Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игры на развитие сенсорной интеграции для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Сенсорная интеграция и проблемы связанные с ней, встречаются сегодня в работе с детьми с ТМНР тяжелые и множественные нарушения развития довольно часто. Поэтому развитие сенсорной интеграции через игровые упражнения актуально для детей ТМНР. Статья предназначена для специалистов, работающих с данной категорией детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игры на развитие сенсорной интеграции для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Попова Наталья Павловна,

Воспитатель ГБУ ЦССВ «Наш дом»

Россия, г. Москва

Сенсорная интеграция и проблемы связанные с ней, встречаются сегодня в работе с детьми с ТМНР (тяжелые и множественные нарушения развития) довольно часто. Теоретически, в основе сенсорной интеграции лежит системный подход к функционированию мозга.

Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию ребёнка. Основная цель коррекции – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов и ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния, вкуса. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией.

Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система. Информация об интеграции помогает увидеть связь процессов обработки сенсорики с поведением, обучением ребенка. Поведение ребенка, не результат плохого воспитания, а необходимость пристального внимания специалистов: нейропсихологов, педагогов-психологов, дефектологов, а также родителей. Главным в этом является создание условий для эффективного воздействия на процессы развития детей с ТМНР.

Дисфункция сенсорной интеграции проявляется в нехватке нескольких сенсорных систем. Системы взаимосвязаны, поэтому нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Сенсорная система может быть поражена различно. Если ребенок может быть гипочувствителен к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствителен к слуховым, тактильным стимулам. Диагностика дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется с помощью опроса его окружения. Поэтому необходимо создание и поддержание условий для развития сенсорной интеграции:

1. Игры, направленные на сенсорное развитие детей, изготовление методического материала для игр.

2. Совместные занятия не только воспитателей, но и всех специалистов, работающих с детьми ТМНР, т.е. мультидисциплинарный подход.

3. Создание предметно – развивающееся среды;

4. Постоянное консультирование участников процесса, системное использование технологий сенсорной интеграции на практике.

Как итог, проведенной работы - анализ формирования и развития сенсорных навыков детей с ТМНР и адаптация практических материалов на различные группы детей с ТМНР.

Примеры интегрированных игр:

1. «Мячики».

Скатывать шарики из фольги или бумаги, бросать их в различные емкости.

2. «Маракасы».

В пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!

3. «Найди такой же» Цель: подбор предметов по образцу.

Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

Детям предлагается найти предметы такой же формы.

4. «Жестянка для ощупывания»

На старую жестяную банку кусочки меха или фетра, можно в форме человечка или зверя. В таком ведерке можно устраивать игры с пенопластом, ватными шариками, деревянными и пластиковыми кубиками, мехом, перьями и т.д. Можно узнавать спрятанные в ведре предметы на ощупь. Можно также играть, находя в банке что-то твердое, мягкое, маленькое, большое, шершавое, гладкое, легкое, тяжелое и т.д.

5. «Тактильный кубик»

Игральный кубик из тканей с одинаковой или разной текстурой. Можно пришить на стороны пуговицы.

6. «Коробка для ощупывания».

Простую картонную коробку, пластиковую миску или пластмассовую коробочку от мороженого, можно сделать ее самим, яркой и интересной на ощупь. Например, приклеить на коробку снаружи: кусочки пенопласта, катушки, песок, опилки, пуговицы, пластик, другие предметы. Можно внутри обклеить коробку интересными для ощупывания материалами (пенопласт, ракушки, пуговицы и т.д.), можно наполнить разными на ощупь предметами.

Сенсорная интеграция удовлетворяет потребность ребёнка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных и досуговых умений ребёнка с ТМНР.

При выполнении сенсорных игр не надо ребёнка принуждать. Ребёнок не должен испытывать даже кратковременного стресса. В выполнении данных упражнений ребёнку отводится ведущая роль.

Литература:

1.Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 — с. 86–92.4. Эллнеби И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997; 131 с.

2. «Педагогика, которая лечит» Составители: Битова А.Л., Борисовская О.Б. «Теревинф», Изд. Москва 2013г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области