Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Родничок»
пгт Юрья Юрьянского района Кировской области
Принято на Педагогическом совете Утверждено:
Протокол № 1 от ____________ Заведующая МКДОУ
Председатель Педагогического совета д/с «Родничок» пгт Юрья
________М.Г.Смердова __________/Н.Н.Пыхтеева/
Приказ № ___от___.___.2020
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«ЗАБАВУШКА»
познавательной направленности для детей (3-5 лет)
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
Срок реализации проекта 2 года
Составила: воспитатель Злобина Н.В
пгт Юрья, 2020г
Пояснительная записка
«Через красивое к человечному-
такова закономерность воспитания»
В.А.Сухомлинский
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Именно в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чём мечтали, рассказывали, пели, что передавали своим внукам и детям? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времён вернуть утерянные ценности.
Актуальность проекта
Данный проект нацелен на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры– одна из актуальных проблем, которая должна быть не безразлична всем тем, кто имеет отношение к детям. Эта проблема могла бы быть восполнена участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уже о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в дошкольном возрасте. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Новизна проекта
Новизна заключается в том, что темы занятий проекта дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми. Разучивая новые потешки, заклички занятия будут посещать персонажи этих фольклорных произведений. Предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал расположен от простого к сложному.
Направленность проекта
Так, как приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности. Данный проект направлен на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Cистема знаний поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края. В основу данного проекта заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Данный проект я дополнила различным методическим материалом, других пособий, конспектов занятий.
Цель проекта: знакомство детей с фольклором, бытом, традициями и искусством русского народа через разные виды деятельности.
Задачи проекта
Обучающие:
- знакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;
- пробуждать интерес к русской народной культуре;
- познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров;
- познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
- создать благоприятные условия для развития детей.
Воспитательные:
воспитывать нравственно-патриотические и духовные качества детей.
Развивающие:
развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, творческой инициативы.
Принципы реализации проекта
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русском быта.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному)
Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто перенимают его опыт. Создание доброжелательной обстановки на занятиях.
Принцип прочности. Полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой нравственного поведения и деятельности.
Методы и виды деятельности в проведении занятий:
Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы и виды деятельности:
Словесные методы:
рассказ, беседа о народных обычаях и традициях; использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы; заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен.
Наглядные методы:
просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов русского быта; рассматривание подлинных изделий народного искусства.
Практические и игровые методы:
использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; разыгрывание сценок и эпизодов сказок; использование пальчиковых игр и упражнений; хороводные игры, развлечения, фольклорные праздники, посиделки; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для их выполнения.
Для более успешного решения поставленных задач необходимо использовать теоретические и практические занятия
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
В группе должна быть организованна предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Собрана библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Создан уголок театрализованной деятельности, уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры, настольный, пальчиковый театры, театр по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные игры. По многим литературным произведениям видеокассеты, CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, загадок, небылиц, русских народных песен.
Возраст и характеристика категорий детей
Ребенок дошкольного возраста — это прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Для начала усвоения проектного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду.
Проект рассчитан на детей 3-5 лет.
Сроки реализации проекта.
Проект рассчитан на 2 года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.
Продолжительность деятельности:
во второй младшей группе -10 минут
в средней группе – 15 минут
Условия необходимые для занятия
Личная заинтересованность педагога и детей.
Создание благоприятной атмосферы.
Достаточное количество наглядного материала и его разнообразие.
Планируемые результаты освоения.
Младший возраст
-формирование словаря: использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, загадки, руские народные сказки) и с инициативы педагога использует их в речи; умение играть в народные подвижные игры (знает и умеет играть в 2-3 народные подвижные игры)
Средний возраст.
- формирование словаря; использование детьми в активной речи малых форм фольклора (знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи); умение играть в народные подвижные игры (знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним), знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
Способы проверки результатов
Результативность, эффективность проекта можно выявить путем наблюдений в процессе самостоятельной деятельности; проводимого исследования (диагностическая карта педагога-приложение 1); анкетирования – родителей (приложение 2)
Руководитель проекта: Злобина Н.В.
