«Инспекционно-контрольная деятельность в системе внутренней оценки качества образования»
Рассмотрим опыт организации инспекционно-контрольной деятельности как инструмента ВСОКО в школе г.Ульяновска.
Инспекционно-контрольная деятельность представляет вид деятельности руководителей МБОУ по установлению соответствия образовательного процесса и его результатов государственным требованиям и нормативам.
В рассматриваемом нами аспекте деятельности – это установление соответствия образовательного процесса и его результатов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования, Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования ( далее –ФГОС) .
Цель инспекционно-контрольной деятельности: получение полной и всесторонней
информации о состоянии образовательной деятельности в МБОУ и на ее основе
своевременное внесение коррективов в деятельность МБОУ.
Основными задачами внутришкольного инспектирования являются:
образования участниками образовательных отношений;
актов, принятие мер по их пресечению;
предупреждению;
педагогических работников в условиях реализации ФГОС;
положительных и отрицательных тенденций в организации
процесса обучения и разработка на этой основе
предложений по распространению педагогического опыта и
устранению негативных тенденций;
курсов внеурочной деятельности, соблюдением учителями научно-
обоснованных требований к реализации содержания образования в
соответствии с требованиями ФГОС;
овладения универсальными учебными действиями и способами
деятельности, выявление уровня развития обучающихся;
процесса на системно-деятельностной основе;
Виды, формы и методы инспекционно-контрольной деятельности
В соответствии с современными требованиями инспектирование по совокупности вопросов проводится в двух видах:
1) тематического - проверяется одно направление деятельности;
2) комплексного - проверяется два и более направлений деятельности.
Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы и направлен на:
Содержание тематического контроля может включать следующие вопросы:
В ходе тематического контроля:
Приведем перечень вопросов для тематического контроля с целевыми установками из плана ИКД школы г.Ульяновска на 2019-20 учебный год.
№ | Изучаемый вопрос | Цель контроля |
1. | Состояние работы по развитию одарённости, формированию исследовательских компетентностей через внеурочную деятельность в кружки, НОУ, секции обучающихся 1-11 классов в условиях реализации ФГОС и ФКГОС | Изучение системы работы учителей по развитию одарённости, формированию исследовательских компетентностей через внеурочную деятельность в кружки, НОУ, секции обучающихся 1-11 классов в условиях реализации ФГОС и ФКГОС. |
2. | Результативность работы учителей истории, обществознания, географии по формированию гражданственности у обучающихся и их социализации | Выявление эффективности реализации воспитывающей функции уроков истории, обществознания, географии. |
3. | Качество использования средств ИКТ для создания педагогической среды урока в соответствии с требованиями ФГОС | Выявление эффективности использования ИКТ в создании педагогической среды урока |
4. | Состояние индивидуального обучения на дому | Изучение системы работы с детьми, находящимися на индивидуальном обучении. |
5. | Система оценочной деятельности учителей и формирование оценочной самостоятельности обучающихся на уроках естественно-научного цикла во 2-11 классах | Выявление состояния оценочной деятельности учителя и ученика по предмету «Окружающий мир», по физике, химии, биологии в условиях освоения ФГОС. |
6. | Результативность освоения общеобразовательных программ и создание внутренней оценки качества образования по иностранным языкам в школе | Выявление эффективности системы оценки образовательных результатов учащихся по английскому языку во 2-11 классах и немецкому языку в 8-9 классах. |
7. | Работа ИБЦ и использованию его ресурсов по обеспечению выполнения образовательных программ | Изучение системы работы заведующей ИБЦ и педагога-библиотекаря по обеспечению выполнения образовательных программ |
8. | Результативность работы учителей физической культуры и ОБЖ в 1-11 классах по формированию здорового и безопасного образа жизни обучающихся | Изучение системы работы учителей физической культуры и ОБЖ по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и формированию здорового образа жизни; получение информации о проведении интегрированных уроков ОБЖ и «Окружающий мир» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС и ЦКП «Здоровье». |
9. | Работа классных руководителей по профилактике вредных привычек и привитию здорового образа жизни | Изучение системы работы классных руководителей, социального педагога по профилактике правонарушений и вредных привычек у обучающихся и привитию им здорового образа жизни. |
10. | Обеспечение преемственности между основной и начальной школой в УВП 4 классов | Выявление состояния преемственности между основной и начальной школой в УВП 4 классов. |
11. | Результативность проектной и поисково- исследовательской деятельности обучающихся | Выявление эффективности работы учителей по организации и проведению проектной и исследовательской деятельности обучающихся |
12. | Результативность преподавания предметов образовательной области «Искусство» и курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | Изучение состояния преподавания предметов образовательных областей «Искусство» и курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». |
13. | Результативность работы учителей 1 классов по формированию предметных и метапредметных результатов у обучающихся 1 классов | Выявление уровня сформированности предметных и метапредметных результатов у обучающихся 1-ых классов |
14. | Работа классных руководителей, учителей и органов самоуправления по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся | Изучение системы работы классных руководителей и органов ученического самоуправления по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, её активизации в связи с празднованием 85-летия Победы в Великой Отечественной войне. |
Комплексный контроль
Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации:
Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.
