МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА–ДЕТСКИЙ САД №154»
города Магнитогорска
СТАТЬЯ
«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с архитектурой города Магнитогорска»
Составила: воспитатель
Кошелева Елена Викторовна
2021 г.
На сегодняшний день обращение педагогов различных видов деятельности к проблеме приобщения детей к истории родного края, его традициям, культуре, приобретает особую актуальность.
Патриотическое воспитание - неотъемлемая часть нравственного воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств,
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется по выражению В. А. Сухомлинского «память сердца».
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети? Четырехлетний ребенок должен знать: название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты.
Старший дошкольник должен знать: название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, приобщение к миру его культуры.
Объекты архитектуры крупных и малых форм ежедневно попадают в поле зрения ребёнка, эти здания и сооружения оказывают решающее значение на формирование образа родного края. Наш город с его богатым природным культурным наследием может стать для ребёнка близким, понятным и родным, если он будет его изучать и осваивать, особенно в контексте с историей.
Ознакомление старших дошкольников с архитектурой – это одно из перспективных направлений работы, в рамках которой возможна интеграция содержание разных образовательных областей и видов детской деятельности. Развивается чувство пропорции, цвета, композиции, формы, совершенствуются зрительные и осязательные анализаторы, воспитывается эмоциональная отзывчивость, чуткость, восприимчивость к прекрасному.
Задачи: познакомить детей с историей возникновения города;
Реализация данных задач осуществлялась в следующих видах деятельности воспитателей и родителей:
Речевое развитие. Беседы на темы:
Познавательная деятельность. Экскурсии с участием родителей:
Детская продуктивная деятельность.
В своей работе мы активно использовали дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового.
Серьёзное внимание уделялось созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Были проведены совместные мероприятия с родителями, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков, подготовлены презентации и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях города.
Совместно с родителями была организована фотовыставка «Путешествуем всей семьей», проведена совместная викторина «Знатоки родного города», а также выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: “Мой любимый город”, “Город глазами ребёнка”.
Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным городом, архитектурой, у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях Магнитогорска, трудовых буднях жителей города. Магнитогорск – наш город, его история уходит в далёкое прошлое и очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.