Координатор: Пыхтеева Н.Н.
Консультант: М.Г.Смердова.
Содержание и этапы проектной деятельности
Дата | Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
Август 2020г. | Составление долгосрочного проекта и утверждение на педагогическом совете | Утверждение проекта |
Август 2020г. | Изготовление пособий, изучение литературы, подбор материалов для работ. | Пособия изготовлены, литература изучена, материалы подобраны |
Дата | Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
01.09.2020 – 31.05.2022г. | Выполнить задачи, поставленные для реализации проекта | Реализация цели и задач проекта |
Дата | Содержание деятельности | Ожидаемый результат |
01.05.2022 31.05.2022г. | Оценить работу всех участников проекта, родителями, коллегами | Позитивная оценка деятельности участников проекта |
Мониторинг проекта
№ п/п | Направления | Методика | Показатели | Дата проведения |
1. | Оценка педагогами ДОУ | Наблюдение | Качественный анализ | Май 2022г. |
2. | Оценка родителями воспитанников | Анкетирование | Качественный анализ | Сентябрь 2020г/май 2021г. |
3. | Диагностика детей по задачам проекта | Диагностика | Качественный и количественный анализ | Май 2021г., 2022г. |
Ресурсное обеспечение проекта
Ресурсы | Сроки | Ответственный |
Кадровый ресурс | ||
Воспитатель- Злобина Н.В. | На все время реализации проекта | Воспитатель-Злобина Н.В.. |
Нормативно-правовой ресурс | ||
Издание приказа заведующей МКДОУ детский сад «Родничок» об утверждении проекта «Забавушка». Утверждение проекта на первом педагогическом совете. | Август-сентябрь 2020 г | Заведующая – Н.Н.Пыхтеева Ст.воспитатель- М.Г.Смердова |
Материально-технический ресурс | ||
Специальный подбор выполняемой работы. Изготовление пособий, изучение литературы. | В течение реализации проекта | Воспитатель-Злобина Н.В. Родители детей и воспитатель |
Информационный ресурс | ||
Консультации для родителей Выпуск информационных листов и буклетов. | В течение реализации проекта | Воспитатель –Злобина Н.В. |
Материально-техническое обеспечение проекта.
-Театр пальчиковый, настольный, театр на рукавичках и др.
-Реквизит для разыгрывания сценок: ширмы для кукольного театра, элементы костюмов, маски;
-Атрибуты для различных игровых позиций: книги, картины, предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты.
-Материал для занятий творческой мастерской: краски, клей, различные виды бумаги и ткани, природный материал и др.
-Музыкальный центр, ноутбук, ИКТ.
Учебно-тематическое планирование.
Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих разделов:
Устный фольклор
Простейшие детские стихи, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.
Этнографические сведения
Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.
Игры
Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, народные, хороводные и драматические игры.
Фольклорный театр
Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.
Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».
Творческая мастерская
На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи. В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.
Учебно-тематический план (вторая младшая группа) 2020 – 2021 уч.г.
