель. Учить отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду.

3 неделя

Занятие 11.

Нынче ярмарка у нас!

Цель. Отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров.

4 неделя

Занятие 12.

Курица-красавица

Цель. Беседа о деревенской домашней птице с использованием прибауток, загадок, песенок. При показе инсценировки «Курочка Ряба» повторить названия предметов домашней утвари.

Декабрь

1 неделя

Занятие 13.

Одеяло для медведя

Цель. Изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Учить получать радость от бескорыстной помощи.

2 неделя

Занятие 14.

Про зайца

Цель. Обобщение известного детям фольклора о зайце. Учить детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение.

3 неделя

Занятие 15. Аннушкины песенки

Цель. Продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской.

4 неделя

Занятие 16.

Зима-проказница

Цель. На основе текстов К. Ушинского и сказки «Проказы Старухи-Зимы» провести беседу о русской зиме, обратить внимание детей на то, как живут в эту трудную пору люди и животные. Напомнить о необходимости заботиться о птицах и домашних животных, жалеть их. Знакомство со сказкой «Берестяная коробочка» и подвижной игрой «Два Мороза».

Январь

1 неделя

Занятие 17.

Как Мороз в деревню ходил

Цель. Помочь детям почувствовать поэзию русской народной сказки «Как Мороз в деревню ходил». Напомнить о наступающем Рождестве и деревенских обычаях его празднования. Знакомство со сказкой «Как волк лису обманул».

2 неделя

Занятие 18.

Веселый праздник – Рождество

Цель. Продолжать знакомить детей с православными праздниками и обычаями. Знакомство с рождественской сказкой и игрой «Снежок».

3 неделя

Занятие 19. Перепутки ради шутки

Цель. В игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный».

4 неделя

Занятие 20.

Скалка, помоги испечь пироги

Цель. Познакомить детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы.

Февраль

1 неделя

Занятие 21. Привередница

Цель. Поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель»

2 неделя

Занятие 22.

Платок – посередочке цветок

.

Цель. Познакомить детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. Аппликация из готовых форм на цветном фоне – развитие худосественного вкуса

3 неделя

Занятие 23.

Не в свои сани не садись

Цель. Рассказать о событии в избушке, знакомя детей с особым народным стилем изложения. Знакомство с новой пословицей, пестушкой и сказкой «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».

4 неделя

Занятие 24.

Тень-тень-потетень, веселимся целый день

Цель. Весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным.

Март

1 неделя

Занятие 25.

Приди, весна, с радостью

Цель. Всем вместе порадоваться приходу весны. Назвать новые загадки, заклички, песни, «величание», игры. Рассказать народное поверье о том, что птица кулик замыкает зиму.

2 неделя

Занятие 26.

Весна зиму поборола

.

Цель. Учить замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. Коллективная работа «Солнышко» – обучение слаженно и дружно трудиться

3 неделя

Занятие 27. Медвежонок проснулся

Цель. Познакомить с новыми играми, вспомнить в процессе общения колыбельные песенки, хоровод со сказочным медвежонком. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге.

4 неделя

Занятие 28.

Помоги нам, Петя, разбудить медведя

Цель. Познакомить с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Повторить народную игру, аккомпанируя плясовую. Познакомить со сказкой «Коза-дереза», похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке.

Апрель

1 неделя

Занятие 29.

Хочешь есть калачи – не лежи на печи

.

Цель. Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками

2 неделя

Занятие 30.

Выше города плетень

Цель. Учить мастерить плетень. Инсценировать песенку «Тень-тень-потетень». Поиграть в народные подвижные игры.

3 неделя

Занятие 31.

Кораблик

Цель. Учить проявлять заботу о попавших в беду. Познакомить со сказкой «Чувилюшка» и инсценировкой по мотивам народной сказки «Кораблик», поиграть в знакомые народные игры

4 неделя

Занятие 32. Пасхальная забава

Цель. Знакомство с пасхальными обычаями и играми. Изготовление двупланного панно. Учить дружно работать и играть

Май

1 неделя

Занятие 33.

Жар-птица с березой не сравнится

Цель. Воспитывать любовь к русской природе. Познакомить с народными сказками «Береза и жар-птица», «Как коза избушку построила», а также с такими предметами как светец, лучина, банный веник.

2 неделя

Занятие 34.

Дождик вымочит, а солнышко высушит

Цель. Знакомство с фольклором о природных явлениях. Учить заботиться о деревце. Выразительно и эмоционально рассказывая «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке», добиваться осуждения детьми зла и стремления к торжеству добра.

3 неделя

Занятие 35.

Сказка своими руками

Цель. Продолжение темы любви к родной природе. Совместное со взрослыми рисование квачиками на тему сказки «Волшебное блюдечко».

4 неделя

Занятие 36.

Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!

Цель. Занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в игры

Список использованных источников.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

2. Натарова В.И., Моя страна. Возрождение национальной куьтуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж ТЦ « Учитель», 2005. – 205 с.

3. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. — 2-е изд., испр. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 352

4. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области