Урок литературного чтения во 2 классе.
.1.Тема урока: А.Н.Толстой «Прыжок».
2. Цели урока:
1) создание условий для работы над понятием «быль» при работе с художественным текстом;
2) продолжить работу по воспитанию качеств человека, умению быть осмотрительным, предвидящим опасность.
Задачи:
Оборудование: учебник Н.А. Чураковой «Литературное чтение» 2 класс, интерактивная доска, компьютер, иллюстрации к рассказу «Прыжок», выставка книг писателя, толковые словари, карточки для работы в парах «Тонкие и толстые вопросы», карточки с кластерами (формат А 4).
3.Основные приёмы: синквейн, дерево предсказаний, работа с толковым словарем, чтение с остановками, тонкие и толстые вопросы, кластеры.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Анализ урока |
1. Вызов. Цель: вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме. | Предлагается синквейн без первой строчки -Что вы видите на доске? Подумайте. 1)-- -- -- -- -- -- -- -- -- 2)правдивый, имеющий место в жизни; 3)было, произошло, свершилось; 4)рассказ о свершившихся событиях; 5) достоверность .- Определите первое слово синквейна? -Посмотрите значение слова быль по толковому словарю. -Сегодня мы поговорим о том, что бывает в действительности, сравним её со сказкой. -Как заканчиваются сказки? -А в действительности все ли истории заканчиваются хорошо? -А можно ли сделать так, чтобы в действительности было как можно меньше несчастий? -Какова же тогда цель урока на ваш взгляд? -Сегодня мы познакомимся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок» и ответим на вопрос правдивая это история или сказка? -Прежде, чем приступим к чтению, давайте составим «Дерево предсказаний». Работаем по группам. 1) Что может произойти в рассказе с таким названием? 2)Как будут развиваться события? 3)Чем может закончиться рассказ? - Мы проверим ваши предсказания после чтения рассказа. | Работа в парах. Ответы детей. -Синквейн. -Быль. Работа со словарями. -Всегда хорошо, со счастливым концом. -Нет. Бывают счастливые истории и трагические, с несчастливым концом. -Нужно всегда думать к чему могут привести те или иные слова, поступки. -Мы будем говорить о случае, который был в действительности и подумаем чему он может нас научить? Ребята открывают учебник на стр.160. Работа по группам. 1 группа. Речь пойдёт о каком-то прыжке. (Опора на название.) 2 группа. Мальчик будет прыгать в воду. (Опора на иллюстрацию) 3 группа. История может закончиться несчастным случаем или счастливо. | |
2. Осмысление. Цель: получить новую информацию и соотнести её с уже имеющими знаниями. | - Прежде чем приступим к чтению, поработаем с толковыми словарями. Найдём значение слов: палуба, мачта, каюта, аршин, расходилась. -Сейчас мы будем читать текст. Чтение с остановками. Фрагмент 1. Чтение текста стр.160-161. Вопросы после чтения ( открываются на доске) - Где происходило действие? - Кто ещё был среди людей? - Как она себя вела? Фрагмент 2. Чтение текста дальше стр. 161-162 до слов «Но как увидали…» Вопросы после чтения ( открываются на доске) - Почему мальчик полез вслед за обезьяной? - Думал ли мальчик об опасности? Фрагмент 3. Вопрос перед чтением: - Как вы думаете, что может произойти дальше? Чтение с. 162- 164 до слов «Когда капитан…» Чтение вопросов по учебнику с .165. -Надо ли было целиться в мальчика? -Видно ли по поведению этого человека, что это капитан, а не матрос, и не пассажир. Фрагмент 4. Чтение стр.164 до конца Вопросы после чтения ( открываются на доске) -Почему капитан убежал к себе в каюту? Ф и з м и н у т к а -А теперь поработаем с « толстыми и тонкими вопросами» по содержанию рассказа. - Работаем по карточкам в парах. Заполнение « кластеров» -А сейчас вы дадите характеристику нашим героям самостоятельно. Работаем по группам на карточках. (формат А 4) | Парная работа со словарями. (зачитываются ответы по словарю) Рассказ читается вслух учащимися по фрагментам. Индивидуальная работа. - Действие происходило на палубе корабля. - Среди людей была большая обезьяна. -Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей. Работа в парах (можно обратиться к тексту, готовясь к ответу) -Потому что обезьяна подзадоривала и дразнила мальчика. Взрослые смеялись и ему было неприятно, не хотелось уступать обезьяне. - Мальчик не думал об опасности. Обида сменилась азартом, задором. Для мальчика это была игра. Индивидуальная работа - Мальчик может достать шляпку и благополучно вернуться на палубу. - Мальчик может упасть и разбиться. - Да, чтобы мальчик испугался сильнее и заставить мальчика спрыгнуть. - Да, видно он решительный, смелый, способный очень быстро принимать решение. Работа в парах - Капитан убежал в каюту, чтобы никто не видел, что он плачет. Он очень переживал за своего сына. Работа в парах. Предполагаемые ответы на тонкие вопросы. Предполагаемые ответы на толстые вопросы. 1)Матросы, которые в отличие от пассажиров, являются более знающими, опытными и бывалыми людьми, не остановили мальчика вовремя, не просчитали грозящей ему опасности, а забавлялись ситуацией наравне с пассажирами. а) Человек, спасающий мальчика должен быть быстро думающий и быстро принимающий решения, умеющий отдавать приказы, с жестокостью в голосе. б) Капитан –ответственный, матросы –безответственные. 2)Потому, что мальчик смело полез на мачту, ловко это делал, смело прыгнул в воду, быстро принял решение. Работа по группам 1группа. Мальчик -ловкий - решительный задорный - весёлый – смелый 2 группа. Капитан - уверенный – знающий – быстрый - авторитетный- смелый - решительный - умеющий командовать 3 группа. Матросы – опытные - весёлые–безответственные -любят шутить | |
3. Рефлексия Цель: обобщение полученной информации. | Чтение 1 вопроса по учебнику стр.64. - Как ты думаешь, это сказка или правдивая история? -Вернёмся к «Дереву предсказаний» . Сопоставим ответы ваши с вашим мнением сейчас. Какие из них сбылись, какие надо изменить? 1) Что может произойти в рассказе с таким названием? 2)Как будут развиваться события ? 3)Чем может закончиться рассказ? Обобщение: Вопросы читают по учебнику с.165 - Кто же виноват, что чуть было не случилось несчастье? - Скажите, чему учит рассказ? -Почему рассказ называется « Прыжок»? Домашнее задание. Стр.165. Рассказ слушали Миша, Маша, Мальвина и Алёнушка. Сравните их высказывания и определите, кто что говорил. Оцените свою работу на уроке. Зажгите нужный свет светофора: (У каждого на столах лежат круги 3 цветов: красный, жёлтый, зелёный) | - Эта правдивая история. Работа в группах. 1 группа – ответ совпал 2 группа – ответ совпал З группа – уточняем – история закончилась благополучно (дети на доске исправляют ответ) Индивидуальная работа. (Ответы детей) (Ученики показывают круг) (Зелёный- отлично. Жёлтый- хорошо. Красный- удовлетворительно.) |