Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Система работы старшего воспитателя по самообразованию педагогов ДОУ»

Цель Создание системы методической работы по самообразованию педагогов ДОУ, способствующей повышению их профессиональной компетенции. Задачи - Проанализировать уровень профессиональной подготовки и способностей к саморазвитию педагогов ДОУ  Создать систему мероприятий по повышению профессиональных умений и навыков педагогов  Создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию педагогов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Система работы старшего воспитателя по самообразованию педагогов ДОУ»

Динамичные изменения в жизни современного общества требуют от человека высокой социальной и профессиональной мобильности, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. Это касается любой сферы деятельности, в том числе системы образования, где повышение качества обучения и воспитания подрастающего поколения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и самообразования. Поэтому тему своей работы я определила как: «Система работы старшего воспитателя по самообразованию педагогов ДОУ».

Различные аспекты самообразования давно и широко изучаются целым рядом наук – философией, психологией, социологией и др. Как самостоятельное направление в педагогике проблема готовности педагогов к самообразованию выделилась в исследованиях примерно в 70-х г. XX века. Этой теме посвящены работы В.И. Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.К. Громцевой, В.Н. Дружинина, В.П. Зинченко, А.Ю. Козыревой и др. Исследователями рассматривается самообразование не только как деятельность, но и как сугубо личностный процесс. Авторы подчеркивают, что успешность самообразования возможна только в том случае, если этот процесс осознается личностью, у педагога сформирована готовность к самообразовательной деятельности.

Действенную помощь в самообразовании педагогов ДОУ, в приобретении знаний, умений, навыков и компетенций должна оказывать методическая служба дошкольного учреждения. Необходимо создать целый комплекс условий для профессионального роста каждого сотрудника. В первую очередь, это адресная поддержка и помощь воспитателям. Грамотное методическое сопровождение способно выявить проблемы профессиональной деятельности педагогов, целенаправленно помочь в выборе способов и средств самообразования, в организации деятельности по обобщению его результатов.

Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов.

В настоящее время проблема самообразования педагогов дошкольных учреждений приобретает особую значимость. Модернизация системы дошкольного образования направлена на обновление содержания, принципов построения образовательного процесса, вариативность программ, методов и форм работы с детьми. Все это требует от педагогов пересмотра своих профессиональных взглядов и позиций, отказа от шаблонов прошлого педагогического опыта и стереотипов, стимулирует к освоению новых знаний, современных технологий.Педагог ДОУ - одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. Современные дошкольники отличаются от тех, что были, к примеру, десять лет назад. По этой причине воспитатель должен по-иному выстраивать свою деятельность, внедрять в работу новые приёмы, новые технологии — одним словом, развиваться. При этом он должен учитывать требования Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Однако многие воспитатели, понимая смысл и назначение профессионального педагогического самообразования, не владеют методикой этой деятельности или не испытывают в ней потребности. Практика показала, что в детском саду существует проблема с профессиональным уровнем подготовки педагогических кадров: молодые специалисты не имеют достаточного опыта применения теоретических знаний на практике, а педагоги-стажисты в большинстве своем оказываются личностно неготовыми к переменам в профессиональной деятельности и принятию новых требований. Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями участников педагогического процесса, перспективой его развития и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде.

С целью выявления готовности педагогов дошкольного учреждения к самообразованию было проведено анкетирование, в котором приняли участие 27 педагогов в возрасте от 24 до 65 лет. Для получения объективной информации об уровне профессиональной компетентности педагогов использовалась анкета Е.Н. Ноздриной «Профессиональный портрет».

Полученные данные показали, что 65 % педагогов образовательного учреждения предпочитают использовать традиционные приемы, методы и формы работы с детьми, 21 % – недостаточно ориентируются в современных технологиях, приемах организации своей деятельности, 52 % демонстрируют низкое стремление к повышению своей компетентности. Распределение педагогов по уровням профессиональной компетентности оказалось следующим: 55 % имеют низкий уровень профессиональной компетентности, 37 % – средний, 8 % – высокий.