Месяц/ неделя | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов |
Сентябрь 1неделя | Занятие 1.Давайте знакомиться | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 2. «Коток-воркоток». | 1 | 1 | |
3 неделя | 3анятие 3. Выйдет котя в огород – всполошится весь народ | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 4. Как котик в гости ходил | 0,5 | 0,5 | 1 |
Октябрь 1 неделя | Занятие 5. Ходит по двору петух | 1 | 1 | |
2 неделя | Занятие 6. Трое маленьких котят | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 неделя | Занятие 7. Золотой венок | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 8. Наша-то хозяюшка | 1 | 1 | |
Ноябрь 1 неделя | Занятие 9. Для умелой руки все работы легки | 0.5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 10. Что есть в печи – все на стол мечи | 1 | 1 | |
3 неделя | Занятие 11. Заинька в гостях | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 12. Покатился колобок | 1 | 1 | |
Декабрь 1 неделя | Занятие 13. Здравствуй, гостья зима | 1 | 1 | |
2 неделя | Занятие 14. Кто в теремочке живет, играет да поет? | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 неделя | Занятие 15. Мы из сказки | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 16. Звери у елки | 0,5 | 0,5 | 1 |
Январь 1 неделя | Занятие 17. В гостях у матрешек | 1 | 1 | |
2 неделя | Занятие 18. Рождество встречаем, пляшем и играем | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 неделя | Занятие 19. Матрешечки-круглешечки | 1 | 1 | |
4 неделя | Занятие 20. Кто у нас хороший? | 0,5 | 0,5 | 1 |
Февраль 1 неделя | Занятие 21. Товару много всякого | 1 | 1 | |
2 неделя | Занятие 22. Дудку куплю – плясать пойду | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 неделя | Занятие 23. Как по воду ходили | 1 | 1 | |
4 неделя | Занятие 24. Аленку купаем, песню напеваем | 0,5 | 0,5 | 1 |
Март 1 неделя | Занятие 25. Заботимся сами о бабушке, маме | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 26. Ладушки-ладушки. | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 неделя | Занятие 27. Птички-птички, к нам летите. | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 28. Солнечный зайчик | 0,5 | 0,5 | 1 |
Апрель 1 неделя | Занятие 29. Солнце припекло – одеяло утекло | 1 | 1 | |
2 неделя | Занятие 30. Дождь и радуга | 1 | 1 | |
3 неделя | Занятие 31. Гуляй, да дела не забывай | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 32. Пасха красная | 1 | 1 | |
Май 1 неделя | Занятие 33. Месяц май – сколько хочешь, гуляй! | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 34. Уж как я ль мою коровушку люблю | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 неделя | Занятие 35. Козынька-козочок, острый рожок | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 36. Как без дудки – вот беда – ходят ноги не туда. | 0,5 | 0,5 | 1 |
22ч | 14ч | 36ч |
Перспективный годовой план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Забавушка» - вторая младшая группа
Месяц/ неделя | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь 1 неделя | Занятие 1. Давайте знакомиться | Цель. Знакомство с «избой» и ее обитателями. Создание у детей хорошего настроения в условиях естественной, разговорно-игровой формы с потешками о детях и прибаутками о котике |
2 неделя | 2 занятие «Коток-воркоток» | Цель. Знакомство с колыбельными песенками, новыми прибаутками и песенками про котика и кошечку, а также с обстановкой избы и предметами быта. |
3 неделя | Занятие 3. Выйдет котя в огород – всполошится весь народ | Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, со сказкой «Девочка Снегурочка» в пересказе В. Даля. Вовлечение детей в подвижные и дидактические народные игры. |
4 неделя | Занятие 4. Как котик в гости ходил | Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок». Знакомство со сказкой «Кот, петух и лиса». |
