Потылицына Н.Н.
Воспитатель МБДОУ № 96
г. Красноярск
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПEДАГОГОВ ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УCIIEШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Мы приходим в мир с важной миссией – оставить о себе «добрый след» в сердцах окружающих людей. Человек – существо социальное. Все мы живем в обществе, и чтобы успешно социализироваться в нем, необходимо создать подрастающей личности благоприятные условия.
Все мы родом из детства. Основы взаимоотношений с социумом во взрослой жизни закладываются именно в дошкольном возрасте.
Нашей главной целью, педагогов и родителей, является гармоничное развитие ребенка, сохранение и укрепление его психического и физического здоровья, успешная социализация и самореализация. Наша задача – создать благоприятные условия для этого.
Основная функция социализации – адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок. Кто как не родители являются носителями и источниками социального опыта. И поэтому они становятся нашими главными партнерами в образовании дошкольников.
Детский сад как открытая система тесно связан с социумом, чей заказ он выполняет, четко реагирует на его запросы, четко координирует свою работу, содействует родителям в осуществлении образовательной деятельности дошкольников. Следовательно, в наших общих интересах стать единомышленниками, формировать партнерские отношения с родителями дошкольников, тесно взаимодействовать и сотрудничать, организовывать совместную деятельность для Оказания помощи и поддержки в воспитании и развитии детей. Наша сила и успех в единстве.
Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому нельзя указывать, контролировать, оценивать. А взаимодействие – это способ организации совместной деятельности разных сторон в условиях открытости.
Социaлизация – понятие, широко использующееся в современной психолого-педагогической науке, имеющее междисциплинарный статус, и в связи с этим его содержание неоднозначно. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (АВ. Мудрик).
В своей работе с родителями мы реализуем 5 принципов:
Эти принципы мы учитываем при выработке единых целей и задач, программы взаимодействия в следующих формах работы с родителями:
Принцип | Характеристика принципа | Формы работы с родителями |
Интеллектуально-мотивационное единство | Выработка единых целей и задач, программы взаимодействия в образовательном процессе осознание общих ценностных ориентаций, формирование общей мотивации - готовности к совместной деятельности, открытые совместные обсуждения. | |
Организационно-волевое единство | Формирование сознательности, ответственности. добросовестного отношения к работе и поручениям. Налаживание сотрудничества, распределение обязанностей для эффективной совместной работы и реализации совместных проектов. | Выбор родительского комитета, попечительского совета . Подписание родительских договоров Награждение грамотами, ценными призами, благодарственными письмами. |
Психологическое единство | Создание благоприятных личностных взаимоотношений., использование личностно - ориентированного подхода, позитивного и терпеливого отношения, готовности к обмену опытом. принятию различных точек зрения, согласования мнения при активном обсуждении. | |
Творческое единство | Стремление решать все вопросы, руководствуясь общими интересами, укрепление связи с семьями и превращение последних в активных участников процесса воспитания, а не сторонних наблюдателей. | постановки, снежного городка и т.п.), |
Информационное единство | Доступность информации о состоянии проблемных вопросов, корректировка задач адаптации к имеющимся условиям |
Все эти формы работы, учитывающие пять принципов, способствуют формированию партнерских отношений с родителями дошкольников в осуществлении образовательной деятельности и создают условия для успешной социализации подрастающего поколения.
Дети нашего детского сада благодаря таким формам работы, учатся налаживать сотрудничество, устанавливать взаимоотношения со сверстниками, сознательно и ответственно относятся к поручениям, принимают активную позицию, участвуют в конкурсах, викторинах, театральных постановках, как районных, так и городских, помогают оформлять фотовыставки, газеты, журналы.
Таким образом, единство с родителями и партнерские взаимоотношения обязательное условие достижения нашей главной цели – гармоничного развития ребенка, успешной социализации и самореализации его в современном обществе.