Одним из эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем: самому найти ответы на его многочисленные «как?» и «почему?». Почему соль соленая, а трава зеленая, почему мыло мылится, а вода пузырится? Удивительная наука – химия на всё найдет ответ.
Влюбить дошкольника в химию просто. Нужно, чтобы её было интересно познавать. Важно, чтобы этот процесс был естественным и интересным, а обучение - простым и доступным.
Конспект занятия в средней группе с элементами ТРИЗ
«Раздувайся вширь, большой пузырь»
Цель: продолжать формировать интерес к экспериментированию, к окружающим объектам, их свойствам.
Задачи:
- воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности с мыльными пузырями;
- учить детей рассуждать, анализировать, используя метод МЧ;
- воспитывать привычку заниматься сообща, не мешая друг другу;
- развивать мышление, связную речь;
- упражнять детей в работе над словом, подбирая определения.
Планируемые результаты:
- принимает поставленную воспитателем игровую задачу;
- проявляет высокую активность и любознательность;
- участвует в выполнении поисковой деятельности;
- применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым;
- проявляет стремление к общению со сверстниками в совместных делах;
- имеет опыт деятельности и запас представлений об окружающем.
Предварительная работа:
- отгадывание загадок, чтение стихов;
- экспериментирование с водой, льдом, снегом на прогулке;
- подвижные игры;
- приобретение родителями наборов «Мыльные пузыри»;
- консультации для родителей: «Что такое ТРИЗ и почему используем в детском саду», «Маленькие исследователи».
Материалы: наборы «Мыльные пузыри»; схемы трех человечков; таз с мыльной водой; игрушка «Колобок».
НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, кто опять пришел к нам в гости? (колобок)
- Вы ему очень нравитесь, как он вам улыбается. И вы ему улыбнитесь.
Поднести к уху Колобка.
- Ребята, Колобок спрашивает, любите ли вы играть с мыльными пузырями? (ответы детей). Он принес сегодня с собой мыльные пузыри.
- А где же они, Колобок?
Колобок: Спрятались в тазике, в мыльной воде.
Воспитатель:- Сейчас посмотрим. Я тоже люблю играть с мыльными пузырями:
«Пузыри – смешной народ,
Он в мыльных пузырях живет.
Нужна пузырикам всегда
Простая, мыльная вода».
Взять воронку и выдуть пузырь.
- Как получился мыльный пузырь? (ответы детей).
Колобок: Правильно, ребята, мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает и получается пузырь.
Воспитатель:- Какой пузырь, скажите? (ответы детей: легкий, круглый, красивый, блестящий, разноцветный, мыльный, прозрачный, сверкающий).
- Ой, пузырь лопнул.Что случилось? Давайте спросим у Колобка.
Колобок: Из него выскочили, выпрыгнули воздушные человечки и разлетелись.
Воспитатель: - Какие они быстрые, не хотят в пузыре сидеть.
- Как называются человечки? (ответы детей: воздушные)
- Воздушные, значит живут в воздухе. Воздушные человечки легкие, озорные, летающие. Какие, повторите пожалуйста (дети повторяют).
- Сейчас я нарисую портрет воздушного человечка:
« Точка, точка и крючочек,
Вместо головы – кружочек,
Вместо ног и рук – дорожка,
Изгибается немножко».
2. Физкультминутка (под музыку).
Воспитатель: - Ребята, покажите, как он стоит (все показывают). И покажите, какие они легкие, озорные, летающие (дети подпрыгивают, подлетают, кружатся). Молодцы! Ну, совсем, как человечки.
« Осторожно – пузыри!
- Ой, какие! Ой, смотри!
- Раздуваются! Блестят!
- Отрываются! Летят!
- Твой – со сливу!
- А твой с орех!
- Ну а твой – не лопнул дольше всех!»
3. Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, с кем дружит мыльный пузырик? (ответы детей: с мыльными пузыриками, с пеной, с водой, с мылом, с шампунем, с воздухом).
- Колобок просит вас найти и показать человечков, которые живут в мыльных пузырях? (дети подходят к схемам трех человечков и определяют).
- Посмотрите, какая получилась дружная компания!
4. Воспитатель: - Ребята, а вы хотите поиграть в воздушные пузыри? (да). Тогда давайте пройдем в нашу лабораторию, но перед этим надо надеть фартуки, чтобы не испачкать нашу одежду.
Чтение стихотворения:
« В тепленькой водичке разведу я мыла...
Капельку шампуня, чтобы лучше было...
А теперь от ручки трубочкой...
- Смотри!
Как переливаются эти пузыри...
На, попробуй, выдуй тоже!
И скажи на что похоже?
В этих мыльных переливах,
Все нарядно и красиво...
Только в руку брать нельзя,
Лопнет, попадет в глаза...
Пусть себе летают,
Небо украшают! » (Ж. Биганина)
Дети выдувают пузыри по подгруппам.
5. Воспитатель:– Понравилось играть с мыльными пузырями?
- А Колобок приглашает вас поиграть с ним в игру «Пузырь».
Проводится игра: дети, взявшись за руки, встают в круг очень тесно —это «сдутый пузырь». Потом его надувают, делая шаги назад и приговаривая: « Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,
Оставайся такой, да не лопайся!»
«Пузырь» увеличивается и получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
6. Рефлексия.
- Как весело Колобку было с вами. Но ему пора уходить.
Колобок прощается с детьми.