Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Инспекционно-контрольная деятельность в системе внутренней оценки качества образования»

Цель инспекционно-контрольной деятельности получение полной и всесторонней информации о состоянии образовательной деятельности в МБОУ и на ее основе своевременное внесение коррективов в деятельность МБОУ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Инспекционно-контрольная деятельность в системе внутренней оценки качества образования»

Рассмотрим опыт организации инспекционно-контрольной деятельности как инструмента ВСОКО в школе г.Ульяновска.

Инспекционно-контрольная деятельность представляет вид деятельности руководителей МБОУ по установлению соответствия образовательного процесса и его результатов государственным требованиям и нормативам.

В рассматриваемом нами аспекте деятельности – это установление соответствия образовательного процесса и его результатов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования ( далее –ФГОС) .

Цель инспекционно-контрольной деятельности: получение полной и всесторонней

информации о состоянии образовательной деятельности в МБОУ и на ее основе

своевременное внесение коррективов в деятельность МБОУ.

Основными задачами внутришкольного инспектирования являются:

образования участниками образовательных отношений;

актов, принятие мер по их пресечению;

предупреждению;

педагогических работников в условиях реализации ФГОС;

положительных и отрицательных тенденций в организации

процесса обучения и разработка на этой основе

предложений по распространению педагогического опыта и

устранению негативных тенденций;

курсов внеурочной деятельности, соблюдением учителями научно-

обоснованных требований к реализации содержания образования в

соответствии с требованиями ФГОС;

овладения универсальными учебными действиями и способами

деятельности, выявление уровня развития обучающихся;

процесса на системно-деятельностной основе;

Виды, формы и методы инспекционно-контрольной деятельности

В соответствии с современными требованиями инспектирование по совокупности вопросов проводится в двух видах:

1) тематического - проверяется одно направление деятельности;

2) комплексного - проверяется два и более направлений деятельности.

Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы и направлен на:

Содержание тематического контроля может включать следующие вопросы:

В ходе тематического контроля:

Приведем перечень вопросов для тематического контроля с целевыми установками из плана ИКД школы г.Ульяновска на 2019-20 учебный год.

Изучаемый вопрос

Цель контроля

1.

Состояние работы по развитию одарённости, формированию исследовательских компетентностей через внеурочную деятельность в кружки, НОУ, секции обучающихся 1-11 классов в условиях реализации ФГОС и ФКГОС

Изучение системы

работы учителей по развитию одарённости, формированию исследовательских компетентностей через внеурочную деятельность в кружки, НОУ, секции обучающихся 1-11 классов в условиях реализации ФГОС и ФКГОС.

2.

Результативность работы учителей истории, обществознания, географии по формированию гражданственности у обучающихся и их социализации

Выявление эффективности реализации воспитывающей функции уроков истории, обществознания, географии.

3.

Качество использования средств ИКТ для создания педагогической среды урока в соответствии с требованиями ФГОС

Выявление эффективности использования ИКТ в создании педагогической среды урока

4.

Состояние индивидуального обучения на дому

Изучение системы работы с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.

5.

Система оценочной деятельности учителей и формирование оценочной самостоятельности обучающихся на уроках естественно-научного цикла во 2-11 классах

Выявление состояния оценочной деятельности учителя и ученика по предмету «Окружающий мир», по физике, химии, биологии в условиях освоения ФГОС.

6.

Результативность освоения общеобразовательных программ и создание внутренней оценки качества образования по иностранным языкам в школе

Выявление эффективности системы оценки образовательных результатов учащихся по английскому языку во 2-11 классах и немецкому языку в 8-9 классах.

7.

Работа ИБЦ и использованию его ресурсов по обеспечению выполнения образовательных программ

Изучение системы работы заведующей ИБЦ и педагога-библиотекаря по обеспечению выполнения образовательных программ

8.

Результативность работы учителей физической культуры и ОБЖ в 1-11 классах по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Изучение системы

работы учителей физической культуры и ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и формированию здорового образа жизни; получение информации о проведении интегрированных уроков ОБЖ и «Окружающий мир» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС и ЦКП «Здоровье».

9.

Работа классных руководителей по профилактике вредных привычек и привитию здорового образа жизни

Изучение системы работы классных руководителей, социального педагога по профилактике правонарушений и вредных привычек у обучающихся и привитию им здорового образа жизни.

10.

Обеспечение преемственности между основной и начальной школой в УВП 4 классов

Выявление состояния преемственности между основной и начальной школой в УВП 4 классов.

11.

Результативность проектной и поисково- исследовательской деятельности обучающихся

Выявление эффективности работы учителей по организации и проведению проектной и исследовательской деятельности обучающихся

12.

