Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОГРАММА по учебному предмету «Скульптура» для 4-8-х классов ДШИ и ДХШ по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Программа учебного предмета «Скульптура», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Данный проект программы по предмету «Скульптура» предполагает четырехлетний курс обучения детей, поступающих в детскую художественную школу или на художественное отделение Детской школы искусств. Наряду с композицией, рисунком и живописью, скульптура является одним из ведущих предметов в учебном процессе школы. Она неотрывно связана с рисунком и композицией, так как предполагает работу с натуры и композиционные задания. Основной целью заданий можно считать обучение объемному изображению предметов, а так же развитие наблюдательности и зрительной памяти. Особенность данной программы состоит в том, что в программе «Скульптура» сочетаются новые тенденции в изобразительном искусстве и академический геометральный метод изучения пластической формы предметов, также программа соответствует уровню развития учащихся. В нее включены задания, которые выполняются в разных скульптурных материалах пластилин, глина, а также направленные на развитие различных видов мышления и памяти. Одновременно содержание программы строится с учетом индивидуальных предпочтений учащихся, что предполагает вариативность в выполнении некоторых заданий. Срок реализации учебного предмета – 4 года. Возраст обучающихся – 10 – 15 лет. Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелко - групповых коллективах численностью 4-10 человек, 1 час в неделю. Целью учебного предмета «Скульптура» является не только овладение знаниями и представлениями о скульптуре как виде изобразительного искусства, не только формирование практических умений и навыков работы с материалом. Но и способствовать самовыражению и развитию личности учащихся по средствам создания пластических образов и композиций. Структура рабочей программы учебного предмета 1. Пояснительная записка. 2. Учебно-тематический план. 3. Содержание учебного предмета. 4. Требования к уровню подготовки учащихся. 5. Учебно-методическое обеспечение. 6. Список литературы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Кушвинского городского округа

«Баранчинская детская школа искусств»

ПРОГРАММА

по учебному предмету «Скульптура»

для 4-8-х классов ДШИ и ДХШ

по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»

Составитель Конищева Анна Сергеевна

пос. Баранчинский, 2017 г.

Пояснительная записка

Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. Скульптура относится к пространственным видам изобразительного искусства: её образы требуют кругового осмотра с разных точек зрения. Выразительность образа передаётся контурной линией, силуэтом, статикой или динамикой композиции, фактурой и цветом материала.

Предмет «Скульптура» является одним из компонентов комплексной программы обучения детей в детских школах искусств и детских художественных школах.

Адаптированная предпрофессиональная общеобразовательная программа учебного предмета «Скульптура» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства «Живопись».

Актуальность данной программы состоит в том, что в программе по учебному предмету «Скульптура» сочетаются новые тенденции в изобразительном искусстве и академический геометральный метод изучения пластической формы предметов, также программа соответствует уровню развития учащихся. В нее включены задания, которые выполняются в разных скульптурных материалах (пластилин, глина), а также направленные на развитие различных видов мышления и памяти. Одновременно содержание программы строится с учетом индивидуальных предпочтений учащихся, что предполагает вариативность в выполнении некоторых заданий. Также в программу включены самостоятельные задания для учащихся.

Таким образом, осуществляется систематическое накопление учащимися профессиональных знаний и навыков, включающих в себя технические приемы работы.

Новизна данной программы заключается в сбалансированности академических работ по скульптуре и выполнении творческих заданий.

Педагогическая целесообразность программы «Скульптура» включает в себя следующие компоненты:

Целью учебного предмета «Скульптура» является не только овладение знаниями и представлениями о скульптуре как виде изобразительного искусства, не только формирование практических умений и навыков работы с материалом. Но и способствовать самовыражению и развитию личности учащихся по средствам создания пластических образов и композиций.

Реализация данной цели возможна через решение следующих задач:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Специфика предметапредполагает овладение определенными навыками и умениями лепки, подготавливает учащегося к восприятию мира через пластику движения и взаимодействие объемов.

Одно из основных условий развития художественного творчества учащихся связано с обучением языку скульптурного изображения, с освоением средств художественной выразительности. Методика обучения учитывает необходимость постепенного усвоения детьми основных принципов и средств работы с натуры, композиционных заданий – от простого к сложному, она является гибкой и строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Работа над скульптурой учит детей не только владеть поверхностью, но и массой, весом, тяжестью, формой, пропорциями, соотношением объемов, ритмическим построением отдельных частей скульптуры, а также переработке реальных форм в стилизованные декоративные, приемам стилизации, что особенно важно в традиционном прикладном искусстве.

