В условиях модернизации образования, с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основной задачей школы является создание условий для развития личности и раскрытия индивидуальности ребенка, его способности к самореализации в жизни. Согласно этой концепции, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.1 Согласно этому стандарту, школа и учителя должны понимать, как важно формирование познавательной мотивации.
Проблеме развития и повышения уровня познавательной мотивации посвящены труды таких отечественных психологов как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.К. Маркова П.Я. Гальперин Д.Б. Эльконин, а также труды зарубежных психологов, таких как Дж. Брунер, З. Фрейд, А. Маслоу, Дж. Келли.
Мотивация учеников младших классов может нести положительное и отрицательное влияние на обучаемость и психологическое состояния школьников. К положительным влияниям мотивации школьников относится развитие у них интереса к получению знаний, любопытства, стремления к самодисциплине и благоприятное отношения к процессу обучения и школе в целом.
Некоторые психологи считают, что мотивация может нести отрицательное влияние на процесс обучения школьников младших классов. Это связано с тем, что интересы детей в этом возрасте еще неустойчивы. Поэтому если преподаватель не будет содействовать ученику в обучении, интерес быстро угаснет. Индивидуальный подход к обучению не всегда возможен. Поэтому нужно стимулировать мотивацию учения.
Развитие мотивационной сферы у младшего школьника играет важную роль для успешного обучения и усвоения знаний в ходе обучения играет наличие у ребенка хороших мотивов заставляет его проявлять активность при поиске, отборе, обработке и запоминании необходимой информации. Чтобы стимулировать мотивацию к обучению важно учитывать возрастные особенности. Важно не только мотивировать школьников младшего возраста к учебе, но и подготовить их к решению задач следующего этапа развития. При низком уровне познавательной мотивации наблюдается заметное снижение уровня успеваемости младшего школьника. Заметно это уже к середине 2 года обучения в школе, поэтому образуется необходимость в ее повышении.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №17, г. Серпухов.
В исследовании приняли участие ученики 2 «А» (экспериментальный) и 2 «Б» (контрольный) классов, в количестве 50 человек.
Рассмотрим результаты диагностического исследования:
Результаты диагностического исследования в экспериментальной группе (2 «А» класс) представлены в таблице 3 на рисунке 2.
Таблица 3
Результаты диагностического исследования направленности на получение знаний и отметку во 2 «А» классе.
№ п\п | Ф.И | Баллы по направленности | |
На знание | На оценку | ||
1 | А. Софья | 5 | 3 |
2 | А. Марк | 1 | 4 |
3 | Б. Виктория | 7 | 9 |
4 | Б. Диана | 4 | 2 |
5 | Б. Алина | 3 | 4 |
6 | В. Даниил | 6 | 9 |
7 | В. Дмитрий | 5 | 7 |
8 | Д. Андрей | 6 | 9 |
9 | З. Алиса | 6 | 9 |
10 | З. Ярослава | 4 | 5 |
11 | К. Григорий | 7 | 9 |
12 | К. Анна | 4 | 2 |
13 | Н. Фариза | 5 | 2 |
14 | П. Ксения | 3 | 7 |
15 | С. Семён | 4 | 9 |
16 | С. Веселина | 5 | 7 |
17 | С. Артём | 6 | 9 |
18 | С. Серафим | 2 | 5 |
19 | С. Сергей | 6 | 9 |
20 | С. Анастасия | 6 | 9 |
21 | Т. Иван | 2 | 6 |
22 | Т. Нурмухаммад | 3 | 7 |
23 | Т. Павел | 5 | 3 |
24 | У. Тимофей | 5 | 7 |
25 | Ф. Ирина | 1 | 4 |
Рис. 2. Процентное соотношение учащихся 2 «А» класса по направленности
Результаты диагностического исследования в контрольной группе (2 «Б» класс) представлены в таблице 4 на рисунке 3.
Таблица 4
Результаты диагностического исследования направленности на получение знаний и отметку во 2 «А» классе.