Октябрь 1 неделя | Занятие 5. Ходит по двору петух | Цель. Знакомство с прибаутками, песенками, игрой и сказкой о петушке. Вызвать желание помочь петушку |
2 неделя | Занятие 6. Трое маленьких котят(Итоговое занятие-развлечение «Домашние животные») | Цель. Закрепить в памяти прибаутки, привлечь всех детей к играм, инсценировкам, пляскам. |
3 неделя | Занятие 7. Золотой венок . | Цель. Знакомство с летними крестьянскими работами, со сказкой «Золотой венок», игрой с «волком» в «воротики», с загадками о природных явлениях, народной песней |
4 неделя | Занятие 8. Наша-то хозяюшка | Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари, привлечь детей к посильной помощи, отметить желание помочь друг другу героев сказки «Репка» |
Ноябрь 1 неделя | Занятие 9. Для умелой руки все работы легки | Цель. Положительная оценка трудолюбия и желания помочь в работе. Закрепление знаний о предметах домашнего обихода и умений пользоваться ими. Знакомство с русской пословицей и сказкой «Бабушка, внучка да курочка». Учить понимать юмор сказки. Повторение колыбельной. |
2 неделя | Занятие 10. Что есть в печи – все на стол мечи | Цель. Дать понятие о русском гостеприимстве, традиционных русских блюдах и посуде, о поведении за столом. Знакомство с пословицами и сказкой «Заюшкина избушка |
3 неделя | Занятие 11. Заинька в гостях | Цель. Продолжение разговора о гостеприимстве. Вызвать ласковое отношение к маленькому гостю. Знакомство с русскими прибаутками и загадками о зайке, сказкой «Заяц-хваста». Вызвать ироничное отношение к хвастовству. Показать, как рубят капусту. |
4 неделя | Занятие 12. Покатился колобок | Цель. Воспитание дружелюбия. Используя сюжет знакомой сказки, повторить народные игры, загадки, прибаутки. |
Декабрь 1 неделя | Занятие 13. Здравствуй, гостья зима | Цель. Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать детей к их осмыслению. Знакомство с детской зимней деревенской одеждой и традиционными зимними забавами. После просмотра сказки оценить поведение лисы (жадничает, ворует, обманывает, насмехается над обиженным), сравнить с отношением детей к голодному волку на прошлом занятии, когда они покормили волка пирожками. |
2 неделя | Занятие 14. Кто в теремочке живет, играет да поет? | Цель. Знакомство со сказкой «Теремок», отгадывание загадок о животных. Игра на ложках, дощечках, стиральной доске, трещотке |
3 неделя | Занятие 15. Мы из сказки | Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство. |
4 неделя | Занятие 16. Звери у елки . | Цель. Создание радостного предновогоднего настроения с помощью веселых народных игр и хороводов. Отгадывание загадок о животных, просмотр диафильма по знакомой сказке |
Январь 1 неделя | Занятие 17. В гостях у матрешек . | Цель. Знакомство с матрешкой, женским народным костюмом. Напоминание об обычае хождения в гости с гостинцами. Вспомнить, как называются некоторые предметы домашней утвари, для чего они предназначены |
2 неделя | Занятие 18. Рождество встречаем, пляшем и играем | Цель. Рассказать детям о Рождестве Христовом. Создать праздничное настроение. |
3 неделя | Занятие 19. Матрешечки-круглешечки | Цель. Знакомство с частушками. Пляска в русских сарафанах. Учить коллективно работать в мастерской. Обратить внимание детей на то, что работой можно приносить кому-то радость. |
4 неделя | Занятие 20. Кто у нас хороший? . | Цель. Знакомство с русским костюмом мальчика, с хороводом «Ходит Ваня». Вовлекать детей в инсценирование песенок и прибауток, не требуя от них качества, но радуясь активности |
Февраль 1 неделя | Занятие 21. Товару много всякого | Цель. Сообщить простейшие сведения о ярмарке. Знакомство с народной песней «Где был, Иванушка?» Повторение названий предметов посуды. Создание веселого настроения с помощью прибауток, инсценировок и игры в карусель |