Предлагаемые в программе задания по скульптуре имеют тесную взаимосвязь с заданиями по рисунку и композиции. Так как обучение пластическому языку скульптуры, основывается на общих законах композиции, но имеет свои особенности как трехмерное, объемное изображение в реальном пространстве, обозреваемое с разных точек. На занятиях у детей формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство пропорций и чувство пластики. Параллельные связи проходят в заданиях по рисунку, где перед учащимися стоят задачи передачи пропорций и объема предметов. Таким образом, предметы обязательной части дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» взаимосвязаны, дополняют и обогащают друг друга.

Теоретическая часть курса предполагает знакомство с основными приемами лепки, понятиями о построении основных предметов в пространстве, грамотного поэтапного подхода к работе над скульптурой. Понятие о пластической и композиционной связи фигур и предметов и последующее закрепление на практике полученных знаний.

Практическая часть обучения заключается в выполнении учащимися аудиторных заданий, в непосредственной работе над скульптурными этюдами и упражнениями, направленными на знакомство с материалами и техниками исполнения.

Обучение ведется в доступной возрасту форме, задания должны увлекать, будить воображение, быть интересными, должны развивать индивидуальные творческие способности, а также иметь крепкую теоретическую основу. Без теоретических знаний практические умения и навыки мастерства вырабатываются механически, быстрее забываются и требуют более длительных сроков усвоения. В свою очередь теоретические сведения должны быть связаны с практическими занятиями.

Педагог может самостоятельно выбирать наиболее важный материал, затрачивая большее количество учебного времени или наоборот сокращая его при изучении какой либо темы в зависимости от уровня подготовки детей, не нарушая при этом логику изучения курса, ориентируясь на знания и умения учащихся.

Уровни освоения программы.

Уже с первых занятий обучение должно строиться на профессиональном уровне. Раздел программы для первого года обучения предполагает ознакомление с основными приемами лепки – лепка из целого куска, работа двумя руками. Понятиями о построении основных предметов в пространстве, постоянное сравнение работы с натурой с разных точек зрения, учет кругового обзора, последовательность в ведении работы: от общего к частному, через проработку форм – к обобщению – позволит учащимся достичь успехов в выполнении и учебных и творческих заданий. А также приобретение первоначальных навыков в изображении предметов, растений и животных с натуры и по представлению. Понятие о пластической и композиционной связи фигур и предметов.

На втором году обучения предполагается закрепление навыков грамотного подхода к работе, полученных в первом классе, а так же дальнейшее развитие и совершенствование мастерства учащихся работы с натуры. Особое место в обучении скульптуре занимает композиционная деятельность.

Третий год обучения предполагает повышение требований к работам учащихся. Большое внимание уделяется подготовительной работе над композициями, а именно, использование документального материала, набросков с натуры, эскизов, собственных наблюдений. Программой предусмотрены задания на стилизацию природных форм до уровня декоративности.

Учебный процесс на четвертом году обучения строится на основе более глубокого изучения натуры, а именно, знакомство с анатомическим строением деталей фигуры человека (стопа, кисть, руки, череп), передачи связи фигуры с одеждой. Особое внимание уделяется умению выразить идею в композиции, передачу художественного образа.

Сроки реализации программы.

Срок реализации учебного предмета – 4года. Возраст обучающихся – 10 – 15 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета:

Программа рассчитана на 4года обучения по 1 часу занятий в неделю на группу в каждом классе (4 – 7 классы). Длительность одного академического часа – 45 мин.

Принцип организации занятий – групповые. Количество учащихся в группе: 4 – 10 человек.

Распределение учебных часов по годам обучения произведено согласно учебному плану по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись»:

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

Формы и методы занятий.

Занятия по предмету «Скульптура» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий численностью от 8 до 15 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Обучение ведется, в основном, в форме практических занятий. Небольшой объем теоретической части состоит из вводной беседы, проводимой в начале обучения и кратких бесед перед каждым занятием, когда учащимся разъясняется содержание задания, определяются методы его решения. На каждом уроке учителем должен широко применяться разнообразный демонстративный материал (иллюстративный ряд, наглядность, методические разработки и т.д.) Рекомендуется организовывать выходы с обучающимися на выставки различного уровня, посещать мастерские художников, проводить тематические показы репродукций в классе. Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организованные в течении учебного года по четвертям.