№ п\п | Ф.И | Баллы по направленности | |
На знание | На оценку | ||
1 | А. Варвара | 2 | 6 |
2 | Б. Кирилл | 1 | 5 |
3 | В. Варвара | 2 | 4 |
4 | В. Анна | 6 | 9 |
5 | В. Арсений | 4 | 6 |
6 | Г. Артём | 3 | 6 |
7 | Д. Ярослав | 4 | 7 |
8 | Е. Полина | 6 | 9 |
9 | З. Арина | 6 | 9 |
10 | З. Максим | 2 | 4 |
11 | И. Святослав | 6 | 9 |
12 | К. Евгения | 4 | 9 |
13 | К. Варвара | 5 | 2 |
14 | Л. Мария | 3 | 7 |
15 | Л. Руслан | 4 | 9 |
16 | Л. Ангелина | 5 | 7 |
17 | М. Денис | 6 | 9 |
18 | Н. Амир-Хамза | 2 | 5 |
19 | Н. Юсиф | 4 | 3 |
20 | Н. Александр | 2 | 6 |
21 | О. Максим | 6 | 9 |
22 | П. Кирилл | 3 | 7 |
23 | П. Евгения | 5 | 3 |
24 | Р. Виктория | 5 | 7 |
25 | Р. Алексей | 1 | 4 |
Рис. 3. Процентное соотношение учащихся 2 «Б» класса по направленности
По результатам исследования мы видим, что в 2 «А» классе 71% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 29% - на получение знаний. Во 2 «Б» классе 68% обучающихся имеют направленность на отметку и 32% на получение знаний. Такие дети не любят готовиться к урокам, учебный процесс для них – это обременительное занятие, они не любят проводить анализ того, почему была поставлена плохая оценка, после каникул им довольно тяжело втянуться в учебный процесс.
По итогам проведения данных диагностик мы можем определить следующие уровни направленности на получение знаний (рисунки 4 и 5).
Рис. 4. Распределение учеников по уровням мотивации во 2 «А» классе
Рис. 5. Распределение учеников по уровням мотивации во 2 «Б» классе
Можно сделать вывод, что очень маленькое количество учащихся имеют высокий уровень познавательной активности, во 2 «А» классе всего 4% и во 2 «Б» классе всего 8%. Большая часть обучающихся во 2 «А» (84%) и 2 «Б» (80%) классов имеют средний уровень учебной активности. Учащиеся не всегда добросовестно исполняют поручения и указания учителя. Учитель является авторитетом для них. Меньшая часть учащихся 2 «А» (12%) и 2 «Б» (16%) имеют низкий уровень мотивации к обучению.
Результаты диагностического исследования в экспериментальной группе (2 «А» класс) представлены в таблице 5 и на рисунке 6.
Таблица 5
Результаты диагностического исследования отношения к обучению во 2 «А» классе.
№ | Вопрос | Количество |
1 | Хочу стать грамотным | 2 чел. |
2 | Хочу быть полезным семье и обществу | 1 чел. |
3 | Не хочу подводить свой класс | 0 чел. |
4 | Хочу быть умным и эрудированным | 0 чел. |
5 | Хочу добиться полных и глубоких знаний | 0 чел. |
6 | Хочу научиться самостоятельно работать | 0 чел.. |
7 | Все учатся, и я тоже | 0 чел |
8 | Родители заставляют | 8 чел. |
9 | Нравится получать хорошие оценки | 5 чел. |
10 | Чтобы похвалил учитель | 3 чел. |
11 | Чтобы товарищи со мной дружили | 0 чел. |
12 | Для расширения умственного кругозора | 0 чел. |
13 | Классный руководитель заставляет | 1 чел. |
14 | Хочу учиться | 5 чел. |
Рис. 6. Отношение к обучению во 2 «А» классе
Результаты диагностического исследования в контрольной группе (2 «Б» класс) представлены в таблице 6 и на рисунке 7.
Таблица 6
Результаты диагностического исследования отношения к обучению во 2 «Б» классе.
№ | Вопрос | Количество |
1 | Хочу стать грамотным | 3 чел. |
2 | Хочу быть полезным семье и обществу | 0 чел. |
3 | Не хочу подводить свой класс | 2 чел. |
4 | Хочу быть умным и эрудированным | 0 чел. |
5 | Хочу добиться полных и глубоких знаний | 0 чел. |
6 | Хочу научиться самостоятельно работать | 0 чел. |
7 | Все учатся, и я тоже | 0 чел. |
8 | Родители заставляют | 9 чел. |
9 | Нравится получать хорошие оценки | 6 чел. |
10 | Чтобы похвалил учитель | 0 чел. |
11 | Чтобы товарищи со мной дружили | 0 чел. |
12 | Для расширения умственного кругозора | 0 чел. |
13 | Классный руководитель заставляет | 0 чел. |
14 | Хочу учиться | 5 чел. |
Рис. 7. Отношение к обучению во 2 «Б» классе
По результатам данной методики мы можем видеть, что утверждение «родители заставляют» учащиеся как 2 «А», так и 2 «Б» классов выбирали чаще всего. Так же часто выбирали утверждения под номером 9 («нравиться получать хорошие оценки») и 14 («хочу учиться»). Это говорит о том, что у младших школьников преобладает внешняя мотивация к обучению. Дети не стремятся получать знания, а хотят получить похвалу со стороны учителей и родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)