2 неделя | Занятие 22. Дудку куплю – плясать пойду | Цель. Развитие темы «Ярмарка». Подчеркнуть веселый характер Петрушки, традиционного русского ярмарочного персонажа. Игра на шумовых инструментах, повторение их названий |
3 неделя | Занятие 23. Как по воду ходили | Цель. Знакомство с колодцем и рукомойником. Сказку «Мороз Иванович» рассказать в простом варианте, используя куклы и предметы по содержанию сказки. Напомнить, что хорошая работа приносит радость |
4 неделя | Занятие 24. Аленку купаем, песню напеваем | Цель. Воспитание ласкового, заботливого отношения к маленькому ребенку. Знакомство с песенками, пестушками и потешками на тему «Купание». Привлечение детей к помощи по хозяйству. Знакомство со сказкой «Липунюшка» |
Март 1 неделя | Занятие 25. Заботимся сами о бабушке, маме | Цель. Продолжение темы заботливого отношения к людям. Показать необходимость такой заботы. Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» и иллюстрациями к ней. |
2 неделя | Занятие 26. Ладушки-ладушки | Цель. Знакомство с народными пальчиковыми играми, новыми потешками и повторение известных игр. Ознакомление с театром теней. |
3 неделя | Занятие 27. Птички-птички, к нам летите | Цель. Знакомство с традицией зазывать весну, птиц, с закличкой как формой русского фольклора. Отгадывание загадок о птицах, знакомство с прибауткой «Две тетери», вызвать интерес к народной игре «Гуси и волк», вызывая у детей эмоциональный отклик на происходящие в ней события. Для создания радостного настроения использовать костюмированное театральное представление и подарки. |
4 неделя | Занятие 28 . Солнечный зайчик . | Цель. Знакомство с русской народной сказкой «Солнечный зайчик». Отметить пользу взаимовыручки и радость, которую приносят доброта и дружба. Повторение знакомого хоровода |
Апрель 1 неделя | Занятие 29. Солнце припекло – одеяло утекло | Цель. Знакомство со сказкой «Снегурочка». Повторение загадок и пословиц о снеге. Радостно встретить смену времен года. |
2 неделя | Занятие 30. Дождь и радуга | Цель. Знакомство с народной календарной сказкой «Мужик и дождь», новыми закличками, загадками о дожде и радуге. Поощрять желание дружной работой помочь медвежонку. |
3 неделя | Занятие 31. Гуляй, да дела не забывай | Цель. Продолжение темы помощи старшим, воспитание уважительного отношения к окружающим, умения мириться и раскаиваться в плохих поступках. Знакомство с народной плясовой «На зеленом лугу» |
4 неделя | Занятие 32. Пасха красная | Цель. Веселая встреча Пасхи. Знакомство с народными пасхальными играми и песнями. |
Май 1 неделя | Занятие 33. Месяц май – сколько хочешь, гуляй! | Цель. Организация «сказочной» прогулки, повторение знакомых закличек, игр, песенок. Знакомство с песней о березке. Инсценировка сказки с привлечением детей постарше, участие в ней всех детей. Упоминание о св. Георгии (Егории Храбром) и о народных обычаях и поверьях, связанных с ним. |
2 неделя | Занятие 34. Уж как я ль мою коровушку люблю | Цель. Знакомство с крестьянскими домашними животными и связанными с ними произведениями народного фольклора и обычаями. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца». |
3 неделя | Занятие 35. Козынька-козочок, острый рожок | Цель. Продолжать знакомство с домашними животными в крестьянском хозяйстве (коза) и с соответствующими произведениями русского фольклора. Учить заботливому отношению к домашним животным. Знакомство с трудом кузнеца, чтобы детям легче было понять слова «кузнец» и «сковал» в сказке «Волк и семеро козлят». Отметить, что добро всегда побеждает, а обманывать и быть злым – плохо. |
4 неделя | Занятие 36. Как без дудки – вот беда – ходят ноги не туда | Цель. Продолжать воспитывать заботливое отношение к животным, познакомить с новыми прибаутками, повторить знакомые песню и танец, создать у детей веселое настроение игрой на шумовых инструментах и предметах домашней утвари, напомнить их название и назначение. |
Учебно-тематический план ( средняя группа) 2021-2022 уч.г.
