Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие познавательной мотивации младших школьников

Цель исследования определить средства повышения познавательной мотивации в младшем школьном возрасте.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В условиях модернизации образования, с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основной задачей школы является создание условий для развития личности и раскрытия индивидуальности ребенка, его способности к самореализации в жизни. Согласно этой концепции, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.1 Согласно этому стандарту, школа и учителя должны понимать, как важно формирование познавательной мотивации.

Проблеме развития и повышения уровня познавательной мотивации посвящены труды таких отечественных психологов как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.К. Маркова П.Я. Гальперин Д.Б. Эльконин, а также труды зарубежных психологов, таких как Дж. Брунер, З. Фрейд, А. Маслоу, Дж. Келли.

Мотивация учеников младших классов может нести положительное и отрицательное влияние на обучаемость и психологическое состояния школьников. К положительным влияниям мотивации школьников относится развитие у них интереса к получению знаний, любопытства, стремления к самодисциплине и благоприятное отношения к процессу обучения и школе в целом.

Некоторые психологи считают, что мотивация может нести отрицательное влияние на процесс обучения школьников младших классов. Это связано с тем, что интересы детей в этом возрасте еще неустойчивы. Поэтому если преподаватель не будет содействовать ученику в обучении, интерес быстро угаснет. Индивидуальный подход к обучению не всегда возможен. Поэтому нужно стимулировать мотивацию учения.

Развитие мотивационной сферы у младшего школьника играет важную роль для успешного обучения и усвоения знаний в ходе обучения играет наличие у ребенка хороших мотивов заставляет его проявлять активность при поиске, отборе, обработке и запоминании необходимой информации. Чтобы стимулировать мотивацию к обучению важно учитывать возрастные особенности. Важно не только мотивировать школьников младшего возраста к учебе, но и подготовить их к решению задач следующего этапа развития. При низком уровне познавательной мотивации наблюдается заметное снижение уровня успеваемости младшего школьника. Заметно это уже к середине 2 года обучения в школе, поэтому образуется необходимость в ее повышении.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №17, г. Серпухов.

В исследовании приняли участие ученики 2 «А» (экспериментальный) и 2 «Б» (контрольный) классов, в количестве 50 человек.

Рассмотрим результаты диагностического исследования:

Результаты диагностического исследования в экспериментальной группе (2 «А» класс) представлены в таблице 3 на рисунке 2.

Таблица 3

Результаты диагностического исследования направленности на получение знаний и отметку во 2 «А» классе.

№ п\п

Ф.И

Баллы по направленности

На знание

На оценку

1

А. Софья

5

3

2

А. Марк

1

4

3

Б. Виктория

7

9

4

Б. Диана

4

2

5

Б. Алина

3

4

6

В. Даниил

6

9

7

В. Дмитрий

5

7

8

Д. Андрей

6

9

9

З. Алиса

6

9

10

З. Ярослава

4

5

11

К. Григорий

7

9

12

К. Анна

4

2

13

Н. Фариза

5

2

14

П. Ксения

3

7

15

С. Семён

4

9

16

С. Веселина

5

7

17

С. Артём

6

9

18

С. Серафим

2

5

19

С. Сергей

6

9

20

С. Анастасия

6

9

21

Т. Иван

2

6

22

Т. Нурмухаммад

3

7

23

Т. Павел

5

3

24

У. Тимофей

5

7

25

Ф. Ирина

1

4

Рис. 2. Процентное соотношение учащихся 2 «А» класса по направленности

Результаты диагностического исследования в контрольной группе (2 «Б» класс) представлены в таблице 4 на рисунке 3.

Таблица 4

Результаты диагностического исследования направленности на получение знаний и отметку во 2 «А» классе.