Актуальными темами комплексного контроля являются вопросы, связанные с реализацией Образовательной программы ОУ. Предлагаем возможный перечень вопросов для изучения хода реализации Образовательной программы ОУ:
1.Использование разноуровневых учебных программ, индивидуальных учебных планов, предоставление обучающимся всех возможных форм освоения образовательных программ (очная, экстернат, дистанционная, домашнее обучение и др.).
2.Реализация программ для детей с особыми образовательными потребностями: для одарённых, для имеющих проблемы в состоянии здоровья и др.
3.Качество рабочих программ, разработанных учителями.
4.Выполнение учебных программ, их практической части в соответствии с государственным стандартом общего образования.
5.Использование современных педагогических технологий на системно - деятельностной основе.
6.Реализация программы воспитания и социализации обучающихся.
7.Предшкольная подготовка детей.
8.Организация предпрофильной подготовки в основной школе.
9.Профильное обучение .
10.Осуществление внеурочной деятельности обучающихся.
11.Соответствие знаний, умений, универсальных учебных действий и способов деятельности обучающихся требованиям государственного стандарта.
12.Сформированность универсальных учебных действий и способов деятельности обучающихся.
13.Сформированность личностных результатов обучающихся.
14.Подготовка обучающихся к различным формам промежуточной и итоговой аттестации.
15.Удовлетворенность качеством образования социальных заказчиков (выпускников, родителей, учебных заведений, предприятий, учредителя).
По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ и проводится педсовет, совещание при директоре или его заместителях. Контроль за исполнением приказа возлагается на одного из членов администрации.
Приведем тематику комплексного контроля с целевыми установками из плана ИКД МБОУ на 2019-2020 учебный год
№ | Изучаемый вопрос | Цель контроля |
1. | Взаимодействие классного руководителя с учителями, семьёй, учреждениями дополнительного образования по социальной адаптации обучающихся». | Выявление качества работы Изучение системы классных руководителей по взаимодействию с учителями, семьёй, учреждениями дополнительного образования по социальной адаптации обучающихся. |
2. | Состояние преподавания математики, информатики и создание внутренней системы оценки качества образования по математике, информатике во 2-11 классах». Формирование учителями математики и информатики системы мониторинга образовательных результатов обучающихся в процессе их обучения со 2 по 11 класс | Получение достоверной информации о состоянии преподавания и системе контроля качества знаний по математике и информатике во 2-11 классах в условиях введения ФГОС. Выявление объективности системы оценки образовательных результатов обучающихся 2-11-х классов в условиях введения ФГОС |
3. | Роль системы внеурочной деятельности, НОУ, дополнительного образования в формировании и развитии у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | Выявление эффективности работы учителей и педагогов дополнительного образования по развитию УУД в системе внеурочной деятельности, НОУ и дополнительного образования |
4. | Состояние преподавания спецкурсов по выбору в 5-9 классах и профильных спецкурсов в 10-11 классах | Выявление эффективности проведения занятий спецкурсов |
4. | Результаты внедрения ЕАИС «Сетевой город в образовательный процесс гимназии» | Изучение эффективности внедрения ЕАИС «Сетевой город» в образовательную деятельность школы и её роли в формировании информационной культуры обучающихся. |
5. | Организация итогового повторения и систематизации знаний обучающихся в период подготовки к промежуточной, итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации обучающихся | Выявление эффективности системы повторения, обобщения знаний и умений обучающихся в период подготовки к промежуточной, итоговой и государственной итоговой аттестации обучающихся |
6. | Выполнение теоретической и практической части учебных программ | Проверка выполнения государственных программ в их теоретической и практической части. |
Инспекционный контроль в виде административной работы осуществляется руководителем образовательного учреждения с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости.