Месяц/ неделя | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Всего часов |
Сентябрь 1 неделя | Занятие 1 «Травушка-муравушка» | 1 | 1 | |
2 неделя | Занятие 2. Заскочил козлик в огород | 1 | 1 | |
3 неделя | Занятие 3. Веселые гости | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 4. Хозяйкины помощники | 0,5 | 0,5 | 1 |
октябрь 1 неделя | Занятие 5. В гостях у матрешек | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 6. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 неделя | Занятие 7. Гость на гость – хозяйке радость | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 8. Мишуткина сказка. | 1 | 1 | |
Ноябрь 1 неделя | Занятие 9. Три медведя будут рады | 0,5 | 1 | |
2 неделя | Занятие 10. Как дедушка Егор на ярмарку ездил | 1 | 1 | |
3 неделя | Занятие 11. Нынче ярмарка у нас! | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 12. Курица-красавица | 1 | 1 | |
Декабрь 1 неделя | Занятие 13. Одеяло для медведя | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 14. Про зайца | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 неделя | Занятие 15. Аннушкины песенки | 1 | 1 | |
4 неделя | Занятие 16. Зима-проказница | 1 | 1 | |
Январь 1 неделя | Занятие 17. Как Мороз в деревню ходил | 1 | 1 | |
2 неделя | Занятие 18. Веселый праздник – Рождество | 1 | 1 | |
3 неделя | Занятие 19. Перепутки ради шутки | 1 | 1 | |
4 неделя | Занятие 20. Скалка, помоги испечь пироги | 0.5 | 0,5 | 1 |
Февраль 1 неделя | Занятие 21. Привередница | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 22. Платок – посередочке цветок | 1 | 1 | |
3 неделя | Занятие 23. Не в свои сани не садись | 1 | 1 | |
4 неделя | Занятие 24. Тень-тень-потетень, веселимся целый день | 1 | 1 | |
Март 1 неделя | Занятие 25. Приди, весна, с радостью | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 26. Весна зиму поборола | 1 | 1 | |
3 неделя | Занятие 27. Медвежонок проснулся | 1 | 1 | |
4 неделя | Занятие 28. Помоги нам, Петя, разбудить медведя | 0,5 | 0,5 | 1 |
Апрель 1 неделя | нятие 29. Хочешь есть калачи – не лежи на печи | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 30. Выше города плетень | 1 | 1 | |
3 неделя | Занятие 31. Кораблик | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 32. Пасхальная забава | 0,5 | 0,5 | 1 |
Май 1 неделя | Занятие 33. Жар-птица с березой не сравнится | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 неделя | Занятие 34. Дождик вымочит, а солнышко высушит | 1 | 1 | |
3 неделя | Занятие 35. Сказка своими руками | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 неделя | Занятие 36. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим! | 1 | 1 | |
21ч | 15ч | 36ч |
Перспективный годовой план занятий по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Забавушка» - средняя группа
Месяц / Неделя | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь 1 неделя | Занятие 1 «Травушка-муравушка» | Цель. Беседа о лекарственных травах, их заготовке и использовании в народной медицине, о заготовке сена для домашних животных. Обратить внимание детей на бережное отношение к природе. Инсценировать народную песенку, поиграть в народную игру, познакомить со сказкой «Лиса и дрозд». |
2 неделя | Занятие 2. Заскочил козлик в огород | Цель. Воспитывать доброе отношение к животным. Отгадывание загадок об овощах, припоминание знакомых загадок о домашних животных, знакомство с народными песенками «Заскочил козлик…» и «Про козла». |
3 неделя | Занятие 3. Веселые гости | Цель. Учить понимать юмор. Вспомнить народные загадки. Знакомство со сказкой «Бычок – смоляной бочок». |
4 неделя | Занятие 4. Хозяйкины помощники | Цель. Учить уважительному отношению к чужой работе. Показать успешность совместного труда и бесполезность хвастовства. Инсценировать знакомую сказку. |
октябрь 1 неделя | Занятие 5. В гостях у матрешек | Цель. Напомнить правила хождения в гости. Знакомство с традиционной русской выпечкой. Поиграть в игры «Кому с матрешками плясать» и «Андрей-воробей». Совместное чаепитие. |