На занятиях используются различные методы обучения:

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы «Скульптура» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

По окончании обучения по программе «Скульптура» дети будут:

Знать

Владеть

У детей будет воспитано

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.

4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Контроль может осуществляться в следующих формах: собеседование, защита выпускной работы, участие в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты обучения учащихся, усвоение ими знаний и практических навыков, определяются при выполнении контрольных заданий. Дополнительным способом определения результативности учебного процесса является участие в конкурсах различного уровня. Формами промежуточной и итоговой аттестации является просмотры и выставки работ учащихся, организуемые в конце каждой четверти и по итогам учебного года.

Учебно – тематический план

4 класс

Наименование темы

Вид

учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Введение в скульптуру. Что такое скульптура. Основные жанры скульптуры. Техники и материалы скульптора

Урок

1

1

2

Плоские геометрические формы – круг, квадрат, треугольник. Орнамент в квадрате.

Урок

7

3

4

3

Простые объёмные геометрические формы – куб, шар, цилиндр, конус. Натюрморт из простых геометрических тел.

Урок

6

2

4

4

Рисунок в скульптуре. Значение силуэта для анализа формы предмета. Лепка простого симметричного гипсового орнамента. Цветок лотоса.

Урок

9

3

6

5

Лепка классической гипсовой вазы

Урок

6

2

4

6

Лепка этюда животного.

Урок

10

3

7

7

Композиция на сказочную тему.

Урок

10

3

7

ИТОГО за 4 класс

49

16

33

5 класс

Наименование темы

Вид

учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Беседа о скульптуре. Задачи и выразительные средства скульптуры

Урок

2

1

1

2

Этюд драпировки лежащей на кубе

Урок

6

2

4

3

Этюд натюрморта составленного из разных по пропорциям и форме предметов.

Урок

6

2

4

4

Этюд гипсовой розетки «Цветок»

Урок

8

2

6

5

Изготовление каркаса для этюда животного в пластилине

Урок

3

3

6

Этюд животного в движении

Урок

13

5

8

7

Создание тематической композиции на основе литературного произведения.

Урок

11

4

7

ИТОГО за 5 класс

49

16

33

6 класс

Наименование темы

Вид

учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Вводная беседа о скульптуре и скульпторах, о значении скульптуры в современном искусстве.

Урок

1

1

2

Натюрморт из предметов быта с драпировкой (барельеф)

Урок

7

3

4

3

Этюд гипсовой розетки с натуры

Урок

6

2

4

4

Пропорции. Схема пропорций человека. Изготовление каркаса для этюда фигуры человека в пластилине

Урок

9

3

6

5

Этюд с натуры фигуры человека в статике.

Урок

6

2

4

6

Изготовление каркаса для этюда фигуры человека в пластилине

Урок

10

3

7

7

Этюд с натуры фигуры человека в динамике.

Урок

10

3

7

ИТОГО за 6 класс

49

16

33

7 класс

Наименование темы

Вид

учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Беседа о скульптуре. Введение. Современная скульптура. Её темы и средства выразительности

Урок

1

1

2

Пропорции. Схема пропорций головы человека.

Урок

5

3

2

3

Композиция: портрет в рельефе.

Урок

10

3

10

4

Этюд обрубовки головы

Урок

14

6

12

5

Многофигурная композиция на свободную тему

Урок

14

4

8

ИТОГО за 7 класс

49

16

33

Содержание учебного предмета.

Четвертый класс.

Тема 1.

Введение в скульптуру. Что такое скульптура. Основные жанры скульптуры. Техники и материалы скульптора необходимые для практической работы.

Рассказ с неиспользованием иллюстративного материала (репродукции и материалы методического фонда). Техника безопасности в скульптурной мастерской.

Лепка на свободную тему. Выявление уровня подготовки учащихся. При соответствующих условиях на примере этих же работ можно дать первое понятие о массе, объеме, о взаимосвязи фигур в композиции.

Тема 2.

Плоские геометрические формы – круг, квадрат, треугольник. Орнамент в квадрате.

Лепка орнамента из геометрических форм наплинте. Развитие зрительной памяти. Изучение законов композиции, понятия «симметрия», «ритм», «статика», «динамика».

