Патриотизм - это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных
оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. С 2018 года являюсь классным руководителем юнармейского класса. В моем классе 15 учеников: 8 мальчиков и 7 девочек.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять впереди и вести за собой интеллект.
В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Уставом школы, Программой развития школы, планом воспитательной работы класса.
Цель патриотического воспитания: воспитание гражданина своего Отечества
Задачи:
•воспитывать чувство гордости за Родину и свой народ;
•формировать уважительное отношение к многовековой истории России, ее месту и роли в историческом процессе; уважительного отношения к родителям и близким людям.
•вовлечение учащихся в систему коллективных творческих дел патриотической, общественно ценной направленности.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся реализую следующую эффективную воспитательную цепочку:
Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста обучающихся, учитывая степень подготовленности их к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.
Хочу поделиться наиболее яркими примерами мероприятий в классе, которые стали традиционными и принесли успех и результат всему классному коллективу.
I. Задачу первого звена воспитательной цепочки по патриотическому воспитанию в своем классе - привитие любви к родителям, родному дому, к родным и близким людям решаю так:
На мой взгляд, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда просто учу и их. На родительских собраниях обсуждались такие важные вопросы, как:
•Взаимоотношение в семье, как его добиться (ноябрь 2015 г.)
•Дети и насилие (февраль 2016 г.)
•Родителям о воспитании толерантности у детей (октябрь 2017 г)
•Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм? (февраль 2018 г.)
Через совместные дела со своими детьми родители могут увидеть, как учится и живёт ребёнок в коллективе. Традиционными стали такие мероприятия, как родительские собрания, спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», конкурсы «Дочки - матери», «Моя дружная семья», праздники, посвященные Дню матери, совместные походы. Такая связь поколений, на мой взгляд, является важным элементом в воспитании детей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.
Изучение родословной семьи – это основа привития любви к своей семье. Вместе с ученицей моего класса Третьяковой Светланой написали работу «Учительская династия моей семьи». С работой заняли 1 место на школьной конференции и 3 место на районной конференции «Мир через культуру».
II. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда.
1. Ежегодное участие в акции «Ветеран живет рядом».
2. Акция «Георгиевская ленточка»
III. Любовь к родной природе
Я считаю, что труд – это необходимое условие воспитания подрастающего поколения, которое концентрирует в себе гражданственность и всё то, что должна иметь личность. Наши дети умеют трудиться: работают на пришкольном участке, благоустраивают школьную территорию, совершают трудовые десанты, субботники.
Проводим встречи с людьми, чьи профессии связаны с природой.
23 марта 2018 года прошло профориентационное мероприятие в рамках акции «Живи, лес», которое провели работники Вологодского лесхоза Бородавкина Светлана Александровна и Сухарева Ирина Игоревна. Они рассказали ребятам о профессиях, связанных с лесным делом, а также познакомили с учебными заведениями области и России, где можно получить профессии, имеющие отношение к лесу. Ирина Игоревна познакомила учеников и с особенностями работы ООПТ «Диковкий лес».
IV. Моя Родина – Россия
С малых лет необходимо дать детям представление, пусть даже самое простое, о месте и роли их страны в мире.
1. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания малой родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Это место — город или деревня — наша малая родина. В воспитании патриотизма мне помог кружок «Мой край родной» по внеурочной деятельности в 7 классе. в рамках работы кружка познакомились с Вологодским краем, его природой, достопримечательностями, знаменитыми людьми. Принимали активное участие в районных интеллектуальных играх и олимпиадах по краеведению: игры «Я живу в Вологодском районе» (заняли 3 место), «По городам «Серебряного ожерелья» Вологодской области (участники), «Вологодская область – душа русского севера», олимпиада «60-я параллель» (участники), участники краеведческого диктанта.
3. Связь с малой родиной-это связь и со школой, с ее учениками. Традиционно проводим встречи с выпускниками нашей школы. В рамках областного Урока занятости-2018 в Гончаровской школе прошла беседа с презентацией «Профессиональный навигатор будущего». На данном мероприятии присутствовала выпускница нашей школы 2013 года Хайдукова Ирина. В настоящее время Ирина работает старшим специалистом II разряда в Грязовецком территориальном отделе – государственное лесничество и является магистрантом первого года обучения факультета агрономии и лесного хозяйства, специальность «Лесное дело» в ВГМХА им. Н.В.Верещагина.