№ п\п

Ф.И

Баллы по направленности

На знание

На оценку

1

А. Варвара

2

6

2

Б. Кирилл

1

5

3

В. Варвара

2

4

4

В. Анна

6

9

5

В. Арсений

4

6

6

Г. Артём

3

6

7

Д. Ярослав

4

7

8

Е. Полина

6

9

9

З. Арина

6

9

10

З. Максим

2

4

11

И. Святослав

6

9

12

К. Евгения

4

9

13

К. Варвара

5

2

14

Л. Мария

3

7

15

Л. Руслан

4

9

16

Л. Ангелина

5

7

17

М. Денис

6

9

18

Н. Амир-Хамза

2

5

19

Н. Юсиф

4

3

20

Н. Александр

2

6

21

О. Максим

6

9

22

П. Кирилл

3

7

23

П. Евгения

5

3

24

Р. Виктория

5

7

25

Р. Алексей

1

4

Рис. 3. Процентное соотношение учащихся 2 «Б» класса по направленности

По результатам исследования мы видим, что в 2 «А» классе 71% обучающихся имеют направленность на отметку, и лишь 29% - на получение знаний. Во 2 «Б» классе 68% обучающихся имеют направленность на отметку и 32% на получение знаний. Такие дети не любят готовиться к урокам, учебный процесс для них – это обременительное занятие, они не любят проводить анализ того, почему была поставлена плохая оценка, после каникул им довольно тяжело втянуться в учебный процесс.

По итогам проведения данных диагностик мы можем определить следующие уровни направленности на получение знаний (рисунки 4 и 5).

Рис. 4. Распределение учеников по уровням мотивации во 2 «А» классе

Рис. 5. Распределение учеников по уровням мотивации во 2 «Б» классе

Можно сделать вывод, что очень маленькое количество учащихся имеют высокий уровень познавательной активности, во 2 «А» классе всего 4% и во 2 «Б» классе всего 8%. Большая часть обучающихся во 2 «А» (84%) и 2 «Б» (80%) классов имеют средний уровень учебной активности. Учащиеся не всегда добросовестно исполняют поручения и указания учителя. Учитель является авторитетом для них. Меньшая часть учащихся 2 «А» (12%) и 2 «Б» (16%) имеют низкий уровень мотивации к обучению.

Результаты диагностического исследования в экспериментальной группе (2 «А» класс) представлены в таблице 5 и на рисунке 6.

Таблица 5

Результаты диагностического исследования отношения к обучению во 2 «А» классе.

Вопрос

Количество

1

Хочу стать грамотным

2 чел.

2

Хочу быть полезным семье и обществу

1 чел.

3

Не хочу подводить свой класс

0 чел.

4

Хочу быть умным и эрудированным

0 чел.

5

Хочу добиться полных и глубоких знаний

0 чел.

6

Хочу научиться самостоятельно работать

0 чел..

7

Все учатся, и я тоже

0 чел

8

Родители заставляют

8 чел.

9

Нравится получать хорошие оценки

5 чел.

10

Чтобы похвалил учитель

3 чел.

11

Чтобы товарищи со мной дружили

0 чел.

12

Для расширения умственного кругозора

0 чел.

13

Классный руководитель заставляет

1 чел.

14

Хочу учиться

5 чел.

Рис. 6. Отношение к обучению во 2 «А» классе

Результаты диагностического исследования в контрольной группе (2 «Б» класс) представлены в таблице 6 и на рисунке 7.

Таблица 6

Результаты диагностического исследования отношения к обучению во 2 «Б» классе.

Вопрос

Количество

1

Хочу стать грамотным

3 чел.

2

Хочу быть полезным семье и обществу

0 чел.

3

Не хочу подводить свой класс

2 чел.

4

Хочу быть умным и эрудированным

0 чел.

5

Хочу добиться полных и глубоких знаний

0 чел.

6

Хочу научиться самостоятельно работать

0 чел.

7

Все учатся, и я тоже

0 чел.

8

Родители заставляют

9 чел.

9

Нравится получать хорошие оценки

6 чел.

10

Чтобы похвалил учитель

0 чел.

11

Чтобы товарищи со мной дружили

0 чел.

12

Для расширения умственного кругозора

0 чел.

13

Классный руководитель заставляет

0 чел.

14

Хочу учиться

5 чел.

Рис. 7. Отношение к обучению во 2 «Б» классе

По результатам данной методики мы можем видеть, что утверждение «родители заставляют» учащиеся как 2 «А», так и 2 «Б» классов выбирали чаще всего. Так же часто выбирали утверждения под номером 9 («нравиться получать хорошие оценки») и 14 («хочу учиться»). Это говорит о том, что у младших школьников преобладает внешняя мотивация к обучению. Дети не стремятся получать знания, а хотят получить похвалу со стороны учителей и родителей.


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области