Воспитание культуры поведения на уроке и аккуратности.

Тема 3.

Простые объёмные геометрические формы – куб, шар, цилиндр, конус. Натюрморт из простых геометрических тел.

Построение различных по форме и величине предметов на плоскости. Передача характера, пропорций с учетом масштабных соотношений.

Понятие о взаимосвязи фигур в композиции. Использование приемов передачи масс, объема, пропорций, характерных особенностей предметов. Круговой обзор скульптуры.Лепка обеими руками.

Тема 4.

Рисунок в скульптуре. Значение силуэта для анализа формы предмета. Лепка простого симметричного гипсового орнамента. Цветок лотоса.

Знакомство с принципом построения орнамента.

Знакомство с рельефом как видом скульптурного изображения. Овладение навыками лепки «низкого» рельефа.

Практическое изучение растительных форм, выполненных в пластической технике. Точная передача пропорциональных отношений.Изучение растительной формы, выполненной пластическими средствами. Передача точной формы и движения. Пластическое решение рельефа. Постоянная проверка и сравнение работы с натурой.

Тема 5.

Лепка классической гипсовой вазы.

Передача пропорций, развитие наблюдательности, закрепление последовательности и навыков работы. Лепка обеими руками. Работа с круглой скульптурой.

Тема 6.

Лепка этюда животного.

Приобретение навыков в выполнении кратковременных набросков с животных. При изображении различных поз животного обязательна передача его характерных черт и пропорций.

Обобщенное решение формы в характерной позе, с характерными пропорциональными отношениями масс, передача натурной фактуры объекта.

Развитие зрительной памяти, способности к самостоятельному воплощению задуманного образа. Заострение внимания учащихся на круговом обзоре работы. Выразительность, цельность Воспитание и развитие наблюдательности и усидчивости.

Тема 7.

Композиция на сказочную тему.

Развитие фантазии с учетом необходимости приближение создаваемых образов к литературному первоисточнику. Совершенствование навыков работы по представлению.

Использование в композиции не более двух – трех фигур. Выразительность композиционного решения.

Освоение общих закономерностей композиционного построения – композиционный центр, равновесие, динамика и статика, симметрия и асимметрия, комбинация вариантов расположения в пространстве. Воспитание трудолюбия и аккуратности.

Пятый класс.

Тема 1.

Беседа о скульптуре. Задачи и выразительные средства скульптуры

Тема 2.

Этюд драпировки лежащей на кубе

Приемы лепки ткани, особенности мягкого материала, принимающего произвольную форму. Активная передача формы драпировки на кубе.Знакомство с конструкцией и формообразованием складок драпировки.

Развитие глазомера, умения конструктивного анализа натуры. Воспитание внимательности, усидчивости.

Тема 3.

Этюд натюрморта составленного из разных по пропорциям и форме предметов.

Объект постановки: предметы быта (крынка, кувшин, яблоко и т. д.), геометрические тела (шар, конус, усеченный конус, цилиндр). Для постановки используются два предмета (по выбору учителя). Постановка может быть оживлена добавлением небольшой веточки какого-либо растения с минимальным числом листиков или гроздью ягод.

Лепка предметов с передачей особенностей, пропорций и форм модели (т. е. её выразительности).

Тема 4.

Этюд гипсовой розетки «Цветок»

Набивка пластилина на щит или фанеру и выравнивание фона. Нанесение на фон возможно более точного рисунка в натуральную величину, передача пропорций и характера модели. Точная передача модели, ее размеры, соблюдение симметрии. Выполнение рельефа.

Формирование навыка ведения практической работы одновременно двумя руками в режиме постоянного сравнительного анализа с натурой (необходимость регулярного отхода от работы). Следование в работе принципу: от общего к частному и затем от частного к общему.

Развитие глазомера, воспитание трудолюбия и аккуратности.

Тема 5.

Изготовление каркаса для этюда животного в пластилине

Беседа о повадках животных. Наблюдение животного, его характерных особенностей, движения, повадок. Выбор движения для работы. Выполнение в материале по предварительным наброскам.

Пропорции, анатомическое строение, характер животного. Изготовление каркаса.

Тема 6.

Этюд животного в движении

Создание набросков (в основном на бумаге) с различных точек зрения. Этюды – в материале.

