Конспект проведения открытого занятия по эмоциональному развитию детей старшей группы. Путешествие в страну «Эмоции».
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
3. Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
Развивающие:
1.Развить мимику и пантомимику через проигрывание упражнений;
Воспитательные:
1.Воспитывать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
2.Воспитывать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
3. Формирование психологического микроклимата в группе;
Материал:
Демонстрационный: «Волшебный клубочек»; мешочки разного цвета, аудиозаписи – грустная, веселая, печальная, страшная мелодии, смайлики и фото с изображением различных эмоций; презентация
Раздаточный: пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость; детские стулья по числу детей
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята, я воспитатель пришла к вам с другого детского сада. Хочу с вами познакомится и поиграть. Меня зовут Елена Александровна.
-Вы заметили, что сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей. (дети здороваются)
(дети стоят в кругу на ковре)
Приветствие. «Волшебный клубочек».
- Ребята, и я тоже рада вас видеть! Я очень ждала нашей встречи. У меня столько радости внутри от нашей встречи, что я хочу поделиться ею с вами. Хочу зарядить вас хорошим настроением. В этом мне поможет мой друг.
- У меня есть клубок, но он не простой, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга, и передадим всем хорошее настроение. Я повернусь к соседу, передам ему клубочек и улыбнусь. (Дети по кругу передают клубок ниток, называют рядом стоящего ласково и улыбаются)
- Улыбка вернулась ко мне и у вас я тоже вижу, что поднялось настроение. Присаживайтесь на стульчики. (дети сидят полукругом на стульях)
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Наше настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения
- Ребята, о чем это стихотворение? (о настроении)
- Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
- Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (эмоции – это то, с помощью чего мы передаем свое отношение к другим)
- Каждый из нас испытывает разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? Скажите, какие названия эмоций вы услышали, при чтении стихотворения? (веселье, грусть, испуг)
-Как много разных эмоций вы знаете, мы испытываем их каждый день.
- Ребята, у меня есть друг, его зовут Весельчак. Он живет далеко – далеко, в сказочной стране, в стране Эмоций. В этой стране живет много разных жителей. И однажды прошел сильный дождь и смыл эмоции со всех лиц. И теперь они все похожи друг на друга.
- Теперь даже не понятно кто из них радуется, кто грустит, а кто и вовсе злится. Что же нам делать ребята? Как им помочь? (отправится в страну «Эмоций», найти и вернуть их всем жителям»)
-Давайте попробуем им помочь и отправимся с вами в путешествие в страну «Эмоции». Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте можно отправиться в путешествие? (на автобусе, поезде, самолете)
- Я предлагаю вам отправиться в необычную страну на необычном транспорте. (выношу «Волшебный цветок»)
- Посмотрите, что это? (цветок)
- Верно, но он необычный. Сегодня он поможет нам попасть в необычную страну «Эмоций». Именно он поможет нам переместиться в страну «Эмоций». Для этого я предлагаю вам встать вокруг волшебного цветка, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.
(звучит спокойная музыка)
- Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости», он дает нам силу, уверенность. Еще раз вдохните и выдохните. Тот, кто уже почувствовал в себе силу волшебного цветка, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи.
- Наш волшебный цветок привел нас в страну «Эмоций». (на слайде изображения лиц героев с равнодушным видом, звучит спокойная музыка)
- Посмотрите, Весельчак нас не обманул. Жители этой страны действительно все какие то одинаковые. Давайте скорее выполнять задания и играть в игры, чтобы помочь жителям страны «Эмоции».
- Для начала нам необходимо сделать гимнастику. Но гимнастика тоже не обычная, ведь мы находимся в необычной стране. Присаживайтесь все на коврик по –турецки.
- Наблюдать за нами будут жители этой страны. Поэтому ведем себя красиво, тихо, что бы жители этой страны приняли нас как друзей.
- Ребята, нахмурьтесь, как осенняя грозовая туча. (дети хмурятся)
- Молодцы, здорово. Посмотрите друг на друга. Видите, люди хмурятся по разному. Они все разные. У вас очень хорошо получилось нахмурится.
- Давайте выполнять гимнастику дальше. (давайте)
(Выполняем с детьми мимическую гимнастику, после каждого упражнения показываю изображение с данной эмоцией. )
1. Нахмурьтесь, как
как рассерженный человек;
как злая волшебница.
