Мастер-класс для педагогов
«Нетрадиционные техники рисования»
Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Познакомить с разными нетрадиционными техниками рисования;
• Развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов; повысить уровень мастерства педагогов.
• Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.
. Способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический, игровой.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, , материал для практической деятельности –листы картона , спажки. стеки.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме. Подготовка оборудования, создание компьютерной презентации.
Оформление выставки детских рисунков в нетрадиционной технике рисования.
Ход мастер-класса.
Ведущий Уважаемые педагоги, рада приветствовать вас на нашем мастер-классе «Нетрадиционные техники рисования»( слайд 1)
И чтобы он прошёл творчески и все плодотворно поработали, хочу поделиться с вами радостным настроением.
Игра « Мяч радости».
- Встаньте все в круг, поверните обе руки ладонями вверх, а «мяч радости» покатиться по ним, оставляя вам хорошее настроение. Условие: мяч нельзя ронять, перебрасывать. Мяч должен катиться.
Ведущий – Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее и комфортней.
Вступительное слово
Актуальность выбранной темы мастер-класса:(2, 3 слайд)
• На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения ребёнка в школе.
• В процессе работы у детей формируются мыслительные операции, навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Но далеко не у каждого ребёнка получается выполнить красивую поделку или рисунок. Очень часто у детей многое не получается, так как многим детям тяжело правильно держать кисть или карандаш. В результате усилий, проделанная работа не соответствует ожиданиям ребёнка. Вследствии этого интерес к творческой деятельности угасает.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды надо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Дома у каждого из нас есть ненужные вещи (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д.). Гуляя по улице или в лесу можно найти много интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Использованием нетрадиционных техник ( 4 слайд)
•Способствует снятию детских страхов.
•Развивает уверенность в своих силах.
•Развивает пространственное мышление.
•Учит детей свободно выражать свой замысел.
•Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
•Учит детей работать с разнообразным материалом.
•Развивает мелкую моторику рук.
•Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
•Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Разрешите, я вам расскажу немного о них. (5 слайд.)
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
•рисование пальчиками;
•оттиск печатками из картофеля, моркови, пенопласта;
•рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
;•монотипия предметная.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•рисование по сырому фону;
•кляксография обычная;
•набрызг;
•граттаж.
•мозаика- обрывание.
Практическая часть
Уважаемые педагоги! А сейчас я хочу провести небольшой мастер-класс по нетрадиционной технике рисования «Граттаж».
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и тёмного фона.
Чаще других граттаж применяли графики начала XX в. В России под названием гратто-графии подобную технику впервые использовал М. В.Добужинский в работах 1920-х гг., создавая свои фантастические, повышенно экспрессивные произведения. Его также применяла литовский график Д. К.Тарабильдене, в частности, она обратилась к граттажу при работе над иллюстрациями к книге «Сто народных баллад».
Чтобы облегчить удаление краски с поверхности бумаги или картона, его пред окраской покрывают слоем воска (парафина). Чтобы краска не собиралась в капли на восковой поверхности её смешивают с мылом (мыльным раствором). Иногда бумагу предварительно тонируют красками, что придает последующему рисунку более живой вид.[1][2]Также иногда вместо воска (парафина) используется масляная пастель: бумагу (картон) натирают пастелью до полного закрашивания и покрывают темной краской, после чего процарапывают нужный рисунок.
Работа в технике «Граттаж» проходит в три этапа.
1. Лист картона натирается воском, свечой.
2. Окрашивание поверхности гуашью, тушью.
3. Процарапывание рисунка.
Уважаемые коллеги, обратите внимание какие чудесные картины у вас получились.
Ведущий. ( слайд 19)
Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо:
« Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо если я занимаю ребёнка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Ведущий . Давайте на память о нашей встрече подарим друг другу подарки.
В свою очередь от себя хочу подарить вам карточки – памятки с нетрадиционными техниками рисования.
Рефлексия
Игра « Подарки»
Все педагоги встают в круг. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой либо предмет и передаёт своему соседу справа.( сердечко, воздушный шар, цветок, краски и т.д.)
В заключении нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Дерзайте, рисуйте, смелее творите,
А самое главное деток учите!
Всего доброго , благодарю за работу!