Тема 7.

Создание тематической композиции на основе литературного произведения.

Освоение общих закономерностей композиционного построения – композиционный центр, равновесие, динамика и статика, симметрия и ассиметрия, комбинация вариантов расположения в пространстве. Развитие креативности. Воспитание трудолюбия и аккуратности.

Шестой класс.

Тема 1.

Вводная беседа о скульптуре и скульпторах, о значении скульптуры в современном искусстве.

Тема 2.

Натюрморт из предметов быта с драпировкой (барельеф)

Правила построения рельефной композиции. Основные виды рельефной скульптуры и их отличие. Понятие барельефа.

Прокладка плинта (основания фона). Компоновка в общем плинте трех предметов. Предварительный рисунок. Работа с начала в общих массах (внимание на правильность их весовых соотношений). Проведение в процессе работы измерений. Детальная проработка формы, точность пропорций и выявление специфических особенностей модели.

Тема 3.

Этюд гипсовой розетки с натуры

Набивка пластилина на щит или фанеру и выравнивание фона. Нанесение на фон возможно более точного рисунка в натуральную величину, передача пропорций и характера модели. Набор основной массы. Детали, форма, силуэт.

Тема 4.

Пропорции. Схема пропорций человека. Изготовление каркаса для этюда фигуры человека в пластилине

Беседа о строении и пропорциях фигуры человека, отличительных особенностях мужской, женской и детской фигуры, определение последовательности работы.

Изготовление каркаса.

Развитие глазомера. Воспитание внимательности, аккуратности.

Тема 5.

Этюд с натуры фигуры человека в статике.

Освоение построения фигуры человека. Решение работы в цельной обобщенной форме. Передача движения и характер модели. Прокладка объема, передача позы, движения, состояния модели, определение ее пропорций и характера, определение и размещение основных масс, глубину, круговой обзор. Посильная проработка деталей фигуры: головы, рук, ног, одежды.

Тема 6.

Изготовление каркаса для этюда фигуры человека в пластилине

Повторение материала о пропорциях человеческой фигуры. Изготовление каркаса, выявление в нем движения фигуры. Грамотное построение модели. Передача движения.

Тема 7.

Этюд с натуры фигуры человека в динамике.

Развитие навыков работы по скульптурному изображению фигуры человека. Развитие способностей анатомического мышления в построении фигуры человека, в целом и через передачу достаточно сложных по характеру движений, в частности. Прокладка объема с соблюдением пропорций, распределение объемных масс, нахождение центра тяжести. Соблюдение правила кругового обзора. Внимание на цельность работы, взаимосвязь деталей. Передача выразительности силуэта и деталей фигуры.

Седьмой класс.

Тема 1.

Беседа о скульптуре. Введение. Современная скульптура. Её темы и средства выразительности

Тема 2.

Пропорции. Схема пропорций головы человека.

Дать представление о конструкциях и принципах построения головы и шеи (ось объемов, симметрия построения, лицевой угол). Распределение основных масс.

Тема 3.

Композиция: портрет в рельефе.

Работа с профилем человека.

Прокладка фона и выполнение рисунка на нем. Прокладка основных форм (на глаз). Передача плановости, проработка деталей головы.

Тема 4.

Этюд обрубовки головы

Формирование навыков пластической моделировки формы головы. Развитие глазомера (прием визуального промера), умения конструктивного анализа формы объекта. Уточнение движения, соотношений основных масс и объемов головы и шеи; сосредоточение внимания на соотношении масс затылочной и лицевой частей головы.

Привитие осознанного и ответственного отношения к учебному процессу.

Тема 5.

Многофигурная композиция на свободную тему

Работа по самостоятельным эскизам, завершающая обучение в детской художественной школе по предмету «Скульптура», должна закрепить знания по скульптуре, полученные во время обучения.

Поиск композиционного, пластического и образного строя работы. Прокладка основных масс. Уточнение положения масс в пространстве, ритма движения, взаимосвязи фигур, их характера.

Выявление наиболее существенных деталей, проверка выразительности силуэта и цельности композиции при круговом обзоре.