Так же была использована анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию педагогов ДОУ» результаты которой показали, что главными факторами-стимуляторами в работе педагогов у 50 % являются интерес к работе, 38 % – пример и влияние коллег, 25 % – организация методической работы, 30 % – возрастающая доля ответственности при выполнении заданий. Потребность в повышении квалификации педагогов связана с получением новых знаний, что является основным мотивом для посещения курсов повышения квалификации и переподготовки для 34 % воспитателей. В 28 % случаев потребности педагогов определяются запросами родителей, администрации. Анализ факторов, препятствующих самообразованию педагогов в детском саду, позволил сделать вывод о том, что определяющими выступают недостаток времени (88 %), собственная инерция (65 %), а также ограниченность ресурсов, стесненные жизненные обстоятельства (12 %).

Результаты анкетирования «Выявление способности педагога к саморазвитию» педагогов показали, что 27 % педагогов активно реализуют свои потребности в саморазвитии, у 54 % нет сложившейся системы саморазвития, их ориентация на развитие сильно зависит от внешних условий, 19 % находятся в состоянии остановившегося развития.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что самыми сложными вопросами педагогической деятельности для педагогов ДОУ стали теоретические основы психолого-педагогических проблем, умение планировать направления работы, осуществлять анализ полученных на занятиях результатов образования, воспитания и развития воспитанников. Так же способствовали анализу условий, имеющих непосредственную связь с организацией методической работы детского сада.

В нашем детском саду работают и мастера, и начинающие неопытные педагоги. И поэтому возникает потребность в организации дифференцированной системы методической работы в учреждении с учетом специфики базового образования, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога, наличия у него практического опыта работы с детьми.

На основании анализа теоретических положений и практических проблем по самообразованию педагогов в дошкольном образовательном учреждении, мной были определены цель и задачи:

Цель: Создание системы методической работы по самообразованию педагогов ДОУ, способствующей повышению их профессиональной компетенции.

Задачи:

- Проанализировать уровень профессиональной подготовки и способностей к саморазвитию педагогов ДОУ;

  Создать систему мероприятий по повышению профессиональных умений и навыков педагогов;

   Создать мотивацию к профессиональному росту и саморазвитию педагогов.    

Ведущая педагогическая идеяопыта заключается в определении наиболее эффективной системе работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности. Научить творчеству нельзя, но побудить педагогов сделать несколько шагов в своем профессиональном развитии можно и над этим работает методическая служба.

Планирование и организация работы проводится по результатам изучения потребностей педагогов в ходе анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдения за педагогической деятельностью, вопросов педагога. Педагог выбирает тему для самообразования, учитывая свой индивидуальный опыт и уровень профессионального развития. Она всегда должна быть нацелена на какой-то конкретный результат, поднимающий процесс воспитания и обучения на качественно новый уровень.

Выбранная тематика должна при этом быть актуальной, а работа по самообразованию — органично вливаться в педагогический процесс всего дошкольного учреждения.

Обобщив вышесказанное, можно обозначить следующие направления в

тематике для самообразования:

 какая-либо из актуальных годовых задач дошкольной организации;

 вопрос, вызывающий у воспитателя трудности;

 углубление знаний и расширение уже имеющихся навыков педагога.

Кроме того, тему нужно выбирать с учётом возрастных особенностей группы дошкольников, с которой работает педагог.

Вся работа по самообразованию педагогов строится на следующих принципах.

3.Тема самообразования должна быть близка и понятна педагогу, только в этом случае результат самообразования будет эффективен и раскроет творческий потенциал воспитателя.

Слайд 8

Рекомендуется следующая тематика самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу (на слайде).

Для молодых специалистов:

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

Для педагогов без специального образования:

Тематикой самообразования также может быть:

пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.

Эти принципы делают организацию самообразования гибкой и позволяют каждому сотруднику активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс ДОУ. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ.

После определения проблемы, темы самообразования каждым педагогом составляется план работы по самообразованию. В нашем ДОУ нет какой-то единой формы планирования, но есть варианты, т.к. самообразование - это, прежде всего, творческий процесс, а загонять творчество в какие-то рамки было бы неправильно.

В плане указываются проблема, тема самообразования, определяются этапы, содержание работы на каждом из них, предполагаемый результат и формы его представления. Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практике дошкольного воспитания, опытности самого педагога. Педагог сам определяет сроки реализации плана, но, как правило, план рассчитывается от аттестации до аттестации.