2 неделя | Занятие 6. Возле пляшущих зайчат птицы клювами стучат | Цель. Знакомство с русскими народными промыслами: дымковской и богородской игрушками. Показ сопровождать прибаутками, песнями, игровыми действиями, сказкой «Маша и медведь». |
3 неделя | Занятие 7. Гость на гость – хозяйке радость | Цель. Развитие темы о русском гостеприимстве. Дальнейшее знакомство с дымковской и богородской игрушками, закрепление знаний о деревенской посуде, повторение прибауток, пестушек, разучивание новой народной игры, знакомство со сказкой «Лиса и журавль». |
4 неделя | Занятие 8. Мишуткина сказка. | Цель. Напомнить детям, как надо вести себя в гостях. Знакомство со сказкой «Три медведя». Вызвать сочувствие и желание помочь обиженному медвежонку. Разучивание народной игры. |
Ноябрь 1 неделя | Занятие 9. Три медведя будут рады | Цель. Учить исправлять ошибки в своем поведении, заглаживать вину хорошим поступком. Роспись бумажной тарелочки – учить пользоваться квачиками разного размера. |
2 неделя | Занятие 10. Как дедушка Егор на ярмарку ездил | Цель. Учить отгадывать народные загадки. Знакомство со сказкой «Мороз»: обратить внимание на то, к каким неприятностям может привести непочтительное отношение к окружающим, учиться прощать обиды и выручать попавших в беду. |
3 неделя | Занятие 11. Нынче ярмарка у нас! | Цель. Отгадывание старых и новых загадок о знакомых предметах. Продолжение знакомства с богородской игрушкой. Рисование дымковских узоров. |
4 неделя | Занятие 12. Курица-красавица | Цель. Беседа о деревенской домашней птице с использованием прибауток, загадок, песенок. При показе инсценировки «Курочка Ряба» повторить названия предметов домашней утвари. |
Декабрь 1 неделя | Занятие 13. Одеяло для медведя | Цель. Изготовление «одеяла» из бумажных лоскутков, разрисованных детьми. Учить получать радость от бескорыстной помощи. |
2 неделя | Занятие 14. Про зайца | Цель. Обобщение известного детям фольклора о зайце. Учить детей разыгрывать сказку. В знакомой игре усложнить правила. Знакомство со сказкой «Заяц и еж», обратить внимание детей на то, что хвастун может попасть в неловкое положение. |
3 неделя | Занятие 15. Аннушкины песенки | Цель. Продолжение знакомства с народными песнями и прибаутками, показать, как органично совмещается песня с работой, игрой и пляской. |
4 неделя | Занятие 16. Зима-проказница | Цель. На основе текстов К. Ушинского и сказки «Проказы Старухи-Зимы» провести беседу о русской зиме, обратить внимание детей на то, как живут в эту трудную пору люди и животные. Напомнить о необходимости заботиться о птицах и домашних животных, жалеть их. Знакомство со сказкой «Берестяная коробочка» и подвижной игрой «Два Мороза». |
Январь 1 неделя | Занятие 17. Как Мороз в деревню ходил | Цель. Помочь детям почувствовать поэзию русской народной сказки «Как Мороз в деревню ходил». Напомнить о наступающем Рождестве и деревенских обычаях его празднования. Знакомство со сказкой «Как волк лису обманул». |
2 неделя | Занятие 18. Веселый праздник – Рождество | Цель. Продолжать знакомить детей с православными праздниками и обычаями. Знакомство с рождественской сказкой и игрой «Снежок». |
3 неделя | Занятие 19. Перепутки ради шутки | Цель. В игровой форме рассказать детям о том, что у каждой вещи есть свое место, у каждого человека – свои обязанности, а нарушение этого порядка может привести к печальным последствиям, если, конечно, это не шутка. Знакомство с песенкой «Барашеньки» и со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». |
4 неделя | Занятие 20. Скалка, помоги испечь пироги | Цель. Познакомить детей с процессом замешивания теста, со скалкой, приобщать их к домашней работе и получать удовольствие от ее результата. Повторить названия некоторых видов посуды. При показе сказки «Лисичка со скалочкой» привлекать детей подпевать песенку лисы. |
Февраль 1 неделя | Занятие 21. Привередница | Цель. Поговорить о традиционном блюде русской кухни – каше. На примере героини сказки В. Даля «Привередница» учить правильному отношению к еде: без капризов и излишней разборчивости, с благодарностью к тому, кто потрудился, чтобы еду приготовить. Разучить игры «Пирожок» и «Кисель» |