Требования к уровню подготовки учащихся

В первом классе обучающиеся знакомятся с основными навыками работы с пластилином. К концу первого года обучения обучающиеся должны знать и уметь:

К концу второго года обучающиеся должны знать и уметь:

К концу третьего года обучающиеся должны знать и уметь:

Дети 4-го класса по своим способностям и возможностям в овладении скульптурной академической грамотой уже приближаются к взрослому человеку. К завершению курса скульптуры к обучающимся предъявляются следующие требования:

Учебно-методическое обеспечение (перечень)

Оборудование:

Материалы:

Занятия по предмету должны начинаться с ознакомления учащихся со скульптурной мастерской, в которой им предстоит заниматься. С ее оборудованием, рабочим местом, инструментами, правилами приготовления и хранения материала (глины, пластилина).

Первое занятие, как правило, ознакомительное. Посредством краткосрочного задания учитель может выяснить наличие подготовки, уровень умений владения пластичными материалами, способность видеть и понимать объем, уровень креативности учащихся. Затем рекомендуется провести беседу о скульптуре как о специфической разновидности изобразительного искусства и как об учебном предмете в цикле других дисциплин художественного направления. Здесь необходимо ознакомить учащихся с видами скульптуры: рельеф, барельеф, круглая скульптура, скульптура малых форм; о материалах: глина, пластилин, современные материалы; Используя только что созданные работы, преподаватель дает основные понятия о массе, объеме, о композиционных взаимосвязях в работе.

Работа над заданием в круглой композиции начинается с установки станка. Он должен находиться на уровне глаз учащегося. Далее ведется подготовка пластичного материала к работе. В течение урока педагог должен учитывать индивидуальный ритм работы учащихся, их работоспособность, степень подготовленности.

Каждое задание должно развивать у учащихся зрительное восприятие, координацию зрительного аппарата и рук, дисциплинировать внимание, научить постоянному анализу выполняемой работы с выявлением ошибок и их ликвидацией. Большое внимание необходимо уделять напоминанию учащимся о необходимости регулярно отходить от станка и сравнивать натуру с выполняемой работой. Развитие трудолюбия так же одна из немаловажных задач.

С самого начала деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы учениками были усвоены положения работы со скульптурой. Лепка из целого куска, умение работать обеими руками, круговой обзор, ведение работы от общего к частному, т.е. от большей формы к постепенной конкретизации, а на последних этапах работы – от деталей к обобщению работы в целом.

Основой обучения является работа с натуры, которая начинается со второго занятия. По мере приобретения учащимися знаний и необходимых умений в работе и по техникам исполнения, задачи усложняются, а требования к качеству работы повышаются. Также раздел программы предусматривает задания по лепке фигуры человека, животных, знакомство с построением и правильной установкой каркаса. Работа выполняется с натуры, в последующем по представлению. Решаются задачи пропорциональности и соразмерности масс и объемов в трехмерном пространстве.

Постановки выполняются как в круглой скульптуре, так и в рельефе. Параллельно делаются наброски с натуры. Особое внимание уделяется соблюдению заданного размера работы и пропорций натуры. По возможности, работа может выполняться в натуральную величину.

После усвоения правил работы с натуры, предлагаются задания по композиции на заданную тему. Учащимся разъясняется, что в работе над композицией в скульптуре действуют те же правила и законы, что и в работе над изобразительной композицией, выполняемой на плоскости листа, но с учетом специфики, определяемой влиянием третьего измерения. Работе над композицией предшествуют поиски темы, сюжета, взятых из литературных источников, жизненных наблюдений. После следует подготовительная практическая работа: зарисовки по представлению, с натуры, выполнение эскизов на бумаге и в материале. Желательно чтобы такой метод работы вошел в систему деятельности учащегося, так как именно этот момент дает возможность полнее раскрыться ученику в своем творчестве и обеспечивает не только качество работы в итоге, но и повышение уровня его креативности.

Педагогу необходимо своевременно объяснять учащимся, что композиция в круглой скульптуре должна иметь не одну точку зрения и должна быть рассчитана на круговой обзор, что скульптуре свойственны соотношение объемов, равновесие масс, движение в пространстве, выразительность силуэта, игра света и тени, цельность композиции. Эти свойства скульптуры являются основополагающими в работе на протяжении всего времени обучения.

В 1 – ом классе дети работают без каркаса, создавая цельные, в едином куске композиции. Задача педагога – обеспечить грамотность построения работы, этюда, композиции учащимися, направляя их творческую мысль, при этом, бережно сохраняя то, что предложил сам автор (ребенок).

