Литературное чтение в 1 классе
технологическая карта урока
Тема: «Сказки, загадки, небылицы». Выставка книг по теме. Рассказывание сказки по иллюстрациям. |
Тип урока: Знакомство с новым материалом. |
Цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг, учить пересказу. |
Задачи: - учить работать с книгами на выставке; - определять тему произведений; - учить читать выразительно. |
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- называть книгу (автор и название); - определять тему читаемого произведения; - называть выставку книг; - дополнять выставку возможными книгами; - читать стихотворение и отвечать на вопросы по содержанию. | - прогнозировать содержание раздела, книги; - работать в паре, выполняя правила совместной работы. | - проявлять интерес к чтению сказок. |
Ресурсы урока: Л.Ф. Климанова и др. Литературное чтение. 1 класс. Книги: Русские народные сказки; С. Маршак «Теремок»; Сказки народов мира; Сказки со всего света; Книга сказок В.Сутеева.
Приёмы: «Прогноз по иллюстрации», «Корзина идей», «Загадка», «Логические цепочки», «Восстанови текст», «Театрализация», «Синквейн», «Закончи предложение».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Вызов Мотивация познавательной деятельности. | Организационный момент. Речевая разминка. Прочитайте стихотворение: Научились вы читать Важнее нет науки. Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки! (С вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело, выразительно). Учитель предлагает открыть с.29 учебника и прочитать название раздела. Приём «Прогноз», «Прогноз по иллюстрации» - Предположите, о чём будем читать произведения в этом разделе. Учитель предлагает прочитать содержание шмуцтитула. (Читают хорошо читающие ученики). - Знаком ли вам жанр небылицы, загадки? Приём «Корзина идей» - Предположите, что такое небылица. Что такое загадка? Значение слова Загадка по Ефремовой: 1. Краткое иносказательное описание какого-л. предмета или явления, которые нужно разгадать. Значение слова Загадка по Ожегову: 1. Нечто необъяснимое, непонятное. 2.Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Небылицы — это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. | - Самоконтроль готовности. Чтение стихотворения детьми с разной интонацией. Читают название раздела «Сказки, загадки, небылицы». Высказывают предположения, что в этом разделе мы будем читать сказки, загадки, небылицы. (Загадка: игра, описание предмета, маленькое стихотворение, то, что нужно разгадать, интересный вопрос и т.д.) (Небылица: то, чего не бывает; неправда, смешное стихотворение, чепуха и т.д.) |
Актуализация необходимых знаний. Организация познавательной деятельности. | -Сегодня на уроке мы будем рассказывать, а что вы мне скажите сами. Приём «Загадка» -На доске было записано слово, но буквы рассыпались. Составьте слово. К, С, А, К, З, А (сказка) (магнитные буквы на доске) Учитель организует работу в паре. - Прочитайте обращение авторов по ролям. - Помогло ли вам содержание обращения определиться, о чём будем читать в этом разделе? Приём «Читаем и спрашиваем» -Любите ли вы сказки? - Почему читать сказки интересно? - Почему так говорят: Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок? - Посмотрите на выставку книг на стр.30. - Как называются книги? Кто их автор? О чём эти книги? Можно ли назвать выставку «Сказки», «Народные сказки»? Является ли произведение С. Маршака «Теремок» сказкой? На всех ли книгах указаны авторы? - Почему? Учитель обращает внимание на выставку книг у доски. - Рассмотрите внимательно книги. Какими из них можно дополнить выставку книг в учебнике? -Сегодня мы с вами будем читать и рассказывать сказку, название которой вы узнаете из загадки. (Приём «Загадка») -Наша добрая подружка, Даст нам перьев на подушку. Даст яичек для блинов, Куличей и пирогов. (курица) -Кто из вас догадался, как называется сказка? | Дети составляют рассыпавшееся слово. (сказка) Вспоминают правила работы в паре. Читают обращение авторов по ролям. Фронтальная работа (ответы детей). Работа с учебником. Ответы детей. - Там всё волшебное, происходят разные чудеса и приключения. - В каждой сказке есть своя правда, по которой должны учиться люди. Рассматривают выставку книг на стр.30; называют книги, определяют тему. Отвечают на вопросы учителя. - У некоторых сказок нет конкретного автора, это народные сказки. Высказывают предположения, какими книгами можно дополнить выставку. Слушают загадку и разгадывают её. - Курица. - Курочка ряба. |
Осмысление Организация познавательной деятельности. | Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию на стр.31. - Вспомните название этой сказки. Есть ли эта книга на выставке? Подумай, в какую книгу на выставке на стр.30 могла бы быть включена эта сказка. (Приём «Логические цепочки») - Восстановите последовательность событий сказки. (Приём «Восстанови текст») - Какое яичко снесла курочка Ряба? (знание) - А что бы вы сделали с золотым яичком? (синтез) - Выберите пословицы, выражающие главную мысль сказки. (оценка) - Что имеем не храним, а потерявши плачем. - Не всякому всё удаётся. | Рассматривают иллюстрации. Высказывают предположение, что данная сказка может быть включена в книгу «Русские народные сказки». Определяют последовательность иллюстраций. Пересказывают сказку используя иллюстрации. - Золотое. - Расцветка (рябая, пёстрая). - По желанию (несколько ребят). - Курочка снесла простое яичко. - Можно обменять, можно сделать из него украшения. Ответы детей. |
Рефлексия Подведение итогов урока. | Приём «Синквейн» А в завершении нашей работы, давайте попробуем составить синквейн. Напоминаю правила составления синквейна: Со словом сказка (фронтальная работа). Со словом курочка (работа в парах). - Давайте вспомним, как называется раздел, который мы с Вами начали изучать? - Что нового вы узнали на уроке? Приём «Закончи предложение» Загадка – это … Небылица – это … - Обратитесь к шмуцтитулу. Перечитайте стр.29. Что мы сегодня на уроке смогли выполнить из вышеперечисленного. Домашнее задание: Рассказать, какую сказку вы любите слушать или читать. - Спасибо за урок! | Сказка. Волшебная, бытовая. Читать, пересказывать, учить. Сказка – ложь, да в ней намёк. Фантазия. Курочка. Пёстрая, сострадательная. Снесла, пожалела, успокоила. Снесла курочка простое яичко. Доброта. Перечитываю стр.29 и определяют, что смогли выполнить сегодня на уроке из вышеперечисленного. По желанию. |
Источники:
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/
https://schoolfiles.net/1508561
https://kladraz.ru/blogs/blog18264/
https://znayka.pw/