2. Улыбнитесь, как
кот на солнце;
как самый счастливый человек на свете;
как летний солнечный денек;
как хитрая лиса.
3. Разозлитесь, так
как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;
как человек, которого ударили.
4. Испугайтесь, как
заяц, увидевший волка;
как котенок, на которого лает собака;
как ребёнок, потерявшийся в лесу.
5. Устаньте, как
папа после работы;
как человек, поднявший тяжелый груз;
как муравей, притащивший большую соломинку.
6. Отдохните, как
путник, прошедший длинный путь;
как ребёнок, который много потрудился;
как уставший воин после победы.
7.Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.
8.Засмейтесь самым счастливым смехом. (звучит аудиозапись веселого смеха)
- Здорово, вы выполнили упражнения. Особенно последнее. Оно всем нам подняло настроение. Появилось желание вместе весело играть и путешествовать.
- Посмотрите, какие красивые мешочки нам оставили жители сказочной страны. Это мешочки настроений, они расскажут нам какие эмоции, и настроение смыло дождем у жителей сказочного царства.
- Давайте посмотрим, что же там внутри. Алиса, вытащи из мешочка, мешочек поменьше. (Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит веселая, радостная музыка, характеризующая этот цвет.)
- Какого цвета мешочек? Как вы думаете, какое у него настроение? (дети, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать) (радость)
- Почему вы считаете, что данный цвет и музыка выражает эмоцию радости? (потому что музыка веселая, радостная, а цвет мешочка очень яркий, красивый)
- Давайте проверим, правда ли здесь живет «Человек –радость»
«Поляна Радости» (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) (на доске иллюстрация человек –радость)
-Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение? (радостное, веселое)
-Дети, а что такое радость? Давайте попробуем разобраться вместе. Что вы делаете, когда вам радостно? (играем, гуляем, поем.)
- Ребята, а сейчас давайте поиграем в любимую игру жителей этой страны, которая называется «Кто как радуется». Послушайте, как мы будем играть. Мы встанем в круг, и вы должны изобразить без слов, как вы радуетесь при разных ситуациях. Например, порадуйтесь, когда вы встречаете гостей на день рождение. Или когда вам подарили подарок, о котором вы давно мечтали.
(Дети становятся в круг).
- Ребята, вы такие молодцы. Каждый радуется по разному, вам всем удалось показать, без слов, как вы умеете радоваться.
- А вы умеете передавать радость друг другу? (да)
- Давайте попробуем.
Психогимнастика «Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)
- Садитесь на ковер, возьмитесь за руки. Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке — чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. (Дети мысленно передают друг другу радость.)
- Получилось поделиться радостью друг с другом? (да)
- Это очень хорошо, что вы умеете не только показывать радость, но и делиться радостью с другими.
- У нас получилось найти и определить первую эмоцию, которую смыло дождем. Это радость.
- Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек. (Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит грустная музыка, характеризующая этот цвет.)
- Какого цвета мешочек? (синий)
- Как вы думаете, какое у него настроение? (дети, опираясь, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать) (грустное, печальное)
- Давайте проверим, а кто живёт в этом мешочке? (Человечек-Грусть)
- Посмотрите на этого жителя страны. Какое выражение его лица (грустное)
- Что произошло с его ртом? (Уголки его рта опущены вниз)
- Что у него с бровями? (брови тоже опущены вниз, сдвинуты)
- Какое выражение глаз? (грустное)
- Что это за эмоция? (грусть)
-А как вы догадались? (по выражению его лица, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
- Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (дети рассказывают свои моменты из жизни, когда они были грустными) (при необходимости задаю наводящие вопросы: когда у вас бывает грустное настроение? Почему оно у вас бывает? Лучше быть веселым или грустным? Почему?). Я желаю вам ребята, чтобы у вас не было грустного настроения.
- Давайте вытащим следующий мешочек. (Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит страшная музыка, характеризующая этот цвет.)
- Какого цвета этот мешочек? (черного)
- Как вы думаете, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать) (грусть, страх)
- Как вы догадались?
- Когда можно испытывать страх?
Упражнение « У страха глаза велики»
- А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны).
- У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие круглые глаза при помощи рук.)
- Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
- А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
- Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
- Молодцы, ребята. Давайте вытащим следующий мешочек. (Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая спокойствие.)