В 1 – 2 – х классах темы для композиции должны быть особенно занимательными, так как без заинтересованности, увлеченности не может быть удачно решенных композиций. Очень интересно и содержательно проходит работа над композициями по темам сказок А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, народных сказок. Дети хорошо чувствуют характеры персонажей этих произведений. С первого года обучения ребенок должен знать, что законченность работы – это выразительность при правильном ее построении и выполнении задачи, поставленной педагогом перед каждым заданием.

На первом году обучения учащиеся получают первые понятия о рельефе, выполняя копию несложного гипсового орнамента. Работа над этюдом в рельефе начинается с приготовления доски – плинта, служащий фоном рельефа. Затем, на выровненную поверхность учащийся наносит контурный рисунок модели, правильно передав особенности постановки, пропорции, движение. Далее учащийся приступает к прокладке и лепке рельефа. Высота его устанавливается учителем, исходя из особенностей данной постановки, кроме тех случаев, когда орнамент копируется, и высота рельефа обуславливается постановкой. После прокладки рельефа, определения его основных соотношений и пропорций предметов постановки, учащийся приступает к детальной и конкретной его проработке, передавая индивидуальные особенности каждого предмета, сохраняя правильные пропорции, учитывая перспективные сокращения рельефа и соблюдая соотношение между ближайшей и дальними точками изображения, применительно к заданной высоте рельефа. В итоге учащийся должен привести этюд к целостному состоянию, подчиняя деталь целому, добиться предельно точного перспективного изображения натуры с одной точки зрения.

Первый год обучения включает в себя основные задания по скульптуре. Натюрморты, розетки, этюды животных. Главное здесь – уловить и передать характер и движение объема в пространстве, проработать детали.

На 2 – ом году обучения значительно повышаются требования к работе над этюдами с натуры. Продолжается работа над орнаментом, натурой, ставятся натюрморты, композиция создается на основе пройденного материала. В этом же году дается понятие о каркасе. Здесь педагогу важно обратить внимание учащихся на то, что каркас должен строиться прочно и обдуманно и уже в нем необходимо представлять будущую работу. Прочувствовать характер, движение, красоту, пропорции, соотношение объектов в пространстве, другие особенности постановки, так же представить всю композицию в целом. В дальнейшем каркас будет применяться только для работы в пластилине.

Изготовление каркаса учащиеся начинают с установки металлического крюка, рассчитанного на вес выполняемого этюда. После изготавливается железный проволочный каркас для лепки фигуры с учетом особенностей постановки и ее движения в пространстве.

На третьем году обучения учащиеся продолжают работу над копированием классических орнаментов, добиваясь выразительности и как можно большей схожести с оригиналом. Продолжается работа с живой натурой по темам «Животное», «Человек», а так же над композицией. В этой работе большое внимание уделяется передаче характера и состояния модели, проработке деталей.

Третий год обучения – достаточно сложен. Является в определенной степени завершающим. Большинство часов отводится работе с натуры. Это этюды: «Розетка», фигура человека в движении: работа по представлению, создание композиции. Закрепляются начальные профессиональные навыки работы в скульптуре, как в объеме, так и в рельефе.

В течение всего периода обучения большое значение придается самостоятельной работе, развивающей у учащихся наблюдательность и умение находить типичные явления в окружающей действительности. Это особенно важно при создании композиции, выявлению художественного вкуса к пластическому скульптурному материалу, пониманию композиционного строя.

Некоторые задания должны выполняться учащимися регулярно, еженедельно, под контролем учителя с последующим их анализом и обсуждением всей группой. Это обеспечит развитие умений до уровня навыков.

Содержание домашних заданий согласовывается с темами классных занятий. Здесь может быть лепка небольших (10 – 15см.) и несложных натюрмортов, животных, человека, это могут быть эскизы к композициям. Применяемый материал – пластилин.

При решении композиции на заданную или свободную тему следует обращать внимание на выразительность изображения модели, сделанной по предварительным зарисовкам. Все работы выполняются на основе пройденного материала, в доступной данному возрасту форме. За выполнение каждого задания учитель выставляет оценки по пятибалльной системе и отмечает лучшие работы. Рекомендуется сохранять этапные работы на протяжении всего периода обучения.

В конце каждого семестра коллектив преподавателей во главе с заместителем директора по учебной части проводит просмотр работ.