2 неделя | Занятие 22. Платок – посередочке цветок . | Цель. Познакомить детей с русским головным убором на примере платков из Павловского Посада. Аппликация из готовых форм на цветном фоне – развитие худосественного вкуса |
3 неделя | Занятие 23. Не в свои сани не садись | Цель. Рассказать о событии в избушке, знакомя детей с особым народным стилем изложения. Знакомство с новой пословицей, пестушкой и сказкой «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». |
4 неделя | Занятие 24. Тень-тень-потетень, веселимся целый день | Цель. Весело отметить Масленицу. Составить оркестр из предметов домашнего обихода, познакомить со сказкой «Козел да баран». Продолжить тему доброго отношения к животным. |
Март 1 неделя | Занятие 25. Приди, весна, с радостью | Цель. Всем вместе порадоваться приходу весны. Назвать новые загадки, заклички, песни, «величание», игры. Рассказать народное поверье о том, что птица кулик замыкает зиму. |
2 неделя | Занятие 26. Весна зиму поборола . | Цель. Учить замечать приметы весны. Знакомство с народной календарной сказкой «Как весна зиму поборола», с песенкой «Патока с имбирем» и другим на весеннюю тему. Коллективная работа «Солнышко» – обучение слаженно и дружно трудиться |
3 неделя | Занятие 27. Медвежонок проснулся | Цель. Познакомить с новыми играми, вспомнить в процессе общения колыбельные песенки, хоровод со сказочным медвежонком. Отметить еще одну примету весны: медведь просыпается в берлоге. |
4 неделя | Занятие 28. Помоги нам, Петя, разбудить медведя | Цель. Познакомить с новыми прибаутками, приговорками, часть из них обыграть. Повторить народную игру, аккомпанируя плясовую. Познакомить со сказкой «Коза-дереза», похвалить смелого петушка, всегда играющего положительную роль в народной сказке. |
Апрель 1 неделя | Занятие 29. Хочешь есть калачи – не лежи на печи . | Цель. Беседа о весенних огородных работах, о лени и трудолюбии. Учить понимать юмор народных прибауток и потешек. Знакомство со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть» в варианте, представленном в мультфильме – учить стыдиться своего плохого поведения и исправлять его хорошими поступками |
2 неделя | Занятие 30. Выше города плетень | Цель. Учить мастерить плетень. Инсценировать песенку «Тень-тень-потетень». Поиграть в народные подвижные игры. |
3 неделя | Занятие 31. Кораблик | Цель. Учить проявлять заботу о попавших в беду. Познакомить со сказкой «Чувилюшка» и инсценировкой по мотивам народной сказки «Кораблик», поиграть в знакомые народные игры |
4 неделя | Занятие 32. Пасхальная забава | Цель. Знакомство с пасхальными обычаями и играми. Изготовление двупланного панно. Учить дружно работать и играть |
Май 1 неделя | Занятие 33. Жар-птица с березой не сравнится | Цель. Воспитывать любовь к русской природе. Познакомить с народными сказками «Береза и жар-птица», «Как коза избушку построила», а также с такими предметами как светец, лучина, банный веник. |
2 неделя | Занятие 34. Дождик вымочит, а солнышко высушит | Цель. Знакомство с фольклором о природных явлениях. Учить заботиться о деревце. Выразительно и эмоционально рассказывая «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке», добиваться осуждения детьми зла и стремления к торжеству добра. |
3 неделя | Занятие 35. Сказка своими руками | Цель. Продолжение темы любви к родной природе. Совместное со взрослыми рисование квачиками на тему сказки «Волшебное блюдечко». |
4 неделя | Занятие 36. Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим! | Цель. Занятие-развлечение. Вспомнить знакомые сказки по предложенным атрибутам и поиграть в игры |
Список использованных источников.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.
2. Натарова В.И., Моя страна. Возрождение национальной куьтуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж ТЦ « Учитель», 2005. – 205 с.
3. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Младшая и средняя группы. — 2-е изд., испр. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018. — 352
4. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»