Игры на развитие сенсорной интеграции для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Попова Наталья Павловна,
Воспитатель ГБУ ЦССВ «Наш дом»
Россия, г. Москва
Сенсорная интеграция и проблемы связанные с ней, встречаются сегодня в работе с детьми с ТМНР (тяжелые и множественные нарушения развития) довольно часто. Теоретически, в основе сенсорной интеграции лежит системный подход к функционированию мозга.
Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию ребёнка. Основная цель коррекции – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов и ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния, вкуса. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.
Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система. Информация об интеграции помогает увидеть связь процессов обработки сенсорики с поведением, обучением ребенка. Поведение ребенка, не результат плохого воспитания, а необходимость пристального внимания специалистов: нейропсихологов, педагогов-психологов, дефектологов, а также родителей. Главным в этом является создание условий для эффективного воздействия на процессы развития детей с ТМНР.
Дисфункция сенсорной интеграции проявляется в нехватке нескольких сенсорных систем. Системы взаимосвязаны, поэтому нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Сенсорная система может быть поражена различно. Если ребенок может быть гипочувствителен к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствителен к слуховым, тактильным стимулам. Диагностика дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется с помощью опроса его окружения. Поэтому необходимо создание и поддержание условий для развития сенсорной интеграции:
1. Игры, направленные на сенсорное развитие детей, изготовление методического материала для игр.
2. Совместные занятия не только воспитателей, но и всех специалистов, работающих с детьми ТМНР, т.е. мультидисциплинарный подход.
3. Создание предметно – развивающееся среды;
4. Постоянное консультирование участников процесса, системное использование технологий сенсорной интеграции на практике.
Как итог, проведенной работы - анализ формирования и развития сенсорных навыков детей с ТМНР и адаптация практических материалов на различные группы детей с ТМНР.
Примеры интегрированных игр:
1. «Мячики».
Скатывать шарики из фольги или бумаги, бросать их в различные емкости.
2. «Маракасы».
В пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!
3. «Найди такой же» Цель: подбор предметов по образцу.
Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.
Детям предлагается найти предметы такой же формы.
4. «Жестянка для ощупывания»
На старую жестяную банку кусочки меха или фетра, можно в форме человечка или зверя. В таком ведерке можно устраивать игры с пенопластом, ватными шариками, деревянными и пластиковыми кубиками, мехом, перьями и т.д. Можно узнавать спрятанные в ведре предметы на ощупь. Можно также играть, находя в банке что-то твердое, мягкое, маленькое, большое, шершавое, гладкое, легкое, тяжелое и т.д.
5. «Тактильный кубик»
Игральный кубик из тканей с одинаковой или разной текстурой. Можно пришить на стороны пуговицы.
6. «Коробка для ощупывания».
Простую картонную коробку, пластиковую миску или пластмассовую коробочку от мороженого, можно сделать ее самим, яркой и интересной на ощупь. Например, приклеить на коробку снаружи: кусочки пенопласта, катушки, песок, опилки, пуговицы, пластик, другие предметы. Можно внутри обклеить коробку интересными для ощупывания материалами (пенопласт, ракушки, пуговицы и т.д.), можно наполнить разными на ощупь предметами.
Сенсорная интеграция удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка с ТМНР.
При выполнении сенсорных игр не надо ребёнка принуждать. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса. В выполнении данных упражнений ребёнку отводится ведущая роль.
Литература:
1.Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 — с. 86–92.4. Эллнеби И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997; 131 с.
2. «Педагогика, которая лечит» Составители: Битова А.Л., Борисовская О.Б. «Теревинф», Изд. Москва 2013г.