Результативность преподавания предметов образовательной области «Искусство» и курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Изучение состояния преподавания предметов образовательных областей «Искусство» и курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

13.

Результативность работы учителей 1

классов по формированию предметных и метапредметных результатов у обучающихся 1 классов

Выявление уровня сформированности предметных и метапредметных результатов у обучающихся 1-ых классов

14.

Работа классных руководителей, учителей и органов самоуправления по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся

Изучение системы работы классных руководителей и органов ученического самоуправления по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, её активизации в связи с празднованием 85-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Комплексный контроль

Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации:

Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.

Актуальными темами комплексного контроля являются вопросы, связанные с реализацией Образовательной программы ОУ. Предлагаем возможный перечень вопросов для изучения хода реализации Образовательной программы ОУ:

1.Использование разноуровневых учебных программ, индивидуальных учебных планов, предоставление обучающимся всех возможных форм освоения образовательных программ (очная, экстернат, дистанционная, домашнее обучение и др.).

2.Реализация программ для детей с особыми образовательными потребностями: для одарённых, для имеющих проблемы в состоянии здоровья и др.

3.Качество рабочих программ, разработанных учителями.

4.Выполнение учебных программ, их практической части в соответствии с государственным стандартом общего образования.

5.Использование современных педагогических технологий на системно - деятельностной основе.

6.Реализация программы воспитания и социализации обучающихся.

7.Предшкольная подготовка детей.

8.Организация предпрофильной подготовки в основной школе.

9.Профильное обучение .

10.Осуществление внеурочной деятельности обучающихся.

11.Соответствие знаний, умений, универсальных учебных действий и способов деятельности обучающихся требованиям государственного стандарта.

12.Сформированность универсальных учебных действий и способов деятельности обучающихся.

13.Сформированность личностных результатов обучающихся.

14.Подготовка обучающихся к различным формам промежуточной и итоговой аттестации.

15.Удовлетворенность качеством образования социальных заказчиков (выпускников, родителей, учебных заведений, предприятий, учредителя).

По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ и проводится педсовет, совещание при директоре или его заместителях. Контроль за исполнением приказа возлагается на одного из членов администрации.

Приведем тематику комплексного контроля с целевыми установками из плана ИКД МБОУ на 2019-2020 учебный год

Изучаемый вопрос

Цель контроля

1.

Взаимодействие классного руководителя с учителями, семьёй, учреждениями дополнительного образования по социальной адаптации обучающихся».

Выявление качества работы

Изучение системы

классных руководителей по взаимодействию с учителями, семьёй, учреждениями дополнительного образования по социальной адаптации обучающихся.

2.

Состояние преподавания математики, информатики и создание внутренней системы оценки качества образования по математике, информатике во 2-11 классах».

Формирование учителями математики и информатики системы мониторинга образовательных результатов обучающихся в процессе их обучения со 2 по 11 класс

Получение достоверной информации о состоянии преподавания и системе контроля качества знаний по математике и информатике во 2-11 классах в условиях введения ФГОС.

Выявление объективности системы оценки образовательных результатов обучающихся 2-11-х классов в условиях введения ФГОС

3.

Роль системы внеурочной деятельности, НОУ, дополнительного образования в формировании и развитии у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Выявление эффективности работы учителей и педагогов дополнительного образования по развитию УУД в системе внеурочной деятельности, НОУ и дополнительного образования

4.

Состояние преподавания спецкурсов по выбору в 5-9 классах и профильных спецкурсов в 10-11 классах

Выявление эффективности проведения занятий спецкурсов

4.

Результаты внедрения ЕАИС «Сетевой город в образовательный процесс гимназии»

Изучение эффективности внедрения ЕАИС «Сетевой город» в образовательную деятельность школы и её роли в формировании информационной культуры обучающихся.

5.

Организация итогового повторения и систематизации знаний обучающихся в период подготовки к промежуточной, итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации обучающихся

Выявление эффективности

системы повторения, обобщения знаний и умений обучающихся в период подготовки к промежуточной, итоговой и государственной итоговой аттестации обучающихся

6.

Выполнение теоретической и практической части учебных программ

Проверка выполнения государственных программ в их теоретической и практической части.

Инспекционный контроль в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости.

Тема административного контроля

Цель контроля

1.

Входная диагностика по русскому языку, математике во 2-11 классах, по смысловому чтению во 2-5 классах. Кто готовит материалы? К-1

Выявление остаточных знаний обучающихся за предыдущие годы обучения для внесения корректив в процесс обучения

2.

Классно-обобщающий контроль 5-ых классов.

Выявление устойчивости знаний и УУД обучающихся, приобретенных в начальной школе.