В течение учебного года рекомендуется организовывать тематические, а в конце его – отчетные выставки ученических работ. Из них могут быть выбраны лучшие для методического фонда школы с последующим их участием в конкурсах и выставках более высокого уровня.

Четвертый год обучения нацелен на организацию проектной деятельности учащихся. Формирование различных ключевых компетенций учащихся - общая педагогическая цель четвертого года обучения по учебному курсу «Скульптура».

Педагогическая цель каждой из 4 – х четвертей вышеупомянутого года обучения – создание условий для мобилизации, рефлексии, поиска и применения учащимися ранее сформированных и вновь приобретенных знаний, умений и навыков в новых условиях, определяемых обозначенными темами.

Предлагаемые в программе темы, определяют предполагаемые проекты по доминирующей направленности как практико-ориентированные. В данной роли выступает творческий проект, в оформлении которого предусматривается относительная свобода, нетрадиционный подход и оригинальность.

Значимость проекта определяется возможностью его применения в различных социальных условиях. Продукт проекта может быть использован как с целью расширения арсенала творческих работ учащихся, представляемых на тематических конкурсах и творческих выставках различных уровней, как методическое и наглядное пособие, как элементы оформления интерьеров.

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу обучающихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (сбор материала, посещение музеев и выставок, рисование с натуры, эскизирование).

Список литературы

1.Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. - М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28

2.Аркин Д. Образы скульптуры. М.; 1961

3.Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979

4.Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975

5.Боголюбов Н. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей. – М.; 1973

6.Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005

7.Буткевич Л.М. История орнамента. - М.: Владос, 2003

8.Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. - М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150

9.Голубева О.Л., Основы композиции: Учебник. — М.: Искусство, 2007.

10. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004

11. Карин Хессенберг. Скульптура для начинающих: Арт-родник, 2008

12. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985

13. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.: Владос, 2004.

14. Ломоносова М.Т. Графика и скульптура: АСТ, 2006

15. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979

16. Матюхина Т.Г. Скульптура и моделирование: МГАХИ им. Сурикова, 2009

17. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова - Минск, 2003, с.31, 36, 56

18. Писаревская Л. Лепка головы человека – М. 1961

19. Рабинович М. Пластическая Анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке. М. 1978

20. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. - М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36

21. Соколов В. Лепка фигуры. – М. 1968

22. Скульптура. История искусства для детей. - М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17

23. Федотов Г.Я. Глина и керамика. - М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47

24. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.:АСТ-ПРЕСС, 1997

25. Фролова М.Ю. Пластическая анатомия человека: Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2007.

26. Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному искусству. Раздел «Скульптура» - М. 1963

Аннотация.

на программу по учебному предмету. Скульптура.

Программа учебного предмета «Скульптура», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись».

Данный проект программы по предмету «Скульптура» предполагает четырехлетний курс обучения детей, поступающих в детскую художественную школу или на художественное отделение Детской школы искусств.

Наряду с композицией, рисунком и живописью, скульптура является одним из ведущих предметов в учебном процессе школы. Она неотрывно связана с рисунком и композицией, так как предполагает работу с натуры и композиционные задания. Основной целью заданий можно считать обучение объемному изображению предметов, а так же развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Особенность данной программы состоит в том, что в программе «Скульптура» сочетаются новые тенденции в изобразительном искусстве и академический геометральный метод изучения пластической формы предметов, также программа соответствует уровню развития учащихся. В нее включены задания, которые выполняются в разных скульптурных материалах (пластилин, глина), а также направленные на развитие различных видов мышления и памяти. Одновременно содержание программы строится с учетом индивидуальных предпочтений учащихся, что предполагает вариативность в выполнении некоторых заданий.

Срок реализации учебного предмета – 4 года. Возраст обучающихся – 10 – 15 лет.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелко - групповых коллективах численностью 4-10 человек, 1 час в неделю.

Целью учебного предмета «Скульптура» является не только овладение знаниями и представлениями о скульптуре как виде изобразительного искусства, не только формирование практических умений и навыков работы с материалом. Но и способствовать самовыражению и развитию личности учащихся по средствам создания пластических образов и композиций.

Структура рабочей программы учебного предмета:

1.Пояснительная записка.

2.Учебно-тематический план.

3.Содержание учебного предмета.

4.Требования к уровню подготовки учащихся.

5.Учебно-методическое обеспечение.

6.Список литературы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области