Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Роль семейнного воспитания в развитии речи ребенка»

Рекомендации родителям

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья на тему: «Роль папы в развитии речи ребенка»

Все навыки ребенка приобретаются и развиваются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на прямую на примере родных и самых близких ему людей, которые его окружают: матери, отца, бабушки, дедушки старших сестер, братьев.

Какое-либо вмешательство в процесс формирования речи, почти всегда влечет за собой всесторонне отставание в развитии ребёнка. Речевые нарушение или недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы жизни ребенка.

Заинтересованная семья старается воздействовать на процесс формирования детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой будет формироваться его собственная речь.

В основном, все хозяйственные и родительские заботы в семье ложатся на плечи матери. Исследования показали, что у детей, чьи отцы принимали активное участие в их воспитании, выше интеллектуальные способности, они лучше владеют собой и легче адаптируются в обществе.

Броская формула М. Мид «отцы - это биологическая необходимость, но социальная случайность» - не просто юмористическое высказывание. Когда в отечественной и зарубежной психологии речь заходила о развитии ребенка и упоминалась роль взрослого в его воспитании, то прежде всего имелась в виду роль матери. Это рассматривалось и часто рассматривается до сих пор как само собой разумеющееся (даже тот факт, что при разводе родителей детей в подавляющем количестве случаев по решению суда отдают матерям, говорит о том, что мать для ребенка считается гораздо более значимой фигурой, чем отец). Отцовская же роль часто оставалась за кадром либо упоминалась при анализе специфики развитии ребёнка в неполной семье (с этого, в целом, и началось её изучение). Так было показано, что у часто заниженный уровень притязаний, трудности в установлении социальных контактов и, в целом, более угнетённое и подавленное эмоциональное состояние. Но анализ содержания роли отца исключительно на материале неполных семей представляется недостаточным, так как в этой ситуации на ребёнка влияют и дополнительные факторы, такие, как понижение социального и экономического статуса семьи, часто напряжённая эмоциональная ситуация при разводе и в последующих отношениях между родителями, изменения в отношениях с оставшимся родителем (это происходит потому, что матери приходится брать на себя функции, которые выполнял или мог бы выполнять отец, что сказывается на её эмоциональном состоянии) и т.д.

В целом, среди многочисленных проблем неполной семьи остро встаёт проблема трудности ее функционирования как института воспитания и социализации детей. В настоящее время необходим более детальный и содержательный анализ отцовской роли, прежде всего в полных семьях, что позволяет разделить функции отца и матери в воспитании ребёнка. При этом приоритет биологических факторов в определении содержания родительских ролей теряет свою популярность. То, что мать вынашивает, рожает и чаще всего обеспечивает первичный уход за ребёнком, не делает её незаменимым и единственно-необходимым для него взрослым. Для полноценного психологического развития ребёнку требуется не только физическое благополучие, но и поддержка, любовь и забота, что не может быть основано исключительно на биологических факторах. Здесь важны факторы социальные, которые в настоящее время находятся под пристальным вниманием исследователей. В связи с этим роль отца для ребёнка становится столь же значимой, как и роль матери. Что касается норм и предписаний отцовской социальной роли, то они до сих пор очерчены гораздо более бледно, чем функции роли материнской. А существующие функции при ближайшем рассмотрении чрезвычайно похожи на содержание традиционной роли отца в патриархальной семье: отец - это кормилец (но в настоящее время зарплата мужчин и женщин уравнивается, а число работающих женщин неуклонно растёт), наставник в труде (но далеко не все дети могут наблюдать отца на своём рабочем месте, а выполнение многих домашних хозяйственных нужд «легло на плечи» различных организаций, так как отцы заняты на работе и часто не в состоянии уделять этому внимание сами), и, наконец, «символ власти» (но исследования, как у нас, так и в отличной по культурным традициям Японии, показывают одну и ту же тенденцию: отец является именно «символом», при этом реальная роль дисциплинатора принадлежит матери, хотя ожидается выполнение этой функции до сих пор именно от отца). Таким образом, представление о содержании отцовской роли безнадёжно устарело, но при этом образ современного отца остаётся крайне неопределённым и противоречивым.

Экспертами была отмечена роль отца «прежде всего с точки зрения воспитания мужественности», то есть, от отца ожидается, что он будет задавать «некую мужскую модель поведения», модель поведения сильного человека, добытчика и защитника, человека, который регулирует, организует жизнь семьи и следит за исполнением тех норм, которые в этой семье приняты. Административная, регулирующая и наказывающая функция отца экспертами считается наиболее распространённой и закреплённой в социальных стереотипах. Так же было отмечено, что такие «отцовские» качества как строгость, высокий и зачастую непререкаемый авторитет, обеспечение прежде всего «внешних по отношению к ребёнку функций», слабо касающихся самого процесса воспитания, являются для многих отцов своеобразным эталоном поведения, но при таком образе всё остальное (эмоциональное, личностное общение, непосредственное взаимодействие с ребёнком) «не учитывается». В результате получается, что отец, лишённый возможности непосредственно участвовать в процессе воспитания ребёнка в силу профессиональной занятости и различных эмоциональных барьеров, вынужден лишь «вносить свой вклад в формирование будущего своего ребёнка», настоящим же занята, как правило, мама. Но при этом многие мамы сами способствуют тенденции отстранения отца от процесса воспитания ребёнка по разным причинам. Одной из них является уверенность матери в том, что отец не умеет общаться с ребёнком, и поэтому общение с ним может в некоторых случаях повредить ребёнку (при неправильном поведении отца). Как правило, эта позиция женщиной не проговаривается. В качестве ещё одной причины отмечается привычка матери-домохозяйки заниматься исключительно воспитанием ребёнка, что позволяет ей считать его «своим», единственным смыслом своей жизни и способствует укреплению позиции матери относительно того, что взаимодействовать с ребёнком может только она, и никто кроме неё (даже отец) не сможет адекватно и грамотно с ним общаться. Поведение отцов очень сильно отличается в различных семьях. В одних отцы активно участвуют в жизни собственных детей, в других же выполняют, как уже было замечено, более внешние и отвлечённые от самого процесса воспитания функции, но при этом отцы так же могут осознавать, что ребёнку необходим тесный контакт с ними при невозможности реализовать это в силу занятости на работе и сильной усталости, в других же (и таких семей не подавляющее, но всё-таки большинство, с сожалением констатируют эксперты) отцы считают эту ситуацию вполне естественной и перекладывают все обязанности по воспитанию ребёнка на плечи чаще всего неработающих (в данной выборке) матерей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Генетические проблемы социальной психологии. Сборник статей / Под ред. Коломинского Я.Л. - Минск.: Изд-во «Университетское», 1985. С. 186-190.

2. Гурко ТА. Вариативность представлений в сфере родительства // Соц. ис. 2000. №Ц. С. 90-97

3. Захаров A.M. Как преодолеть страхи у детей. - М: Педагогика, 1986.

4. Кон MC. Ребёнок и общество. - М: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М: Педагогическое общество России, 2000.

6. Острогорский А.Н. Значение семейных отношений в воспитании // Дошкольное воспитание. 1990. №9, С. 66-71.

7. Попова Л. Воспитание сына // Воспитание школьников, 2001. №3. С. 47-49.

8. Репина Т. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей // Дошкольное воспитание. 1993. №4. С. 56-57

9. Романова Е.С, Потёмкина ОФ. Графические методы в психологической диагностике. - М.: Дидакт, 1992.

10. Смирнова Е.О. и др. Эмоционально-личностная сфера дошкольников из неполных семьи // Вопросы психологии, 1999. №6. С. 18-27

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области