-Какого цвета мешочек? (салатовый)
-Кто живёт в этом мешочке? (Человечек-Спокойствие)
- Как вы думаете, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать) (Спокойное)
-Как вы догадались? (по выражению его лица)
- Посмотрите, что у меня есть. (вода)
- Посмотрите на неё, как вы думаете в каком она сейчас состоянии. (Она спокойна)
- А сейчас мы будем воздействовать на неё, общаться с ней. (Постукиваем по краям емкости).
- Видите, как вода волнуется, колышется. Так же и с людьми, если мы общаемся, то испытываем различные эмоциональные чувства.
- Если в воду опустить песок, что с ней станет? (то вода помутнеет).
-Верно, а если вам скажут что то плохое? Что произойдет с нашим настроением? (Настроение испортится.)
- Правильно, и тогда наше настроение испортится так же, как и стала мутная и грязная вода в емкости.
- Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек. (Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка. Маленький мешочек определённого цвет. Звучит музыка, характеризующая злость.)
- Какого цвета мешочек? (красного)
- Как вы думаете, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет и музыку, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать) (Злое)
-Как вы догадались? (по выражению его лица)
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (когда что то не нравится и человек злится на другого).
-А вы когда нибудь злитесь? (да)
- Когда? Расскажите? (когда отбирают игрушку, когда не делятся игрушками)
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость. Поэтому, как следует поступать детям, чтобы не злиться друг на друга? (не обижать друг друга, делиться и т.д)
- Знаете, эмоций бывает очень много. Посмотрите, вокруг, сколько в стране «Эмоций» разных, неповторяющихся эмоций. Вы заметили, что эмоции жителей этой страны мы видим с помощью пиктограммы.
- Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.
- Но так же мы можем увидеть эмоции на фотографиях и картинках.
- Давайте попробуем каждой эмоции найти пару, т.е пиктограмму. Для этого нам необходимо разделиться на пары.
- Каждый мальчик нашел себе девочку и взял за руку. (дети ищут себе пару, звучит спокойная музыка)
- Ребята, сейчас каждой паре я дам конвертик, в котором находятся разные пиктограммы и фото людей, испытывающие какие либо эмоции. Ваша задача найти каждой пиктограмме пару. Садитесь на коврик (раздаю конвертики, дети находят пары)
- У всех получилось найти пары? (да)
- Молодцы, вы правильно соотнесли фото человека и пиктограмму. Теперь вы знаете, что эмоции мы можем увидеть разными способами: с помощью пиктограммы, фото, картинки.
(на экране жители страны. Каждый со своими эмоциями)
- Ребята, посмотрите. Это же жители страны. Что с ними произошло? (к ним вернулись эмоции)
- Ребята, вы знаете, жители этой необычной страны очень любят играть, поэтому они решили предложить вам поиграть в еще очень интересную игру, которая называется «Покажи эмоцию». Послушайте, как мы с вами будем играть.
- Изобразите эмоцию радости, злости, печали. (дети изображают эмоции)
- Смогли ли мы помочь жителям этой страны? (да)
- Как? (с помощью игр и заданий)
- Вам было сложно? (нет)
-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. В этом нам снова поможет «волшебный цветок». Все встаем в круг возле «волшебного цветка». Протягиваем над ним руки, закрываем глаза и просим цветок пропустить нас в детский сад.
- Вот мы с вами и в группе, открываем глаза. Присаживаемся на стульчики.
(дети сидят на стульчики)
- Ребята, где мы с вами были? (путешествовали)
-Что вы сегодня узнали в необычной стране? (бывают разные эмоции, их можно выражать разными выразительными средствами)
-А что вам больше всего понравилось? (играть и выполнять разные упражнения)
-Молодцы, ребята! Вы были дружными, активными справились со всеми заданиями!
-Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я желаю вам хорошего настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова. От того, что и как вы будете говорить, зависит настроение друг людей. Если вы будете говорить с радостным настроение, добрыми словами, то и вашему собеседнику будет приятно с вами разговаривать.
-Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия. Я вам предлагаю выбрать эмоцию, которая соответствует вашему настроению после нашего путешествия. (перед детьми на столе разложены пиктограммы с разными проявлениями эмоций. Каждый ребенок выбирает себе подходящую пиктограмму)
- На этом наше занятие заканчивается. Я желаю вам хорошего дня, и прекрасного настроения.