3.

Контроль за достижением образовательных результатов обучающихся за первую четверть по русскому языку, математике во 2-9 классах, по смысловому чтению во 2-5 классах.

Выявление соответствия образовательных результатов обучающихся (предметных и метапредметных) по итогам первой четверти требованиям ФГОС.

4.

Классно-обобщающий контроль 10-ых классов.

1.Изучение соблюдения принципа преемственности между основной и средней школой.

2.Определение степени устойчивости знаний и УУД обучающихся 10 классов, приобретенных в основной школе.

5

Зачетная сессия в 10-11 классах по базовым и профилирующим предметам.

Выявление уровня овладения обучающихся знаниями и способами деятельности по базовым и профильным учебным предметам

6.

Проведение предэкзаменационных работ в 9,11-ых классах (по КИМам ОГЭ, ЕГЭ), математике и русскому языку.

Выявление уровня подготовленности к государственной итоговой аттестации выпускников 9,11-ых классов.

7.

Промежуточная аттестация в 5-8,10 классах.

Выявление уровня соответствия образовательных результатов обучающихся требованиям гос.образовательных стандартов.

8.

Итоговый контроль

во 2 - 4 классах.

Выявление образовательных результатов обучающихся (предметных и метапредметных)

9.

Государственная итоговая аттестация: ОГЭ в 9-ых классах, ЕГЭ в 11 классах.

Выявление соответствия результатов внутренней оценки качества школьного образования внешней независимой оценке .

Внутришкольное инспектирование осуществляется разнообразными методами. К числу наиболее используемых относятся:

-изучение школьной документации;

-наблюдение за организацией учебного и воспитательного процесса (посещение уроков и других мероприятий учебно-воспитательного характера);

-тестирование;

-экспертиза;

-социологические методы: анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос участников образовательного процесса;

-хронометрирование;

-контрольные срезы;

-устная, письменная, графическая проверка знаний.

Для контроля состояния образовательной деятельности в МБОУ используются такие методы, как наблюдение, тестирование, хронометрирование, изучение документации, контрольные срезы, социологические (беседа, анкетирование);

Для контроля и оценки достижения планируемых результатов используются стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка и др.

В план ИКД включается и внешняя независимая оценка качества образования.

В ходе контрольно-инспекционной деятельности проводится:

- проверка и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность школы, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т.ч. учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);

-анализ результатов текущего контроля успеваемости, проводимого педагогами школы и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов.

Планирование инспекционно-контрольной деятельности

План инспекционно-контрольной деятельности является составной частью годового плана работы МБОУ.

Основными направлениями инспекционно-контрольной деятельности в условиях реализации Стандарта являются следующие:

1.Контроль за соблюдением законодательства и осуществлением государственной политики в области образования.

2. Контроль и оценка соответствия содержания образования требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной деятельности.

3. Контроль и оценка соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

4. Контроль и оценка результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.

5. Контроль качества преподавания.

6. Контроль воспитания и социализации обучающихся.

7. Контроль формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

8. Контроль за работой с одарёнными детьми.

9.Контроль за коррекционной работой.

10. Контроль и оценка условий реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования: 10.1.Кадровое обеспечение введения ФГОС;

10.2. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС;

10.3. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС;

10.4. Психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС;

10.5. Информационно-методическое обеспечение введения ФГОС.

11. Контроль и анализ реализации приказов и других локальных актов ОУ.

На основе годового плана разрабатывается месячный план ИКД, в котором уточняются субъект и объект контроля, цели, сроки, формы и методы его осуществления. Кроме того, составляется план проведения контроля каждого запланированного объекта.

Внутришкольный инспекционный контроль осуществляют директор школы или по его поручению заместитель директора, руководитель МО, другие специалисты. В качестве экспертов к участию в инспекции могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты. Директор школы своим приказом утверждает комиссию и план проведения инспекторской проверки.

В плане ИКД красной строкой прописан контроль за оценочной деятельностью учителя, формированием оценочной самостоятельности обучающихся и мониторингом образовательных достижений. Об этом говорят темы проверок.

1. Состояние преподавания и система внутренней оценки качества знаний на уроках русского языка и литературы в 2-11 классах и формирование оценочной самостоятельности обучающихся

2. Состояние преподавания математики, информатики и создание внутренней системы оценки качества образования по математике, информатике во 2-11 классах

3. Состояние и результативность освоения общеобразовательных программ и создание внутренней оценки качества образования по иностранным языкам

4. Состояние преподавания и система внутренней оценки качества знаний на уроках естественно-научного цикла во 2-11 классах и формирование оценочной самостоятельности обучающихся.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области