№ | Тема административного контроля | Цель контроля |
1. | Входная диагностика по русскому языку, математике во 2-11 классах, по смысловому чтению во 2-5 классах. Кто готовит материалы? К-1 | Выявление остаточных знаний обучающихся за предыдущие годы обучения для внесения корректив в процесс обучения |
2. | Классно-обобщающий контроль 5-ых классов. | Выявление устойчивости знаний и УУД обучающихся, приобретенных в начальной школе. |
3. | Контроль за достижением образовательных результатов обучающихся за первую четверть по русскому языку, математике во 2-9 классах, по смысловому чтению во 2-5 классах. | Выявление соответствия образовательных результатов обучающихся (предметных и метапредметных) по итогам первой четверти требованиям ФГОС. |
4. | Классно-обобщающий контроль 10-ых классов. | 1.Изучение соблюдения принципа преемственности между основной и средней школой. 2.Определение степени устойчивости знаний и УУД обучающихся 10 классов, приобретенных в основной школе. |
5 | Зачетная сессия в 10-11 классах по базовым и профилирующим предметам. | Выявление уровня овладения обучающихся знаниями и способами деятельности по базовым и профильным учебным предметам |
6. | Проведение предэкзаменационных работ в 9,11-ых классах (по КИМам ОГЭ, ЕГЭ), математике и русскому языку. | Выявление уровня подготовленности к государственной итоговой аттестации выпускников 9,11-ых классов. |
7. | Промежуточная аттестация в 5-8,10 классах. | Выявление уровня соответствия образовательных результатов обучающихся требованиям гос.образовательных стандартов. |
8. | Итоговый контроль во 2 - 4 классах. | Выявление образовательных результатов обучающихся (предметных и метапредметных) |
9. | Государственная итоговая аттестация: ОГЭ в 9-ых классах, ЕГЭ в 11 классах. | Выявление соответствия результатов внутренней оценки качества школьного образования внешней независимой оценке . |
Внутришкольное инспектирование осуществляется разнообразными методами. К числу наиболее используемых относятся:
-изучение школьной документации;
-наблюдение за организацией учебного и воспитательного процесса (посещение уроков и других мероприятий учебно-воспитательного характера);
-тестирование;
-экспертиза;
-социологические методы: анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос участников образовательного процесса;
-хронометрирование;
-контрольные срезы;
-устная, письменная, графическая проверка знаний.
Для контроля состояния образовательной деятельности в МБОУ используются такие методы, как наблюдение, тестирование, хронометрирование, изучение документации, контрольные срезы, социологические (беседа, анкетирование);
Для контроля и оценки достижения планируемых результатов используются стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка и др.
В план ИКД включается и внешняя независимая оценка качества образования.
В ходе контрольно-инспекционной деятельности проводится:
- проверка и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность школы, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в т.ч. учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов);
-анализ результатов текущего контроля успеваемости, проводимого педагогами школы и промежуточной аттестации обучающихся, государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х и 11-х классов.
Планирование инспекционно-контрольной деятельности
План инспекционно-контрольной деятельности является составной частью годового плана работы МБОУ.
Основными направлениями инспекционно-контрольной деятельности в условиях реализации Стандарта являются следующие:
1.Контроль за соблюдением законодательства и осуществлением государственной политики в области образования.
2. Контроль и оценка соответствия содержания образования требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов при организации образовательной деятельности.
3. Контроль и оценка соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
4. Контроль и оценка результатов освоения основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.
5. Контроль качества преподавания.
6. Контроль воспитания и социализации обучающихся.
7. Контроль формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
8. Контроль за работой с одарёнными детьми.
9.Контроль за коррекционной работой.
10. Контроль и оценка условий реализации основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования: 10.1.Кадровое обеспечение введения ФГОС;
10.2. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС;
10.3. Материально-техническое обеспечение введения ФГОС;
10.4. Психолого-педагогическое обеспечение введения ФГОС;
10.5. Информационно-методическое обеспечение введения ФГОС.
11. Контроль и анализ реализации приказов и других локальных актов ОУ.
На основе годового плана разрабатывается месячный план ИКД, в котором уточняются субъект и объект контроля, цели, сроки, формы и методы его осуществления. Кроме того, составляется план проведения контроля каждого запланированного объекта.
Внутришкольный инспекционный контроль осуществляют директор школы или по его поручению заместитель директора, руководитель МО, другие специалисты. В качестве экспертов к участию в инспекции могут привлекаться сторонние (компетентные) организации, отдельные специалисты. Директор школы своим приказом утверждает комиссию и план проведения инспекторской проверки.
В плане ИКД красной строкой прописан контроль за оценочной деятельностью учителя, формированием оценочной самостоятельности обучающихся и мониторингом образовательных достижений. Об этом говорят темы проверок.
1. Состояние преподавания и система внутренней оценки качества знаний на уроках русского языка и литературы в 2-11 классах и формирование оценочной самостоятельности обучающихся
2. Состояние преподавания математики, информатики и создание внутренней системы оценки качества образования по математике, информатике во 2-11 классах
3. Состояние и результативность освоения общеобразовательных программ и создание внутренней оценки качества образования по иностранным языкам
4. Состояние преподавания и система внутренней оценки качества знаний на уроках естественно-научного цикла во 2-11 классах и формирование оценочной самостоятельности обучающихся.