Конспект занятия по обучению игре в шахматы
для детей 5–6 лет.
Тема: «Знакомство с пешкой»
Цель: создание условий для знакомства с шахматной фигурой пешка.
Задача:
Обучающие:
• познакомить с шахматной фигурой пешка
• выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры
• выработать навык работы с шахматной доской;
Развивающие:
• способствовать развитию памяти, внимания;
• развить логическое мышление;
• развить творческую активность.
Воспитательные:
• воспитать навыки работы в коллективе;
• повысить шахматную культуру;
• выработать позитивное отношение к процессу обучения.
Материалы к занятию: проектор для презентации, шахматная доска и пешка.
Та не пешка, которая, не мечтает стать Ферзем!
Ход занятий:
Воспитатель: Сегодня мы с вами продолжаем путешествие в шахматную школу.
- А какие шахматные фигуры самые слабые?
Дети: ответ детей (Пешки).
Воспитатель: Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек. 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней.
Пешки ходят только вперёд: на одну клетку по прямой. Поэтому в таком положении у белой пешки есть только один ход.
А ещё, линии-дорожки, которые идут слева направо, имеют свои названия. Самая нижняя дорожка – это первая линия. За ней идёт вторая линия. Потом третья, четвертая, пятая, шестая, седьмая, восьмая.
– Так вот, если белая пешка стоит на одном из полей второй линии, то она может не только пойти на одно поле вперёд, но и прыгнуть через клетку.
Вот так:
Физкульминутка:
Ну – ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом
3-4- приседаем,
Наши ножки разомнём.
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно вряд.
Мы размялись от души, за столы мы вновь спешим.
Воспитатель: А теперь мы поиграем этой белой пешкой.
(Расположите белую пешку на одном из полей второй горизонтали и поочерёдно с ребёнком передвигайте ее, пока она не дойдёт до последней горизонтали. Просите ребёнка идти пешкой из начального положения иногда на одну клетку, иногда через клетку).
Дидактические игры:
«Чемпион». Белая пешка стоит на любом поле второй горизонтали. Вы с ребёнком по очереди ходите этой пешкой.
Первый ход делает ребёнок.
Выигрывает тот, кто передвинет белую пешку на восьмую горизонталь. Как несложно убедиться, результат игры зависит от первого хода ребёнка: если он пойдёт пешкой через клетку, то он выигрывает, а если – на одну клетку, то
проигрывает.
«Кто первый?». Поставьте рядом на второй горизонтали две белые пешки. Одной из них будет играть ребёнок, второй – вы. Начинает ребёнок.
Выигрывает тот, чья пешка первой достигнет последней горизонтали. Очевидно, что если пешка ребёнка продвинется первым ходом через
клетку, то он и победит.
«На второй и третьей». Расположите одну из белых пешек на второй горизонтали, другую – на иной вертикали на третьей горизонтали. Играете аналогично игре «Кто первый?». Ребёнок ходит пешкой, расположенной на второй горизонтали. Если он первый ход делает этой пешкой через клетку, то побеждает.
«Весь отряд – восемь в ряд».
Попросите ребёнка расставить все белые пешки на второй горизонтали. Обычно дети с удовольствием ставят рядом однотипные фигуры, ход пешкой не вызывает затруднений даже у детей.
Рефлексия (подведения итогов НОД, самооценка детей).
В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)
– Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)
- Ну вот наше путешествие в шахматную школу закончилось.
Кому было интересно поднимите вверх белую пешку, а кому нет чёрную.
А хотите ли вы ещё продолжить путешествие в шахматную школу?
Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперёд.