муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №259»
660005. г. Красноярск, ул.Краснодарская, 11 «а», т.2-24-34-30 E-mail: dou.259@yandex.ru,
ОГРН 1022402485225 ИНН/КПП 2465041236/246501001
Литературная гостиная
«Не будем лениться, будем трудиться!»
Разработали и провели: воспитатели: Кучерявая И.В.,
Уракова О.Е.,
педагог-психолог Шустерова Е.А.
Красноярск - 2021
Участники: дети старшей и подготовительной к школе групп, воспитатели, педагог-психолог.
Цель: формирование понимания у детей старшего дошкольного возраста таких качеств характера как трудолюбие и лень, через произведения детской художественной литературы.
Задачи обучающие:
- учить понимать мораль и идею произведений, смысл пословиц;
- учить рассматривать иллюстрации и соотносить их с содержанием произведений;
развивающие:
- развивать умение анализировать поступки героев через художественные произведения;
- учить анализировать свои поступки и делать выводы;
воспитательные:
- продолжать формировать умение договариваться, работать в микро группах;
- формировать желание помочь сверстнику при составлении рассказа.
- побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, уважительному отношению к чужому труду, взаимопомощи и сотрудничеству.
Планируемый результат:
- дети оценивают поступки героев в детских художественных произведениях;
- определяют положительные и отрицательные качества героев;
- устанавливают соответствия поступков нравственным правилам, сопоставляют, сравнивают героев, выделяют качества трудолюбивого человека.
- дети ведут диалог, признают существование других точек зрения, выражают свое мнение, аргументируя его.
Пространственная среда: музыкальный зал.
Предметно-практическая среда: стол, стулья по количеству приглашённых, проектор, свеча, портреты детских писателей, книги о лени и трудолюбии. Среда взаимодействия:
взрослый – ребёнок – партнёрская форма общения, сотрудничество совместно-индивидуальное, взрослый поддерживает советом, организует помощь, создаёт условия, позволяющие ребёнку проявлять собственную активность, самостоятельность, инициативу;
ребёнок – ребёнок – деятельность в группах, микро группах, индивидуальная помощь.
Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественных произведений, пословиц, слушание детских песен о труде и лени, обсуждение ситуаций из жизни детей.
Этапы
Мотивационно – побудительный этап.
В музыкальный зал заходят дети, садятся в полукруг.
1. - Ребята, приветствуем вас на литературной гостиной.
Правила поведения на литературной гостиной: - Мы будем думать, размышлять, рассуждать;
- говорить спокойно, полными предложениями;
- выслушивать других, не перебивать!
- Символом нашей литературной гостиной является свеча.
(Зажигаем свечу литературной гостиной)
- Предлагаем вам посмотреть отрывок из сказки «Про мышонка».
- Что вы можете сказать о мышонке?
-Как он вел себя, когда другие работали?
- А давайте поговорим сегодня на литературной гостиной про лень.
Основной этап.
2. Воспитатель предлагает вспомнить несколько произведений детских писателей, рассказывающих про лень.
Н. Носов «На горке».
- Ребята, посмотрите на эти изображения и узнайте из какого они произведения.
- Как называется произведение?
- Кто автор?
- Ребята, расскажите это произведение! ( самостоятельное рассказывание по серии сюжетных картинок )
Предложить разбиться на команды по количеству картинок. Каждой команде рассмотреть свою картинку, договориться, кто будет рассказывать. Остальные ребята дополняют.
- Видите, ребята, как Котьке понравилось трудиться, какое у него настроение , что он исправил свою ошибку, еще и ступеньки придумал.
3. - Предлагаем посмотреть сценку из сказки, которую приготовили ребята из группы «Мультяшки» (текст прилагается)
- Как называется это произведение?
- Кто его написал?
4. - Что сказал Мороз Иванович про награду за труды?
«Какова работа, такова и награда»
- У русского народа есть много пословиц о ленивых и трудолюбивых людях.
- Какие пословицы о лени и трудолюбии вы еще знаете?
- «Труд человека кормит, а лень портит», «Лень добра не делает», «Ленивые руки не родня умной голове», «Ленивому и в будни праздник», «Кто как трудится, тот так и ест»…
2 вариант: на столе лежат картинки к пословицам. Дети выбирают картинку, вспоминают пословицу, озвучивают ее.