На основе индивидуальных планов составляется общий план работы по самообразованию педагогов ДОУ. В нашем ДОУ мной разработана следующая форма плана. В общем плане фиксируется проблема, над которой работает педагог, этап работы над проблемой, какой результат уже достигнут (при наличии такового), предполагаемый результат. Такая таблица позволяет наглядно отслеживать процесс самообразования в целом по ДОУ: на каком этапе находится каждый из педагогов, какие мероприятия по самообразованию планируются, какой материал уже наработан и может быть рекомендован для использования в работе.

Система работы по самообразованию педагогов делится на этапы.

1. Информационно – подготовительный этап (вводноознакомительный).

Включает в себя:

- Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

- Изучение периодической печати.

- Посещение библиотек.

- Знакомство с работами других педагогов.

- Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати

по теме.

2. Практический этап.

На данном этапе педагог может:

- Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

- Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

- Разработка конспектов занятий.

- Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

- Подготовить консультации по теме.

- Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу

программы – составление календарно – тематического плана и подбор

методов, приемов для развития обучающихся.

- Разработать проект.

- Разработать опросники для диагностирования обучающихся.

- Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой

работает педагог.

- Создать собственные методические пособия, атрибуты.

- Участвовать в работе конференций, семинаров.

3. Итоговый этап (отчет).

Формы отчета:

- Презентация проекта.

- Выступления на педсоветах, методических объединениях,

конференциях по обмену и обобщению педагогического опыта.

- Мастер – классы.

- Участие в конкурсах «Педагог года», «Сотрудник года».

- Внедрение в педагогический процесс проектов, образовательных

программ, методических пособий.

- Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме

самообразования (проблеме).

- Неделя педагогического мастерства.

- Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

- Выставки работ педагогов и детей по темам самообразования.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:

- не могут определиться с темой самообразования (углубленной работы), выделить ее актуальность;

- не могут правильно сформулировать тему самообразования, ее цель, задачи;

- при подборе литературы теряются в ее изобилии, затрудняются в правильном выборе;

- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал.

Успешность педагога в профессиональном самообразовании в этом случае напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая помощь необходима воспитателю:

 в определении темы, целей и задач;

 в планировании работы по самообразованию;

 в ходе реализации плана;

 в изучении и анализе результативности своей работы.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому к каждому педагогу надо подходить дифференцированно.

В конце работы над темой педагог проводит рефлексию (самоанализ). Для этого используется данная памятка.

Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и др.

Практические выводы после проработки каждой темы.

Творческое сотрудничество (с методистом, узкими специалистами, другими педагогами)

Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Выводы.

Таким образом, предлагаемая система работы по самообразованию, во-первых, ставит каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, а во-вторых, позволяет учитывать коллективный опыт наработанный не одним поколением педагогов, в третьих, помогает педагогам постоянно быть в определенном «профессиональном тонусе», позволяющим инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества для получения необходимых знаний, умений, практических навыков.

Результаты.

На сегодняшний день можно сказать, что у автора опыта сложилась определенная система в работе с педагогами по повышению у них профессиональной компетентности, уровня самообразования.  Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты:

                   положительная мотивация педагогов к профессиональному росту отмечается в создании предметно-развивающей среды в группах (на 30%);

                   рост активности в подготовке различных методических мероприятий (45%);

                   курсовую подготовку прошли 100% педагогов;

                   увеличились совместные разработки и реализации проектов с детьми (50%);

                   количественное соотношение полученных квалификационных категорий у педагогов также претерпело изменение в сторону повышения (30%);

                   мониторинг качества образования воспитанников показал позитивную динамику в освоении программы по всем ее разделам;

                   удовлетворенность родителей работой учреждения повысилась, о чем показал опрос (87% удовлетворены деятельностью).

Систематизация мероприятий по работе с педагогами позволила изменить и усовершенствовать содержание образовательного процесса, а также планирование деятельности учреждения.

Литература

1.          Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2014. - 128 с.

2. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\ Справочник

старшего воспитателя. № 11, 2008

3.                Виноградова, Н.А., Микляева, Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: Сфера, 2008. - 188 с.

4.                Давыдова, О.И., Майер, А.А., Богославец, Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. - СПб, 2008. – 170 с.

5.                Кораблева, С.В., Мифтахова, О.А. Организация работы старшего воспитателя с педагогами ДОО в режиме инновационной деятельности / С.В. Кораблева, О.А. Мифтахова // Народное образование. Педагогика. - 2015. - №2. - с. 23-26.

6.                Тимофеева, Л.Л., Майер, А.А. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. Выпуск 2. – М., 2013. – 96с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области