15 января 2018 года в Гончаровской школе прошла встреча с выпускников 2016 года Хайдуковым Михаилом. В настоящее время Михаил обучается в Военно-морском институте «Военно-учебного научного центра» ВМФ академии имени адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова по специальности: Кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации в городе Санкт-Петербург.
25 января в Гончаровской школе в рамках профориентационной работы была организована встреча учащихся 8 и 10 классов с выпускницами нашей школы 2018 года Шишебаровой Юлией, ныне студенткой 1 курса Балтийского Государственного Технического Университете ВОЕНМЕХ им. Д.Ф. Устинова и Петровой Александрой , студенткой 1 курса ФГБОУ ВО «Вологодский Государственный Университет». В ходе встречи девушки рассказали учащимся о правилах приема и поступления в данные высшие учебные заведения, о кружках на базе учебных заведений и интересной жизни студентов. Приятно, когда наши выпускники посещают свою родную школу.
4. Ребята активно приняли участие в туристическом слете
V.Человек - защитник своего Отечества
Воспитанию патриотизма, формированию гражданской позиции способствуют уроки мужества: «Что значит быть патриотом?», «В жизни всегда есть место подвигу», круглые столы «История моей семьи в фотографиях», «Сильный характер – его можно воспитать», встречи с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами, экскурсии в школьные музеи.
1. Особое внимание в работе с детьми уделяю воспитанию толерантности - умения терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Это особенно важно в условиях участившихся актов насилия, терроризма, обострения межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Глубокий отклик оставил в душах детей классный час «Трагедия в Беслане - наша общая боль…».
2. Традиционно в канун 9 мая в школе проходит митинг, посвященный годовщине Победы, акция «Бессмертный полк», где ученики несут портреты своих прадедушек, принявших участие в войне. Мы собрали о них информацию и разместили на сайте школы в разделе «Наш бессмертный полк».
3. В нашей школе стало доброй традицией ежегодно приводить в порядок памятники героям Великой Отечественной войны. Являемся участниками акции «Памятникам пионерскую и юнармейскую заботу». Одним из главных пунктов этой акции является уход за памятниками воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ, расположенным на территории п.Заря и на прилегающей к поселку территории.
4. Героями не рождаются, героями становятся (Пионеры-труженики тыла Великой Отечественной войны). С ученицей класса Юлиной Викторией по материалам Зала боевой славы и труда собрали материал и составили презентацию о тружениках тыла нашего поселка во время ВОВ.
5. С каким энтузиазмом школьники знакомятся с военной техникой и наперебой отгадывать задания викторин! Все это можно и нужно использовать для воспитания из них настоящих граждан своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину.
6. Пробуждая у детей интерес к истории, подвигам героического народа, участвуем ежегодно в интеллектуальной игре «День героев Отечества».
7. Ежегодно принимаем участие в школьном Смотре строя и песни, занимая всегда 1-е место, за исключением этого года (2 место), соревновались в группе старшеклассников, и уступили только 10 классу!
8. Школьный конкурс патриотической песни на 9 мая в 2018 году – итог 1 место;
Большое значение для воспитания патриотизма имеют музеи созданные в школе. Музей – помощник учителя, как в учебном процессе, так и в воспитательной работе с учащимися.
В музее имеется альбомы, в которых раскрывается тот или иной период истории, боевой путь соединений, судьбы ветеранов, знаменитых земляков. Фото, личные вещи и другие документы, помещённые на стендах и витринах музея усильвают восприятие и вызывают высокие патриотические чувства.
В 2018 учебном году мы приняли эстафету Вологодского района – стали членами военно-патриотического движения «Юнармия.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех обучающихся класса. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности у всех качеств, которые востребованы обществом. Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела.
Вот в таких делах и формируется коллектив, и воспитываются патриоты.
Таким образом, роль гражданско-патриотического воспитания в работе классного руководителя в современных условиях объективно является и признана государством ключевой. Более того, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского общества.