5. - Ребята, про лень еще и песни есть. Предлагаю послушать замечательную, всем известную песню про Антошку, кто знает песню – подпевайте!
- Ребята, какая пословица подойдет к этой песне?
6. - Посмотрите, ребята, узнали вы это произведение?
К. Чуковский «Федорино горе» СЛАЙД
- Как оно называется?
- Кто его написал?
-О ком эта сказка?
- Почему от Федоры ушла посуда?
- Расстроилась ли Федора? Что она предприняла?
-Вернулась ли посуда к Федоре?
-Почему?
-Как изменилась жизнь Федоры
7. Русская народная «Сказка про лень?»
- Послушайте отрывок сказки, и вспомните произведение.
(Зачитывается отрывок)
-…Как поселилась лень в медвежьей берлоге, стала там хозяйничать, так медведю и вовсе житья не стало. Раньше он целыми днями рыбку в речке ловил, ягоды, мед собирал, на зиму наедался, чтобы жиром запастись, а теперь целыми днями лежит он, с боку на бок переворачивается да зевает. …
- Узнали это произведение?
- Кто его написал?
8. - Расскажите, а приходила ли к вам в дом лень?
Может вы ленились когда-то? Расскажите об этом!
- Как вы думаете, а взрослые могут быть ленивыми?
- А можно ли исправить такую ситуацию?
-Как?
- Видите, ребята, труд сближает, объединяет, в труде вы можете научиться разным полезным делам и приобрести друзей.
9. Далее воспитатель предлагает послушать басню И. Крылова «Стрекоза и муравей»
Воспитатель читает.
- О ком идет речь в произведении?
- Расскажите о муравье.
- А какой была стрекоза?
- Зачем она пошла к муравью?
- Что ответил муравей стрекозе?
Это произведение учит нас думать о завтрашнем дне: не только веселиться и отдыхать, но и трудиться, делать различные полезные дела, чтоб не оказаться на месте ленивой стрекозы.
10. - Ребята, а вы хотите узнать, что случилось с мышонком из мультфильма?
(концовка)
Рефлексивный этап.
11. - Ребята, вот наша свеча. Побывав на литературной гостиной, может быть, кто-то из вас придумал себе занятие, дело, которым мог бы помочь в группе или дома? Расскажите о своих мыслях!
12. Далее детям предлагается рассмотреть выставку детских книг о трудолюбии и лени.
Мороз Иванович
Жили-были 2 девочки: Рукодельница и Ленивица. Рукодельница с утра встанет, пол подметет, избу уберет, пирогов напечет, … А Ленивица целый день скучает: то у окна семечки щелкает, то чай попивает, а делать ничего не желает. Вот пощла как-то Рукодельница к колодцу с ведерком воды набрать, да и уронила ведерко в колодец. Что дедать? Спустилась Рукодельница в колодец за ведерком и встретила там Мороза Ивановича.
-Зачем пожаловала, Рукодельница?
- Я ведерко в колодец уронила, дедушка!
- Отдам тебе ведерко, но сначала поживи у меня 3 дня, да послужи мне! Рукодельница все в доме прибрала, платье Морозу Ивановичу заштопала, кушанье сварила …
(метет веником, присаживается штопает, на столе расставляет тарелочки – все с улыбкой)
Прошли 3 дня. (Мороз Иванович наполняет ведерко драгоценными камнями)
- Возьми, Рукодельница, свое ведерко!
-Спасибо, дедушка!
Увидела Ленивица и захотела тоже получить подарочки от Мороза Ивановича. Пошла и бросила в колодец ведерко да и сама прыгнула в колодец.
-Зачем пришла, девочка? – спросил Мороз Иванович.
- Пожить у тебя и подарочки получить! – ответила Ленивица.
- Какова будет твоя работа, такова будет и награда!
(сидит на стульчике, щелкает семечки – злая, растрёпанная)
Прошли 3 дня. (Мороз Иванович наполняет ведерко снежками)
- Возьми, Ленивица, свое ведерко!
Взяла ленивица ведерко и спасибо не сказала. А как дошла до дома, так снежки и растаяли.
Далее дети представляются, кто какую роль играл и характеризуют своих героев.